Слайд 1
Лекция 15. Органические вяжущие и материалы на их основе
15.1. Общие
сведения об органических вяжущих веществах.
Определение: высокомолекулярные природные или синтетические вещества,
способные:
• приобретать жидко-вязкую консистенцию при нагревании или при действии растворителей или же имеющие жидко-вязкую консистенцию в исходном состоянии;
• с течением времени самопроизвольно или под действием определенных факторов (температуры, веществ-отвердителей и др.) переходить в твердое состояние.
При этом как в жидком, так и в твердом состоянии эти вещества имеют хорошую адгезию к другим материалам.
Слайд 215.2. Виды органических вяжущих веществ.
К битумным материалам относятся: природные битумы,
асфальтовые породы, нефтяные битумы.
Природные битумы – это вязкая жидкость и
твердоподобные вещества, которые образовались вследствие природного (естественного) процесса полимеризации нефти. В чистом виде встречаются редко (в местах нефтяных месторождений), чаще – в горных породах.
Асфальтовые породы – это пористые породы (известняки, глины, пески, сланцы) пропитанные битумом. Из этих пород выделяют битум или их размельчают до состояния асфальтового порошка.
Нефтяные битумы (искусственные) получают в результате переработки нефтяного сырья, который, в зависимости от технологии переработки, может быть:
остаточные – получают из гудрона путем дальнейшего (глубокого) отбора из него масел;
гудрон – остаток перегонки из мазута масляных фракций, основное сырье для получения битумов;
окисленные – получают окислением гудрона (продувкой воздуха);
крекинговые – получают переработкой остатков, полученных при крекинге (переработке) нефти.
К дегтевым материалам относят: сырой каменноугольный деготь, выгнанный деготь и пек.
Слайд 4Классификация органических вяжущих веществ
Слайд 5
15.3. Свойства органических вяжущих веществ.
К основным свойствам относят: гидрофобность, водонепроницаемость,
стойкость к действию кислот, щелочей, агрессивных жидкостей и газов, способность
прочно соединяться (сцепляться) с другими материалами (адгезионные свойства), приобретать пластичность при нагревании и быстро увеличивать вязкость при охлаждении.
15.4. Применение органических вяжущих.
Материалы этой группы объединяют большое количество кровельных, гидроизоляционных, дорожных и других материалов.
Эти вещества применяют для изготовления асфальтовых бетонов, кровельных, гидроизоляционных, пароизоляционных материалов и изделий, гидроизоляционных и дорожных мастик, битумных эмульсий, паст, и т.д.
Слайд 6
15.5. Битумные мастики.
15.5.1. Состав битумов.
Битумы – это вещества, которые состоят,
в большинстве случаев, из смеси высокомолекулярных углеводов метанового, нефтяного и
ароматических рядов, их кислотных и сернистых производных. Элементарный состав битумов, %: углерод - 7080; водород - 1015; сера - 29; кислород: 15; азот: 02. Эти элементы находятся в виде углеводных и других соединений с серой, кислородом, азотом.
По своему строению битум – это коллоидная система, в которой диспергированные асфальтены является дисперсная фаза, а дисперсной средой – смолы и масла. Асфальтены – твердая часть битума, которые складываются из неплавких хрупких кристаллических веществ (состав 50 %, ). Смолы – аморфные вещества темно коричневого цвета . Свойства битумов, как дисперсных систем определяются соотношением его составных частей: масел, смол, асфальтенов.
Слайд 8
15.5.2. Свойства битумов.
Вязкость – это свойство материалов сопротивляться перемещению частиц
под действием внешних сил. Вязкость битумов зависит от температуры. Для
характеристики вязкости используется условный показатель твердости – глубиной проникновения иглы (пенетрации). Для определения вязкости битума используется пенетрометр.
Пластичность (деформативность) вязких битумов характеризуется растяжимостью, которую определяют с помощью дуктилометра. Испытывают образцы битума в виде «восьмерок» стационарной формы и размеров. Показателем растяжимости битумов является деформация шейки образца в момент разрыва, выраженное в см.
Температура размягчения характеризует верхнюю температурную границу применения битума. Она определяется прибором «кольцо и шар». Температура хрупкости - характеризует нижнюю температурную границу применения битума. При этой температуре возникает первая трещина в тонком слое битума, нанесенной на стальную пластинку стандартного прибора при ее выгибе и выпрямлении.
Интервал границ между указанными температурами называют температурным рабочим интервалом.
Поверхностное натяжение битумов характеризуется сцеплением с другими материалами.
Старение – процесс медленной смены состава и свойств битумов, который сопровождается увеличением хрупкости и снижением гидрофобности. Старение ускоряется под действием солнечного света и кислорода за счет уменьшения состава смолянистых веществ и масел.
Марка битума - назначают по его твердости, температуре размягчения и хрупкости, растяжимости и подбирают в зависимости от назначения.
Слайд 915.6. Дегтевые материалы.
15.6.1. Состав дегтя.
Дегти – это вязкие жидкости черного
и бурого цвета, которые состоят из углеродов и их серных,
азотных и кислородных производных, полученных конденсацией паро-подобных продуктов, которые образуются при разложении органических материалов (угля, торфа, дерева) в условиях высоких температур без доступа воздуха.
Различают следующие виды дегтей:
сырой каменноугольный деготь низкотемпературный. Получают при полукоксовании, которое завершается при ;
сырой каменноугольный деготь высокотемпературный. Получают при коксовании, которое завершается при ;
перегнанный деготь получают вследствие фракционирования сырой низкотемпературной смолы;
пек – твердый остаточный продукт перегонки сырой каменноугольной смолы;
сложные дегти получают сплавлением пеков с дегтевыми маслами.
15.6.2. Свойства дегтей.
Плотность дегтей составляет - , пеки - . Температура размягчения .
Атмосферостойкость дегтевых материалов ниже, чем битумных.
Биостойкость материалов на основе дегтевых вяжущих выше по сравнению с битумными материалами. Стойкость против гниения объясняется высокой токсичностью фенола, который содержится в дегтях.
Слайд 11
15.7. Материалы на основе битумов и дегтей.
15.7.1. Рулонные покрытия и
гидроизоляционные материалы.
Рулонные материалы делят на основные (которые получают путем пропитывания
основы органическим вяжущим) и безосновные (изготавливают прокатыванием смесей вяжущих и наполнителей).
Рубероид – кровельный картон, пропитанный мягким нефтяным битумом с последующим покрытием тугоплавким битумом. С одной стороны наносят слой минерального порошка или минеральной присыпки (наружный слой).
Слайд 12Пергамин – кровельный картон, пропитанный расплавленным нефтяным битумом.
Слайд 13Стекло рубероид и стеклопластик
получают путем нанесения на стекловолокнистое полотно
или стеклопластик с обеих сторон битумного вяжущего. Затем с одной
стороны наносят слой присыпки.
Слайд 14
Фольгорубероид – гидроизоляционный материал из алюминиевой фольги, покрытый с обеих
сторон битумной мастикой.
Слайд 15Гидроизол – пропитанный нефтяным битумом асбестовый картон.
Слайд 16Бризол – изготавливают прокатыванием массы нефтяного битума, дробленой резины, асбестового
волокна и пластификатора.
Слайд 17Толь – изготавливают пропиткой и покрытием картонной основы дегтем с
присыпкой песком или минеральным порошком.
Слайд 18Дегтебитумные кровельные материалы изготавливают пропиткой картона дегтем и последующим покрытием
с обеих сторон битумом и присыпкой.
Гидроизоляционные материалы
Слайд 19
15.7.2. Мастики.
Мастика – это смесь нефтяного битума или дегтя с
минеральными заполнителями, катализатором и добавкой антисептика.
Мастики бывают горячие (применяют с
предварительным нагреванием до ) и холодные (содержат растворители).
Слайд 20
По назначению различают следующие виды мастик:
клеящие – применяют для склеивания
рулонных материалов;
Слайд 21гидроизоляционные асфальтовые - применяют для штучной гидроизоляции;
Слайд 22горячие битумно-минеральные – применяют как гидроизоляцию для заливки швов гидротехнических
сооружений;
Слайд 23холодные асфальтовые (хамаст) – битумно-известковая паста с минеральным наполнителем. Применяют
как штукатурную гидроизоляцию;
Слайд 24гидрофобный газоасфальт – битумно-известковая паста с добавкой портландцемента и алюминиевой
пудры. Используют для теплоизоляции трубопроводов.
Слайд 25антикоррозионные битумные мастики – смеси расплавленных тугоплавких битумов с наполнителем.
Применяют для защиты строительных конструкций и трубопроводов от коррозии.
Слайд 26
15.7.3. Эмульсии и пасты.
Эмульсии – дисперсные системы, которые состоят из
несмешивающихся между собой жидкостей, из которых одна жидкость, в отличие
от другой, пребывает в другом тонкодисперсном состоянии. Образование их достигается введением эмульгаторов. Количество битума или дегтя в них составляет 5060 %. Применяют для устройства гидро- и пароизоляционного покрытия, грунтовки поверхностей, склеивания и т.д.
Слайд 27Битумные пасты – готовят из битума и эмульгатора. Количество битума
составляет 6070 %. Применяют как вяжущее для приготовления холодных мастик, гидроизоляции,
грунтовок для поверхностей и заполнителей стыков.
Слайд 28
15.7.4. Асфальтовые бетоны и растворы.
Для приготовления асфальтовых растворов и бетонов
применяют асфальтовое вяжущее – смесь нефтяного битума с тонкомолотыми порошками
известняка, доломита, мел, асбеста, шлака. Прочность асфальтового вяжущего обусловлена соотношением компонентов битума и заполнителя, пористостью после уплотнения и твердения.
Мелким заполнителем в растворе и бетоне применяют природные и дробленые пески с примесями пылеватых частиц до 3 % по массе. Крупным заполнителем является щебень. Асфальтовые бетоны по назначению делят на гидротехнические, дорожные и аэродромные. Применяют также для устройства пола в промышленных цехах и складских помещениях, плоских кровлях, стяжек и т.д.
Асфальтобетон – материал, который получают в результате твердения уплотненной рационально подобранной смеси асфальтового вяжущего и минеральных заполнителей. На показатели прочности асфальтобетона в значительной мере влияет температуры.
асфальтобетон классифицируют по:
зернистости: крупнозернистый (до 40 мм), средне 0 (до 25 мм), мелко – (до 15 мм);
пористости: плотный (до 5 %), пористый;
температуре при укладке: горячие (до 120 C), теплые (до 60 C), холодные (до 30 C );
назначению: дорожные, аэродромы, декоративные, гидротехнические.