Слайд 1Эскориал
монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе
езды от Мадрида.
Сегодня в Эскориале находятся два больших Новых музея. В
одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV—XVII веков.
Слайд 2История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа
II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Когда
его солдаты разбили при Сент-Кантене французскую армию, они невзначай разрушили монастырь св. Лаврентия, а Лаврентий был по рождению испанец. Испанцы особенно чтили его за самую жестокость его мученической кончины — он был заживо изжарен на железной решётке, и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого.
Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля».
Тициан - Портрет короля Филипп II (1529-1598) в латах 1550 Прадо
Слайд 3Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21
год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо,
ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки.
Эскориал 1563-1584
Слайд 4Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре
которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, к северу
— дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
В плане комплекс представляет собой решётку в память o той, на которой был изжарен Св. Лаврентий.
Слайд 5Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Филиппу II
нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение
своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
Слайд 6После окончания строительства, в 1584г., Филипп II не оставлял своими
заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и
европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.
Зала Викариал, Эскориал
Слайд 7Пантеон
Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала — создание мавзолея для
его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в
1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах почти всех королей Испании.
Слайд 8В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о
великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла.
Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал
сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых.
Собор
Эскориала
Слайд 9Библиотека
Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина,
Альфонсо Мудрого и св. Терезы. Здесь находится крупнейшее в мире
собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов.
Слайд 10Чурригерéско
- позднебарочный (начало XVIII века) этап в развитии архитектуры Испании. Помимо
метрополии, получил широкое распространение в Латинской Америке, Мексике, где известен под
названием мексиканского барокко или ультрабарокко.
Термин чурригереско происходит от фамилии Чурригера, семейства испанских архитекторов эпохи барокко. Как и для всей эпохи, для их творчества характерны изобилие деталей, украшений, богатый декор. Первым из этого семейства был Хосе де Чурригера (1665—1725), который был известен как мастер проектирования ретабло и работал в разных соборах Саламанки, Мадрида, Вальядолида и других городов Испании.
Фасад собора Сантьяго-де-Компостела
Слайд 11Здание Королевского приюта Сан-Фернадо
1726, архитектор
Педро де Рибера (Музей истории Мадрида)
Слайд 12Здание Королевского приюта Сан-Фернадо, построенное в стиле Чурригереско в 1726
г. В настоящее время здание занимает Музей Истории Мадрида, архитектор
Педро де Рибера (1681 - 1742).
Слайд 14Ратуша в Саламанке (1729—1733 гг.), архитектор Хосе Чурригера (1665-1725). Давнее
пристрастие к обильным украшениям восторжествовало в архитектуре Испании на рубеже
XVII—XVIII вв. Оно нашло яркое воплощение в творчестве семейства Чурригера. Фантазия авторов проявилась в оформлении фасада, который предельно насыщен декоративными деталями. Архитектурный стиль X. Чурригеры и его последователей получил название чурригереск.
Слайд 15Королевский дворец в Мадриде
Внук Людовика XIV, Филипп V, первый Бурбон,
взошедший на испанский трон после смерти Карла II, по окончании
войны за престол (1700—1714 гг.) против эрцгерцога Карла Австрийского пожелал иметь в Мадриде большой дворец, подобный Версалю, построенному по указу его деда.
По совету своей жены и большой ценительницы искусств Изабеллы Фарнезской в 1735 г. Филипп V призывает итальянского архитектора Филиппо Юварру и даёт ему заказ. Однако после смерти Юварры другой итальянец, Джованни Баттиста Саккетти, доводит проект до конца в стиле итальянского и барокко.
Строительство дворца началось в 1738 г. и было завершено в 1764 г., в период правления Карла III, который первым и поселился в нём. Однако его внутреннее оформление продолжалось ещё довольно долго.
Слайд 17Внутреннее убранство дворца: фрески работы итальянцев Коррадо Джакинто, Джованни Баттиста Тьеполо, Луки Джордано и Караваджо,
немецкого мастера Антона Менгса и испанцев Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, Франсиско Байеу, Марьяно Сальвадора Маэльи
и Висенте Лопеса, хрустальные люстры, фламандские гобелены, мебель в неоклассическом стиле, рококо и ампир, фарфор, часы, уникальное собрание скрипок Страдивари, старинного оружия, портреты и картины, - превращают дворец в один из лучших музеев Мадрида.
Парадная лестница, созданная Сабатини, ведёт в залы официального пользования. Среди них выделяются следующие:
Тронный зал в стиле рококо, потолок которого расписан в 1764 г. венецианским мастером Тьеполо, с мебелью, зеркалами, часами, стенами, обитыми красным дамаском, шитым серебряной нитью, со статуями, изображающими главные добродетели, а также из серии «Семь планет». Хрустальные люстры из серебра венецианской работы — лучшие во дворце.
Зал Гаспарини также в стиле рококо. Ансамбль, созданный Матиасом Гаспарини, украшенный шёлком, шитым серебряной нитью, лепниной на потолке и мебелью, зеркалами и мраморным полом того же рисунка, дополняют канделябры и стол из мозаики.
Фарфоровый зал украшен фарфоровыми панелями, созданными на мадридском заводе Буэн Ретиро, основанном Карлом III, по эскизам итальянского мастера Хосе Гричи и технике итальянского завода Каподимонте.
Слайд 18Пардо (Эль-Пардо) — небольшая королевская резиденция в Мадриде. Существующий дворец построен в
XVIII веке по проекту Франческо Сабатини.
Любимая резиденция испанского диктатора Франсиско Франко.
Слайд 19Прадо, 1819
Музей Тиссена-Борнемисы, 1992
Мадрид.
«Золотой треугольник искусств»
Музей королевы
Софии, 1986
Слайд 20Здание Национального музея Пра́до в Мадриде, которое спроектировал испанский архитектор
Хуан де Вильянуэва в 1787 году, представляет собой памятник позднего
классицизма.
Слайд 21Ретабло
Рета́бло (retablo — от лат. retro — за, позади и
tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа.
Аналогичное понятие французского языка «retable» переводится на русский язык как «заалтарная картина» («запрестольный образ»)[1].
Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании.
Слайд 22Отличия от православного иконостаса:
Иконостас ставится впереди престола, отделяя его от
остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади
алтаря, иногда составляя с ним единую конструкцию.
Скульптурные элементы в ретабло применяются шире, чем в православных иконостасах.