Слайд 1Лекция 10.
Проблемы сохранения, консервации и реставрации объектов храмового зодчества.
Слайд 2Реставрация: процесс проектных и производственных работ, направленных на частичное или
полное восстановление памятника в соответствии с его исторических обликом.
Консервация: проведение
специальных инженерных мероприятий по защите разрушающихся конструктивных элементов здания, т.е. Сохранение.
Ремонты (капитальные и текущие) прежде всего подразумевают периодически выполняемые работы по поддержанию объекта в удовлетворительном состоянии.
1964 г. Венеция.
«Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест».
Слайд 3Реставрация, виды:
Фрагментарная (ценность наслоений, ограничение восстановления, безупречная документация);
Целостная (полное восстановление
первоначального облика при подтвержденном виде ИЛИ облика «на оптимальную дату».
Слайд 4Консервация, виды:
Временная защита зданий
Инженерная консервация.
Консервация руин, включает
Анастилоз (установка на
место подлинных фрагментов, перемещенных при разрушении памятника со своего первоначального
места)
Слайд 5Фрагментарная реставрация (раскрытие)
Софийский собор, Киев..
Слайд 6Софийский собор, Киев.
Реконструкция первоначального облика.
Слайд 7Реставрация как наука.
До 18 в. – задачи сохранения не
существовало, памятники прошлого не считались ценностью. Разрушение, перестройки.
Конец 17 -
18 вв.: развитие гуманизма, интерес а античности, развитие классицизма. Раскопки Геркуланума и Помпей.
Конец 18 – 19 вв.: развитие романтизма, изучение готики как вершины развития Средних Веков. Изучение национальной истории. Признание памятников ценными как культурные объекты истории.
Слайд 819 век: противостояние идей.
Эжен Виолле-де-Люк, архитектор и реставратор, искусствовед.
«Стилистическая реставрация»:
Реализация замысла архитектора, даже если объект разрушен или
не достроен.
Не учитываются изменения объекта во времени («возврат к замыслу»)
Большое количество «реставраций»- построек
Слайд 9Эжен Виолле-де-Люк, замок Пьерфон.
Слайд 10Эжен Виолле-де-Люк, замок Пьерфон.
Слайд 11Эжен Виолле-де-Люк, замок Пьерфон.
Слайд 1219 век: противостояние идей.
Джон Рескин, писатель, художник, критик.
Максимальная
задача: поддержание состояния памятника и пассивное наблюдение его гибели (консервация).
Эстетизация
руин.
Слайд 15Реставрация как наука. Россия.
18 в.: указы Петра I: собирание
«куриозных вещей», Кунсткамера.
1759 г.: Академия Наук затребовала от Синода для
исправления Атласа сведения о всех церквях и монастырях, включая исторические данные.
О сохранение памятников архитектуры речи не идет. До начала 19 в. в России интереса к архитектурным объектам как памятникам истории нет.
Слайд 16Реставрация как наука. Россия. 19 в.
События 1812 г.: множество
разрушений, необходимость восстановления. Развитие интереса к «аналогам».
Дальнейшее развитие «национального самосознания»
привело к изучению памятников истории, прежде всего историками (Карамзин).
Появление Императорского русского археологического общества (1846 г.) и др. комиссий.
Интерес архитекторов с 1830-х гг. Константин Тон, Николай Султанов (архитекторы, изучавшие наследие и тщательно его описавшие)
Слайд 17Николай Султанов. Собор Петра и Павла в Петергофе.
Слайд 18Реставрация как наука. Россия. Нач. 20 вв.
4. Реставрация в
России как наука: Петр Покрышкин. 1916 г. «Краткие советы по
вопросу ремонта памятников старины и искусства» . Реставрация как раскрытие исторического облика здания.
5. Центральные государственные реставрационные мастерские, 1924 г. Игорь Грабарь: акцент на консервации, реставрация как исключение.
6. Петр Дмитриевич Барановский. «Спаситель храма Василия Блаженного», инициатор создания музея Андрея Рублева.
Слайд 19Петр Покрышкин.
1902-1908 гг. реставрация церкви Спаса на Нередице в
Новгороде.
Слайд 20Петр Покрышкин.
1902-1908 гг. реставрация церкви Спаса на Нередице в
Новгороде.
Слайд 21Церковь Спаса на Нередице в Новгороде. Рисунок 1943 г.
Слайд 24Реставрация как наука. Россия и мир. 20 вв.
Хартия реставрации
1931 г. Результат дискуссий реставраторов начала века: последствия I Мировой
Войны.
1964 г. Венеция. «Хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест»: последствия двух мировых войн. «Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза».
Слайд 25Анатоль Франс:
«В Пьерфоне, право же, слишком много камней. Я
убежден, что реставрация, предпринятая в 1858 году Виолле-ле-Дюком и законченная
в дальнейшем по его чертежам, вполне обоснована. Я уверен, что вышки замка и все внешние оборонительные сооружения приняли свое былое обличье. Но старые камни, старые свидетели прошлого исчезли, и перед нами уже не замок Людовика Орлеанского, а модель этого старинного замка в натуральную величину. Руины разрушили, а это - своего рода вандализм» («Пьер Нозьер», 1899).
Слайд 26Камилло Бойто, итальянский художественный критик. 1836 – 1914 гг.
«Практические вопросы
изящных искусств»,1893 г.
«Когда реставрация проводится по теории Виолле-ле-Дюка, которую можно
назвать романтической теорией реставрации,…, я предпочитаю плохо сделанные реставрации сделанным хорошо. В то время как первые, в блаженном неведении, позволяют мне ясно отличить древние части от новых, вторые, с чудесным искусством и хитростью заставляя новое казаться старым, оставляют мое суждение в таком затруднении, что наслаждение созерцанием памятника исчезает, и его изучение становится изнурительным трудом».
Слайд 27Восстановленные храмы,
Свердловская область.
Нижняя Синячиха,
Преображенский храм,
до 1794
г.
Слайд 32Североуральск, Петропавловский собор.
Слайд 33Североуральск, Петропавловский собор.
Слайд 34Верхотурье, Крестовоздвиженский собор.
Слайд 35Верхотурье, Крестовоздвиженский собор.
Слайд 36Полевской, часовня
Спаса Преображения
Слайд 37Екатеринбург, Вознесенская церковь.
Слайд 38Екатеринбург, Вознесенская церковь.
Слайд 43Восстановленные храмы, с нарушением исторического облика. Арамашево, церковь Казанской иконы
Божьей Матери.
Слайд 46Восстанавливающиеся храмы.
Маминское,
Церковь Михаила Архангела.
Слайд 47Маминское, Церковь Михаила Архангела.
Слайд 48Маминское, Церковь Михаила Архангела.
Слайд 49Кленовское, храм Николая Чудотворца.
Слайд 50Кленовское,
храм Николая Чудотворца.
Слайд 51Кленовское, храм Николая Чудотворца.
Слайд 52Кленовское, храм Николая Чудотворца.
Слайд 53Кленовское, храм Николая Чудотворца.
Слайд 54Екатеринбург, Успенская церковь.
Слайд 55Екатеринбург, Успенская церковь.
Слайд 56Екатеринбург, Успенская церковь.
Слайд 57Екатеринбург, Успенская церковь.
Слайд 58РУИНЫ. Иоанновская церковь, Верхотурье.
Слайд 59РУИНЫ. Иоанновская церковь, Верхотурье.
Слайд 60РУИНЫ. Иоанновская церковь, Верхотурье.
Слайд 61РУИНЫ. Иоанновская церковь, Верхотурье.
Слайд 62РУИНЫ. Воскресенская церковь, Верхотурье,
Слайд 63РУИНЫ. Воскресенская церковь, Верхотурье,
Слайд 64РУИНЫ. Воскресенская церковь, Верхотурье,
Слайд 65РУИНЫ. Николаевская церковь, село Скатинское.
Слайд 66РУИНЫ. Николаевская церковь, село Скатинское.
Слайд 67РУИНЫ. Николаевская церковь, село Скатинское.
Слайд 68РУИНЫ. Николаевская церковь, село Скатинское.
Слайд 69РУИНЫ. Верхняя Синячиха, Успенская церковь.
Слайд 70РУИНЫ. Верхняя Синячиха, Успенская церковь.
Слайд 71РУИНЫ. Верхняя Синячиха, Успенская церковь.
Слайд 72НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Кафедральный собор,
Екатеринбург.
Слайд 73НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Екатерининский собор, Екатеринбург.
Слайд 74НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Екатерининский собор, Екатеринбург.
Слайд 75НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Екатерининский собор,
Екатеринбург.
Слайд 76НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Богоявленский собор, Ирбит.
Слайд 77НЕ СОХРАНИВШИЕСЯ ОБЪЕКТЫ.
Часовня Александра Невского, Ирбит.
Слайд 78Проблемы неграмотной зачистки грязевых наслоений
Отшелушивание росписи из-за влаги
Слайд 79Нижняя Австрия, пример консервации. Римские руины.
Слайд 80Литература:
Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С.и др.
http://art-con.ru
Кедринский А. А. Основы реставрации памятников
архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов.
Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки
истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова.
Реставрация памятников церковной архитектуры. Методические требования. А.Н. Трофимов.
Реставрация живописи. Спасение или уничтожение? Сара Уолден.