Слайд 1Лекция 1
ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА
РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Слайд 2Религиоведение изучает
процесс возникновения, функционирования и развития религии,
ее строение и различные
компоненты,
многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху,
роль
в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом,
взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.
Слайд 3Основные разделы религиоведения
философия религии,
социология религии,
психология религии,
феноменология религии,
история религии.
Слайд 4Философия религии
Зарождается в XVII — XVIII веках
Содержание философии религии образуют
философские понятия и концепции данного объекта.
Эти концепции многообразны, интерпретация
религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа — натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д.
Слайд 5Проблемные области
философии религии
1) выявление статуса философии религии в общей
системе религиоведческих знаний, специфики философского осмысления религии, решение вопроса о
методах постижения объекта (метапроблемы);
2) изучение сущности, разработка философского понятия религии, раскрытие возможных принципов подхода к ее определению;
3) исследование онтологических и гносеологических основ и предпосылок религии;
4) анализ особенностей религиозных мировоззрения, онтологии, гносеологии, мышления и языка;
5) раскрытие содержания теистических учений о Боге, обоснований его бытия, соотнесения этих учений с иными субстанциальными парадигмами;
6) выявление специфики и содержания религиозной философии.
Слайд 6Социология религии
как научная дисциплина начинает формироваться с середины XIX в.
Основатели
социологии религии:
немецкий социолог, историк, философ М. Вебер (1864—1920),
французский
социолог, философ Э. Дюркгейм (1858 —1917),
немецкий философ, социолог Г. Зиммель (1858—1918),
немецкий теолог и философ Э. Трёльч (1865 —1923).
Слайд 7Предмет социологии религии
Религия как общественная подсистема
Изучает общественные основы религии,
общественные закономерности
ее возникновения, развития, функционирования,
ее элементы и структуру,
место, функции и
роль в общественной системе,
влияние на другие элементы этой системы, специфику обратного влияния последних на религию.
Слайд 8Социология религии
рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом
уровнях,
анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.
Слайд 9Социологическая теория религии
1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее
основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов;
2)
знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отношениях, объединениях, организациях и т.д.;
3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — «религиозность», «религиозное поведение», «типы религиозности» и проч.;
4) методика конкретно-социологических исследований в области религии.
Слайд 10Теоретические и эмпирические методы социологии религии
абстрагирование,
обобщение,
моделирование,
экстраполяция,
сравнительно-исторический анализ,
анализ архивных материалов, различных документов,
опросы (интервью, анкетирование и т.д.),
наблюдение,
группировка,
ранжирование,
типологизация,
контент-анализ и проч.
Слайд 11Психология религии
В качестве научной дисциплины формируется в конце XIX —
начале XX в.
Слайд 12Существенный вклад в ее становление и развитие внесли
немецкий психолог,
физиолог, философ В. Вундт (1832—1920),
американский психолог С.Холл (1844—1924),
американский
психолог и философ у. Джеймс. (1842—1910),
немецкий философ В. Дильтей (1833 —1911),
американский психолог Дж. Леуба (1868 —1946),
французский философ, социолог, психолог и этнограф Л. Леви-Брюль (1857—1939),
французский психолог Т. Рибо (1839 —1916),
американский психолог Э. Старбек {1866 —1947),
французский психолог Т. Флурнуа (1854—1920) и др.
Слайд 13Предмет психологии религии
психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений
индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и
т.п.),
содержание, структуру, направленность этих явлений,
их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.
Слайд 14Психологическая теория религии
1) учение о психологических основах религии;
2) совокупность
положений, выявляющих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности
и группе;
3) раскрытие многообразия религиозно-психологического опыта;
4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений — культа, религиозной пропо-
веди, обучения, воспитания, общения верующих и т.д.;
5) методика психологических исследований религиозности.
Слайд 15Методы исследования
психологии религии
метод объективного наблюдения,
анализ биографий,
проективные тесты,
личностные опросники,
метод семантического дифференциала,
методы исследования установок и диспозиций личности,
социометрия,
интроспекция и др.
Слайд 16Феноменология религии
складывается в XX в.
Слайд 17Феноменология религии
Значительный вклад внесли
голландский теолог и историк религии П.Д. Шантепи
де ла Соссе (1848-1920),
немецкий философ и теолог Р. Отто
(1869-1937),
голландский теолог и религиовед Г. ван дар Леув (1890-1950),
немецкий философ и социолог М. Шелер (1874-1928),
Немецкий философ и теолог Ф. Хайлер (1892-1967),
голландский историк религии К.Ю. Блеекер (1898 -1983),
англо- и франкоязычный философ и историк М. Элиаде (1907-1986),
немецкий философ Э. Гуссерль (1859 -1938),
немецкий философ М. Хайдеггер (1889-1976).
Слайд 18Предметное поле феноменологии религии
она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически
взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся религиозных
значений и смыслов,
на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание,
разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения.
Слайд 19История религии
начала формироваться в XVIII в.
в сочинениях французского просветителя, энциклопедиста
Ш. де Бросса (1709-1777),
французского ученого и философа Ш.Ф. Дюпюи
(1742-1809).
Слайд 20Предметное поле истории религии
обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии
во всем его многообразии,
накапливает и сохраняет информацию о многочисленных
существовавших и существующих религиях.
изучает происхождение религии, ранние формы верований (на основе данных археологии, этнографии, сравнительного языкознания и др.).
Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.
Слайд 21религиоведение
теоретическое
историческое
разрабатывает понятийный аппарат,
предлагает концепции
объекта и т.д.
- создает его
диахронное и синхронное изображение
Слайд 22Учения о религии
религиозные
(конфессиональные)
нерелигиозные
(неконфессиональные)
направления, представленные
теологами,а также другими
исследователями, которые
стоят
на позициях религиозного мировоззрения
религия рассматривается «изнутри», ее изучение непосредственно
связано с религиозными интересами.
базируются на иных исходных
мировоззренческих принципах
религия рассматривается «извне», ее исследователи стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии.