Разделы презентаций


Лекция 1. История, предмет, цели системного анализа

Содержание

Начальный этап формирования системного мировоззренияСлово "система" (организм, строй, союз, целое, составленное из частей) возникло в Древней Греции около 2000 лет назад. Возникновение и осмысление понятия системыДемокрит (V-IV в. до н.э.): подобие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 1. История, предмет, цели системного анализа
Цель лекции: введение в

краткую историю, предмет и значение системного анализа как методологии, научной

области, технологической дисциплины и принципа мышления.
Лекция 1. История, предмет, цели системного анализаЦель лекции: введение в краткую историю, предмет и значение системного анализа

Слайд 2Начальный этап формирования системного мировоззрения
Слово "система" (организм, строй, союз, целое,

составленное из частей) возникло в Древней Греции около 2000 лет

назад.
Возникновение и осмысление понятия системы
Демокрит (V-IV в. до н.э.): подобие образования тел из атомов и слов из букв
Аристотель (IV в. до н.э.): целое больше суммы его частей
Иоганн Ламберт (XVIII в.): выдвинул тезис о системности науки
Иммануил Кант (XVIII в.): соотнёс принципы образования систем с формой знания, отделив их от его содержания
Георг Гегель (XVIII-XIX вв.): идеи единства содержания и формы знания, тождества мысли и действительности (современная наука признаёт не тождество, а гомоморфизм, связывает форму представления системы с содержанием представляемого знания).
Начальный этап формирования системного мировоззренияСлово

Слайд 3Формирование предпосылок теории систем

Бертран Рассел (XX в.) - формализовал понятие

структуры, участвовал в создании теории формальных систем
Курт Гёдель (XX в.)

- завершил формирование теории чисел, доказав её неполноту
Клод Шеннон (XX в.) - заложил основы теории информации
Александр Богданов (Малиновский) (XX в.) - предложил науку о процессах организации - тектологию, во многом предвосхитившую современную теорию систем
Формирование предпосылок теории системБертран Рассел (XX в.) - формализовал понятие структуры, участвовал в создании теории формальных системКурт

Слайд 4Возникновение и развитие ОТС
Создание общей теории систем
Людвиг фон Берталанфи (30-е

гг. XX в.) - поставил задачу создания теории систем как

самостоятельной научной дисциплины
цель - междисциплинарный обмен знаниями
перспективизм - синтез наук vs редукционизм - сведение всех наук к физике
ОТС - философия современной науки
Норберт Винер (1948 г.) - создал кибернетику - науку о процессах управления в целенаправленных системах
Уильям Эшби (50-е гг. XX в.) - исследовал законы управления в кибернетических системах
Илья Пригожин (50-е гг. XX в.) - заложил основы нелинейной динамики и синергетики
Возникновение и развитие ОТССоздание общей теории системЛюдвиг фон Берталанфи (30-е гг. XX в.) - поставил задачу создания

Слайд 5Возникновение и развитие ОТС
Развитие общей теории систем
Михайло Месарович
из теории систем

должны выводиться теория динамических моделей, теория автоматов, теория алгоритмов и

др.;
она должна быть формальной, математически однозначной, аксиоматической;
должна иметь практическую ценность
Рон Фейджин
организованная простота -> механика
беспорядочная сложность -> статистика
организованная сложность -> теория систем
Василий Сергеевич Немчинов
впервые в нашей стране применил кибернетический подход к изучению экономических процессов
Юрий Николаевич Гаврилец
рассмотрение экономических процессов с позиций гомеостаза
Возникновение и развитие ОТСРазвитие общей теории системМихайло Месаровичиз теории систем должны выводиться теория динамических моделей, теория автоматов,

Слайд 6Системный анализ
Предметная область - раздел науки, изучающий предметные аспекты системных

процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение

можно считать системным определением предметной области.
Системный анализ - совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; это совокупность общих законов, методов, приемов исследования таких систем.
Системный анализПредметная область - раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и

Слайд 7Системный анализ
Различают три ветви науки, изучающей системы:
системологию (теорию систем) которая

изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы (теория информации, теория

вероятностей, теория игр и др.);
Системный анализРазличают три ветви науки, изучающей системы:системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы

Слайд 8Системный анализ
системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который

исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические

методы (математическая статистика, исследование операций, программирование и др.);

Системный анализсистемный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты

Слайд 9Системный анализ
Системотехнику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

Системный анализСистемотехнику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

Слайд 10Системный анализ
Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный

принцип исследования - рассмотрение изучаемой совокупности не как простой суммы

составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.
Системный анализОбщим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования - рассмотрение изучаемой совокупности не

Слайд 11Системный анализ
Системный анализ тесно связан с синергетикой. Синергетика - междисциплинарная

наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры,

ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов.
Системный анализСистемный анализ тесно связан с синергетикой. Синергетика - междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности

Слайд 12Системный анализ
Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах

следующие системные методы и процедуры:
абстрагирование и конкретизация;
анализ и синтез,

индукция и дедукция;
формализация и конкретизация;
композиция и декомпозиция;
линеаризация и выделение нелинейных составляющих;
Системный анализСистемный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры: абстрагирование и

Слайд 13Системный анализ
структурирование и реструктурирование;
макетирование;
реинжиниринг;
алгоритмизация;
моделирование и эксперимент;
программное управление и регулирование;
распознавание и

идентификация;
кластеризация и классификация;
экспертное оценивание и тестирование и др.

Системный анализструктурирование и реструктурирование;макетирование;реинжиниринг;алгоритмизация;моделирование и эксперимент;программное управление и регулирование;распознавание и идентификация;кластеризация и классификация;экспертное оценивание и тестирование и

Слайд 14Системный анализ
Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в

обществе.
Вещество - наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном

представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
Системный анализИмеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе. Вещество - наиболее хорошо изученный ресурс,

Слайд 15Системный анализ
Энергия - не полностью изученный тип ресурсов, например, мы

не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости

материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
Системный анализЭнергия - не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает

Слайд 16Системный анализ
Информация - мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как

отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и

социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.

Системный анализИнформация - мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка,

Слайд 17Системный анализ
Человек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и

является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом

общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
Системный анализЧеловек - выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим

Слайд 18Системный анализ
Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме,

группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его

надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов.
Системный анализОрганизация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты

Слайд 19Системный анализ
Пространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его)

в окружающей среде.
Время - мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время

неразрывно связано с изменениями действительности.
Системный анализПространство - мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.Время - мера обратимости (необратимости)

Слайд 20Системный анализ
Предметное (предметно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью

которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и

актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений.
Системный анализПредметное (предметно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью

Слайд 21Системный анализ
Системное (системно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью

которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и

актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений.
Системный анализСистемное (системно-ориентированное) мышление - это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью

Слайд 22Системный анализ
Необходимые атрибуты системного анализа как научного знания:
1. наличие предметной сферы

- системы и системные процедуры;
2. выявление, систематизация, описание общих свойств и

атрибутов систем;
3. выявление и описание закономерностей и инвариантов в этих системах;
Системный анализНеобходимые атрибуты системного анализа как научного знания:1.	наличие предметной сферы - системы и системные процедуры;2.	выявление, систематизация, описание

Слайд 23Системный анализ
4. актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей

с окружающей средой;
5. накопление, хранение, актуализация знаний о системах (коммуникативная функция).

Системный анализ4.	актуализация закономерностей для изучения систем, их поведения и связей с окружающей средой;5.	накопление, хранение, актуализация знаний о

Слайд 24Системный анализ
Системный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:
1. принцип

дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по этапам: от окружения

и связей с целым до связей частей целого;
2. принцип интегрированного рассмотрения - каждая система должна быть неразъемна как целое даже при рассмотрении лишь отдельных подсистем системы;
Системный анализСистемный анализ базируется на ряде общих принципов, среди которых:1.	принцип дедуктивной последовательности - последовательного рассмотрения системы по

Слайд 25Системный анализ
принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;
принцип бесконфликтности

- отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей

целого и части.
Системный анализпринцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих

Слайд 26Системный анализ
принцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;
принцип бесконфликтности

- отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих к конфликту целей

целого и части.
Системный анализпринцип согласования ресурсов и целей рассмотрения, актуализации системы;принцип бесконфликтности - отсутствия конфликтов между частями целого, приводящих

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика