Слайд 1Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
ЛЕКЦИЯ 13
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
В ОРГАНИЗАЦИИ
13.1. Сущность управленческих решений
13.2. Проблемы
как предпосылки принятия решений
13.3. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих
решений
13.4. Научные методы принятия решений
13.5. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Слайд 2Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
13.1. СУЩНОСТЬ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Следовательно, решение – это выбор альтернативы
(альтернативного варианта действий) .
Каждому человеку ежедневно приходится десятки раз
что–то выбирать. Например, выбор одежды, транспорта, места проведения отдыха и т.д.
Результат этого выбора и будет являться решением.
Альтернатива – это возможные варианты решений, между которыми и необходимо сделать выбор.
Принятие решений в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Слайд 3Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Менеджер принимает решение в целях разрешения не личных проблем,
а проблем организации
1. Цели
Особенности
Отличительный признак
В частной жизни человек принимает
решения в силу своего интеллекта и опыта. В организации принимать решения имеют право только сотрудники, обладающие профессиональными знаниями и навыками
4. Профессио-
нализм
Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует разделение труда: менеджеры принимают решения, а исполнители их выполняют
3. Разделение
труда
Частный выбор индивида сказывается на его жизни и может повлиять на близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий для организации в целом и его решения могут повлиять на многих людей
2. Послед-
ствия
Особенности управленческих решений
Слайд 4Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Управленческое решение – это :
1)
выбор альтернативы, осуществленный менед-жером в рамках его должностных полномочий и
направленный на достижение целей организации;
2) обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией, либо наоборот воздержаться от них;
3) организационная реакция на возникшую проблему.
Учитывая эти и другие особенности принятия решений в организации можно дать несколько определений управленческому решению.
Слайд 5Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Глобальные, локальные
Экономические, технологические, организационные и т.п.
Документированные, недокументированные
8. Способ фиксации
решения
Виды управленческих решений
Классификационный признак
Единоличные, коллегиальные, коллективные
7. Форма принятия
Детерминированные, вероятностные
5. Характер использо-
ванной информации
3. Сфера воздействия
1. Характер задач
Однокритериальные, многокритериальные
6. Количество крите-
риев выбора
Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
4. Длительность
реализации
Стратегические, тактические, текущие
2. Значимость цели
Классификация управленческих решений
Слайд 6Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
13.2. ПРОБЛЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Необходимость в управленческом решении возникает
тогда, когда есть различия между фактическим и желаемым состояни-ем объекта
управления или есть необходи-мость улучшить его, иначе говоря когда имеется проблема.
То есть проблема является предпосылкой для принятия решения.
Поэтому необходимо уяснить что же такое проблема?
Слайд 7Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Про
бле-
ма
1) ситуация,
характеризующаяся
разрывом между тем,
что есть и
что должно
быть;
4) ситуация
в бизнесе,
созданная
внутренними
или внешними
событиями,
в которой
заключены
возможные
решения.
2) ситуация,
когда не
достигнуты
поставленные
цели;
3) потенциальная воз-
можность, заключен-
ная в бизнесе (в дан-
ном случае проблему
осознают когда пони-
мают, что кое что
можно сделать для
извлечения выгоды
из представляющейся
возможности);
Разные точки зрения на понятие проблемы
Слайд 8Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Проблемы всегда имеют определенное
содержание; они связаны с каким–то
конкретным
местом и временем возникновения; они имеют
количественные параметры; как
правило,
известен круг лиц причастных к ним.
а) виновники
возникновения
проблем ;
в) участники
их
разрешения.
б) инициаторы
постановки
проблем;
Лица, причастные к проблемам
Слайд 9Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
1) причины
возникновения;
3) то и другое
одновременно.
Обычно у проблем трудно установить:
2)
пути их
преодоления;
Поиск решения проблем требует специальных исследований, на основе которых
можно понять структуру самих проблем и внутренние взаимосвязи их отдельных элементов.
Слайд 10Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
1) по степени важности для организации;
5) по возможности их
решения.
4) по срочности;
3) по степени риска;
2) по масштабности;
Классификация проблем может
быть осуществлена по следующим признакам:
Слайд 11Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Проблемы часто формулируются в виде вопросов, помогающих
найти правильное решение.
Крупные вопросы типа «как нам стать более
ориентированными на рынке» должны быть разбиты на более мелкие и реально решаемые проблемы.
Глубокий анализ ситуации и сравнение предшествовавшей деятельности компании с её целями на быстроразвивающихся рынках могут выявить десятки проблем. Поэтому важно выделить приоритеты или достичь согласия относительно очередности и важности каждой проблемы.
Слайд 12Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
1) проблема
получает
сильную
поддержку
(или давление)
извне в
пользу
её решения;
Характеристики проблем
2) проблема
поддержива-
ется ресурса-
ми, необходи-
мыми для
её
решения;
3) решение про-
блемы откры-
вает новые
возможности
для организа-
ции.
На практике количество наиболее важных проблем
обычно превышает возможности менеджеров
по их решению
Характеристики наиболее важных проблем
Слайд 13Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
13.3. ПОДГОТОВКА, ПРИНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В экономической
литературе встречаются разные варианты выделения этапов принятия решений в организации.
Решение
– это не одномоментный акт,
а результат процесса, развивающегося во времени.
Процесс принятия решений - это последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации.
Слайд 14Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Наиболее привлекательным, на наш взгляд,
является вариант, в котором
выделено
восемь этапов:
1. Анализ ситуации. Этот этап является одним
из важнейших
условий принятия правильного
решения. Он требует сбора и обработки инфор-
мации. Данные о состоянии основных факторов
внешней среды и положении дел в организации
поступают к менеджерам, которые анализируют
информацию и сравнивают реальные значения
контролируемых параметров с запланированными.
Это позволяет им выявить проблемы, которые
необходимо решить.
Слайд 15Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
2. Установление причин возникновения
проблемы.
Первый шаг в диагностировании сложной
проблемы – установление симптомов. Общими
проблемами многих организаций являются: низкий
рост объема продаж, производительности труда,
качества товаров и услуг и т.п. Выявление симпто-
мов помогает определить проблему в общем виде.
Поэтому менеджеры должны более глубоко
исследовать причины возникшей проблемы.
Слайд 16Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
3. Определение критериев выбора решения.
Лучшие варианты решения возникшей
проблемы,
выбираются по показателям, которые принято
называть критериями выбора. Например,
прини-
мая решение о приеме на работу нового работ-
ника критериями выбора среди кандидатов могут
быть образование, опыт работы, возраст, личные
качества.
Слайд 17Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
4. Разработка альтернативных вариантов
решения.
В идеале желательно выявить все возможные
альтернативные пути решения проблемы, только
в этом случае решение может быть оптимальным.
Однако поиск оптимального решения дорого стоит,
поэтому менеджеры обычно ищут не оптимальный,
а приемлемый вариант, позволяющий снять
проблему. Непригодные альтернативы «отсекают»
критерии выбора.
Слайд 18Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
5. Выбор альтернативного варианта решения.
Сопоставление возможных вариантов решения
производится на
основе стандартов или критерие
в выбора. Такие критерии выбора установлены на
третьем этапе. С их помощью и производится
выбор наилучшей альтернативы. Кроме того, при
оценке возможных вариантов решения необходимо
учитывать фактор риска, т.е. определять вероят-
ность осуществления каждой альтернативы.
Слайд 19Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
6. Согласование решения.
В результате разделения труда сложилось положение
при котором:
разрабатывают решения одни работники
организации; принимаю –другие; а выполняют–третьи.
Во многих случаях складывается следующая ситуация:
1) руководитель принимает и несет ответственность за
решение, которого не разрабатывал;
2) специалисты, готовившие решение, не участвуют в
его реализации;
3) исполнители не принимают участия в подготовке и
обсуждении готовящихся решений. Поэтому в группо-
вых процессах принятия решений весьма существен-
ную роль играет стадия согласования.
Практика показывает, что лучший способ согласования
решения - это привлечение работников к участию в
процессе его принятия.
Слайд 20Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
7. Управление реализацией.
Для получения реального эффекта принятое
решение должно
быть исполнено. Это и является
главной задачей данного этапа. Чтобы исполнить
решение прежде всего необходимо предусмотреть:
кто, где, когда и какие действия должен предпри-
нять и какие для этого необходимы ресурсы.
Менеджер должен следить за выполнением
решения, в случае необходимости вносить
определенные коррективы.
Слайд 21Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
8. Контроль и оценка результатов.
Этап контроля выполняет в данном процессе
функцию обратной связи. На
этом этапе произво-
дится сопоставление фактических результатов в
теми, которые планировалось получить.
Основная задача контроля – выявлять необходи-
мость в корректировке или принятии нового
решения.
Проблема контроля управленческих решений
весьма актуальна, особенно для крупных
бюрократических организаций.
Состав и последовательность этапов процесса
принятия решений в наглядной форме можно представить
в виде следующей схемы.
Слайд 22Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Анализ ситуации
(выявление проблемы)
8
Контроль и оценка
результатов
2
Установление причин
возникновения проблемы
3 Определение критериев
выбора решения
7 Управление
реализацией
6 Согласование
решения
4 Разработка альтернатив-
ных вариантов решений
1
5 Выбор наилучшего
варианта решения
Процесс принятия управленческих решений
Слайд 23Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Факторы, влияющие на процесс принятия решений:
1) организационная
структура управления и
распределение полномочий;
3) информационные ограничения;
2) личностные оценки и ценности руководителя;
7) участие работников в принятии решений.
6) взаимозависимость решений;
5) неопределенность;
4) время и изменяющаяся среда;
Слайд 24Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
13.4. НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1) методы
моделирования;
2) методы экспертных оценок
Для подготовки решений по
сложным проблемам могут применяться различные научные методы, которые принято делить на:
1. Методы моделирования
базируются на использовании математических моделей для решения управленческих задач.
Слайд 25Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Разработка решения конкретной проблемы методами
моделирования состоит из
следующих этапов:
постановка задачи;
определение критерия эффективности;
количественное измерение факторов,
влияющих на исследуемую проблему;
построение математической модели
изучаемого объекта проблемы;
нахождение оптимального решения;
проверка адекватности модели и найденного
решения анализируемой ситуации;
корректировка модели (при необходимости).
Слайд 26Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Наиболее распространенными являются
следующие модели:
1) теории
игр;
Модели
2) теории
очередей;
3) управления
запасами;
4) линейного
программирования.
Модели
принятия решений
Слайд 27Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Модели
теории игр
Многие хозяйственные операции можно
рассматривать как действия, совершаемые в
условиях противодействия. Наиболее массовый
случай противодействия – конкуренция.
Принимая решение менеджер должен выбрать
альтернативу, позволяющую уменьшить степень
риска. Такую возможность ему предоставляет
теория игр, математические модели которой
позволяют анализировать свои действия с
учетом возможных ответных действий
конкурентов.
Слайд 28Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Модели теории очередей
Модели теории очередей применяются для
нахождения оптимального числа каналов
обслуживания при известном количестве
клиентов, а также частоте и времени их
обращения к данным каналам.
Такие модели могут быть полезны, например,
при определении оптимального количества
телефонных линий, необходимых для ответов
на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте,
необходимых для перевозки пассажиров при
условии, чтобы на остановках не скапливались
большие очереди и т.п.
Слайд 29Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Модели управления запасами
Организации в процессе своей деятельности
должны поддерживать определенный
уровень
запасов своих ресурсов, с тем чтобы избежать
простоев или перерывов в работе. Однако увели-
чение запасов требует дополнительных средств
и издержек на хранение.
Модели управления запасами позволяют найти
оптимальное решение, т.е. такой уровень запаса,
который минимизирует издержки на его создание
и обеспечит поддержание производственных
процессов на заданном уровне.
Слайд 30Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Модели линейного
программирования
Они применяются для нахождения оптималь-
ного решения при распределении дефицитных
ресурсов
и наличии конкурирующих потребнос-
тей. Например, с помощью модели линейного
программирования можно рассчитать, какое
количество изделий каждого наименования
следует производить для получения наиболь-
шей прибыли при известных ресурсах и рента-
бельности каждого типа изделия.
Слайд 31Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
2. Методы экспертных оценок
Многие решения, которые полностью или
частично
не поддаются количественному анализу, могут быть
разработаны с помощью
методов экспертных оценок.
Сущность экспертных методов принятия решений
заключается в получении ответов специалистов и
выработке на их основе управленческих решений.
1) метод
«мозговой атаки»;
2) метод
«Дельфи»
Большое значение этих методов состоит в том, что они
усиливают элемент коллегиальности в процессе принятия
сложных решений и позволяют находить оригинальные
решения проблем.
Среди методов экспертных оценок получили
широкое применение на практике:
Слайд 32Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Метод мозговой атаки
(мозгового штурма)
Сущность данного метода заключается в следующем.
Руководитель приглашает
специалистов, имеющих
отношение к данной проблеме, и предлагает участ-
вовать в форсированном обсуждении её решения.
При этом строго соблюдаются следующие правила:
- все высказываются по очереди;
- говорят, лишь когда могут предложить новую идею;
- высказывания не критикуются и не обсуждаются;
- все предложения фиксируются.
На основе обобщения и сопоставления предлагаемых
идей руководитель в сжатые сроки может найти
оригинальное решение.
Слайд 33Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Метод «Дельфы»
Этот метод также базируется
на анализе
предложений специалистов – экспертов и
выработке на их основе решений по той или
иной проблеме. В отличие от метода мозговой
атаки эксперты представляют письменный
ответ на поставленный вопрос.
При применении этого метода членам группы
не разрешается встречаться, обмениваться
мнениями по поводу решаемой проблемы.
Разработка решения осуществляется
в определенной последовательности
Слайд 34Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
Этапы подготовки решения
1) членам группы предлагается ответить на ряд
вопросов
по рассматриваемой проблеме;
3) результаты ответов собираются и на
их основе состав-
ляется проект решения;
5) при необходимости предыдущие два шага повторяют-
ся столько раз сколько это необходимо для достижения
согласованного решения.
2) каждый участник отвечает на вопросы независимо и
анонимно;
4) каждый член группы получает копию этого документа
для повторных предложений;
Последовательность подготовки решений методом Дельфи
Слайд 35Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
13.5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ
Требования, которым должны соответствовать
решения, принимаемые в процессе управления:
1) минимальное число корректировок;
2) сбалансированность
прав и обязанностей
менеджера, принимающего решение
(ответственность должна быть равна его
полномочиям);
3) решения не должны противоречить друг другу;
Слайд 36Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
4) решение должно исходить от непосредственного
руководителя (вышестоящий
руководитель не
должен отдавать распоряжения «через голову»
нижестоящего руководителя);
5) решение должно быть обоснованным и
конкретным;
6) решение должно быть полномочным, т.е.
должно быть принято органом или лицом,
имеющим на это право;
7) решение должно быть своевременным.
Эти требования следует учитывать в процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений.
Слайд 37Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Управленческое решение – это выбор альтерна-тивного варианта
действий, осуществленный менеджером в рамках его должностных полномо-чий и направленный
на достижение целей орга-низации. Вместе с тем решение – это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность работы организации.
2. Необходимость принятия решений обусловлена существованием в организации проблем. Проблема – это ситуация, характеризующаяся разрывом между тем, что есть и что должно быть, или ситуация когда не достигнуты поставленные цели.
Слайд 38Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
3. Принятие решений – не одномоментный акт, а последовательность
действий субъекта управле-ния, направленных на разрешение проблем организации. Принятие решения
предполагает определение цели, выбор средств её достижения и разработку программы действий.
4. В целях повышения качества принимаемых решений в практике используются различные методы их разработки, среди них методы моделирования и методы экспертных оценок.
5. Решения, принимаемые в процессе управления, должны быть обоснованными, конкретными, своевременными; должны исходить от непосред-ственного руководителя, иметь минимальное число корректировок; не должны противоречить друг другу.
Слайд 39Менеджмент
ЛЕКЦИЯ 13
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. –
3-е изд. – М.: Гардарики, 2000.-528 с.
2. Менеджмент: Учебник
для вузов /М.М. Максимцов и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-343 с.
3. Цыпкин Ю.А., и др. Менеджмент: Учеб.пособие для вузов /Под ред. проф. Ю.А.Цыпкина. –М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001. – 439 с.