Слайд 1Введение. Общие закономерности роста и развития организма
Лекция 1.
Слайд 21. Предмет и задачи курса « Возрастной анатомии, физиологии и
гигиены». Связь с другими-науками.
2. Методы исследования возрастной анатомии и физиологии.
3.
Понятие об онтогенезе.
4. Основные закономерности роста и развития организма Человека.
5. Возрастная периодизация.
6. Сенситивные и критические периоды развития детей и подростков.
План лекции:
Слайд 4
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА « ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ и ГИГИЕНЫ».
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических
систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Слайд 5
Возрастная анатомия рассматривает строение тела человека, его органов
в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого
возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.
Физиология и психофизиология ребенка – необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, - психолога, воспитателя, учителя, социального педагога.
Слайд 6Возрастная физиология
– наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях
его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их
регуляции на разных этапах индивидуального развития во взаимосвязи с окружающей средой.
Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Слайд 7
Гигиена детей и подростков (ГДиП)-это наука об охране и
укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании человека с гармоничным развитием
физических и духовных сил.
Слайд 8изучение особенностей строения и функционирования различных органов, систем и организма
в целом на разных этапах онтогенеза;
выявление экзогенных и эндогенных
факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;
определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
установление закономерностей индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной анатомии и физиологии являются следующие:
Слайд 9Организм как целое.
Организм как целое. Организм человека представляет собой сложнейшую
систему иерархически (соподчиненно) организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения
и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка. В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляют собой, в свою очередь, микросистему , отличающуюся сложной структурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием с другими клетками. Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань.
Слайд 10
Основные типы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. Каждая
из тканей выполняет определенную функцию и обладает специфическими свойствами. Характерным
свойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткани- возбудимость и проводимость.
Слайд 17
Ткани образуют органы. Органы занимают в теле постоянное положение,
имеют особое строение и выполняют определенную функцию. Так, сердце играет
роль насоса и обеспечивает поступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделение конечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма с внешней средой, обеспечивая организм кислородом и т. д. Орган – структура, которая занимает постоянное положение в теле, СОСТОИТ из нескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию.
Слайд 18
Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов (физиологическую
систему). Например, слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены
в систему пищеварения, сердце и сосуды - в систему кровообращения.
Деятельность всех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов, согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма, но организм - не сумма отдельных структур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства, осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой.
Слайд 20
Единство организма и среды. Функции целостного организма осуществляются только
при тесном взаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и
использует ее факторы для своего существования и развития. Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы регуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие взаимодействие и единство организма с окружающей средой.
Слайд 21
Возрастная анатомия и физиология тесно связана со многими разделами
анатомической и физиологической науки и, широко использует данные из многих
других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.
Слайд 22
В то же время открываемые возрастной анатомией и физиологией
закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии,
генетики, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной анатомии и физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная анатомия и физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.
Слайд 23Для оценки роста и развития ребенка используется набор методик, которые
традиционно применяются биологическими и медицинскими науками. Первое место в таких
исследованиях занимают антропометрические и физиометрические показатели.
Методы исследования возрастной анатомии и физиологии.
Слайд 24Антропометрия
- это измерение морфологических характеристик тела, что позволяет количественно
описать его строение. Масса и длина тела, окружность грудной клетки
и талии, обхват плеча и голени, толщина кожно-жировой складки – все это (и многое другое) традиционно измеряют антропологи с помощью медицинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений. Именно такого рода показатели используются для оценки физического развития детей.
Слайд 25
Наряду с антропометрическими почти столь же часто измеряют физиометрические
показатели. К ним относятся жизненная емкость легких, сила сжатия кисти,
становая сила и др. Эти показатели отражают одновременно и уровень анатомического развития, и некоторые функциональные возможности организма. Для оценки физического развития используют также соматоскопические показатели (развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении).
В возрастной физиологии широко применяют физиологические и биохимические методы исследования.
Слайд 26Физиологические методы
позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике
протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Например, запись
дыхательных движений (спирограмма), работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии или механокардиографии. Для измерения кровяного давления используют специальные манометры. В исследовательских целях иногда применяют рентгеновские, ультразвуковые, магниторезонансные и другие методы.
Слайд 27Биохимические методы
позволяют изучать состав крови, слюны, мочи и других
жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма.
Слайд 28Функциональные пробы.
Важнейшей методологической концепцией в физиологии XX в. следует
признать осознание необходимости исследовать любую физиологическую систему в процессе ее
функциональной активности. С этой целью применяются различного рода функциональные пробы. Например, дозированные нагрузки (умственные – для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические – для оценки мышечной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания – при исследовании дыхательной функции.
Слайд 29Естественный эксперимент.
Научная этика запрещает многие экспериментальные процедуры при исследованиях
ребенка. В частности, с детьми невозможно производить любые манипуляции, которые
могут привести к их заболеванию или травме.
Весьма существенные различия могут быть выявлены у детей, растущих в разных социально-экономических условиях, которые исследователь не в силах изменить, но может оценить их воздействие на ребенка.
Слайд 30Моделирование экспериментальное и математическое.
Например, изучение закономерностей ростовых процессов у
лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются
многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно допустимые параметры тех или иных воздействий, а также параметры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позволяют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.
Слайд 31Статистические методы и системный анализ.
Слайд 32Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от
зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем
(1866).
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период старения).
Понятие об онтогенезе.
Слайд 33
Основные законы роста и развития
Слайд 37Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и
менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют
способность к делению. Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.
Слайд 38В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические
показатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие,
рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток. Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показатель роста организма- это повышение в нем общего количества белка и увеличение размеров костей.
Слайд 40Развитие
– качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций
всех тканей и органов и процессов их регуляции. Взаимосвязь роста
и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при достижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продолжаться на одной и той же стадии развития бесконечно.
Слайд 44А. А. Маркосян к общим законам индивидуального развития отнес и
надежность биологической системы.
Под надежностью биологической системы принято понимать такой
уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.
Слайд 45П К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных
систем) и вытекающее из него учение о системогенезе.
Согласно его
представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.).
Слайд 46Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление
в различные периоды онтогенетического развития. Системогенез как общая закономерность развития
особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохроное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развития.
Слайд 47Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап
достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют
различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.
Возрастная периодизация.
Слайд 48
При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей
в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о
возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (табл. 1).
Слайд 50Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности (1-10 дней).
Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это
время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.
Слайд 51грудной период продолжается до года. Начало этого периода связано с
переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается
наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.
Слайд 52Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет.
В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2
лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.
Слайд 53С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в
7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы:
первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.
Слайд 54Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12
лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В
этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.
Слайд 55Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания,
или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до
16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.
Слайд 56Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года,
а у девушек – от 17 до 20 лет. В
этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.
Слайд 57В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до
60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет,
форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.
Слайд 58В пожилом (мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года)
и старческом (75-90 лет) возрасте происходят постепенные инволютивные изменения организма.
Выделяют еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).
Слайд 59
Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна.
Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та
или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции. Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.
Слайд 60
Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до
момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц,
год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.
Слайд 63
Так называемые «скачки роста» проявляются в резком увеличении
продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.
В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены в первый год жизни (1,5-кратное увеличение длины (20-215 см) и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища), в возрасте 5-6 лет (так называемый «полуростовый скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей 8-10 см).
Слайд 64
Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год
жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см).
Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см. Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.
Слайд 65
В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела,
все более приближаясь к взрослым. Кроме того, количественные изменения, выражающиеся
в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно сопровождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем, которые должны «настроиться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.
Слайд 66
Таким образом, на каждом этапе возрастного развития организм имеет
специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на
любом из других этапов.
Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды.
Слайд 68К проблеме возрастной периодизации непосредственно примыкает задача выявления сенситивных и
критических периодов развития. Уже достаточно хорошо известно, что некоторые свойства
организма особенно зависимы от внешних воздействий на определенных этапах своего формирования. Ясно, сколь большое значение эта информация может иметь для педагогов. Поэтому выявление такого рода сенситивных, т.е. наиболее чувствительных к внешнему воздействию, периодов – весьма важная задача физиологии развития.
Сенситивные и критические периоды развития детей и подростков.
Слайд 71
Так, при изучении интегративной деятельности мозга установлено, что качественные
изменения, лежащие в основе реализации различных психических процессов и целостных
поведенческих актов, происходят в различном возрасте. Например, качественные изменения в мозговой организации зрительного восприятии происходят на двух этапах развития. Первый наблюдается в младенческом возрасте, когда отмечено расширение сферы корковых областей, вовлекаемых в осуществление сенсорной функции, второй (от 3-4 лет до 6-7 лет) – связан с их специализацией в различных сенсорных и когнитивных операциях. Эти этапы онтогенеза рассматриваются как сенситивные в развитии зрительной функции.
Слайд 72
Сенситивным периодом в развитии произвольного внимания является возраст от
7 до 9 лет – период, характеризующийся качественными преобразованиями структурно-функциональной
организации мозга, обеспечивающими реализацию произвольного внимания.
Сенситивным в развитии двигательной функции является возраст 9-10 лет – период, когда в систему регуляции произвольных движений включаются все «этапы» и структуры, обеспечивающие эффективную реализацию деятельности.
Слайд 73
В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена
чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней
среды. Выделяют несколько критических периодов развития.
Слайд 74Такими наиболее опасными периодами являются:
время развития половых
клеток – овогенез и сперматогенез;
момент слияния половых клеток –
оплодотворение;
имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);
формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);
стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);
формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);
момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;
период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;
подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.
Слайд 75
Библиографический список
Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 1999. – 103 с.
Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. –
М.: Высшая школа, 1985. – 384 с.
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Просвещение, 1986.
Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия, физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990.