Слайд 1Лекция 15. Основные задачи администрирования операционных систем. Системный администратор. Типовые
задачи системного администрирования. Политика информационной безопасности организации.
Слайд 2Административные меры защиты
Организация эффективной и надежной защиты операционной системы невозможна
с помощью одних только программно-аппаратных средств. Эти средства обязательно должны,
дополняться административными мерами защиты. Без постоянной квалифицированной поддержки со стороны администратора даже самая надежная программно-аппаратная защита оборачивается фикцией.
Основные административные меры защиты.
1. Постоянный контроль корректности функционирования операционной системы, особенно ее подсистемы защиты. Такой контроль наиболее удобно организовать, если операционная система поддерживает регистрацию событий. В этом случае операционная система автоматически регистрирует в специальном журнале наиболее важные события, произошедшие в процессе функционирования системы.
2. Организация и поддержание адекватной политики безопасности.
Политика безопасности должна постоянно корректироваться, оперативно реагируя на изменения в конфигурации операционной системы, установку, удаление и изменение конфигурации прикладных программных продуктов и расширений операционной системы, попытки злоумышленников преодолеть защиту операционной системы и т.д.
3. Инструктирование пользователей операционной системы о необходимости соблюдения мер безопасности при работе с операционной системой и контроль за соблюдением этих мер.
4. Регулярное создание и обновление резервных копий программ и данных операционной системы.
Постоянный контроль изменений в конфигурационных данных и политике безопасности операционной системы.
Слайд 3Основные принципы администрирования ОС.
Непрерывность;
Комплексность;
Актуальность;
Адекватность;
Непротиворечивость. (разграничение доступа, настроек процессов);
Формальный подход. Применение
методик (инструкций, положений, приказов, РД и прочих рекомендательных документов) и
четких концептуальных принципов при постановке задач администрирования и их реализации;
Подконтрольность.
Слайд 4Задачи и принципы управления безопасностью.
Отдельные средства ИБ не обеспечивают эффективного
функционирования и требуют объединения в единую и централизованно управляемую и
постоянно действующую систему информационной безопасности Система ИБ обычно должна решать следующие задачи:
• ввод в систему списка имен пользователей и терминалов, допущенных к информации ИС;
• подготовку и ввод в систему, запись паролей пользователей на носители;
• ввод в систему назначенных полномочий пользователей и терминалов;
• раздачу пользователям носителей с паролями и значений паролей, запоминаемых и вводимых пользователями вручную с клавиатуры;
• сбор сигналов несовпадения паролей и нарушения полномочий пользователей;
• установление времени, места и причины НСД;
• анализ ситуации, принятие адекватных мер и восстановление нормального функционирования ИС
• контроль конфигурации системы;
• сбор сигналов вскрытия аппаратуры и контроль ввода (вывода) аппаратуры в (из) ремонт (а) и на (из) профилактику(и);
• контроль журнала регистрации доступа к информации ИС и периодический вызов справок из него;
• взаимодействие со службой функционального контроля ИС;
• контроль функционирования системы защиты;
• подготовку ключей, контроль и обеспечение функционирования средств шифрования информации;
• контроль стирания и уничтожения остатков секретной информации на машинных и бумажных носителях;
• регистрацию, учет и разграничение доступа к носителям информации и ПО;
• ведение статистики и прогнозирование НСД.
Слайд 5Системный администратор — сотрудник, должностные обязанности которого подразумевают обеспечение штатной работы
парка компьютерной техники, сети, программного обеспечения. Зачастую системному администратору вменяется обеспечение информационной безопасности в организации.
Разговорное название — сисадмин.
Системные администраторы — сотрудники, в обязанности которых входит создание оптимальной работоспособности компьютеров и программного обеспечения для пользователей, часто связанных между собой общей работой на определенный результат.
Нередко функции системного администратора перекладывают на компании, занимающиеся IT-аутсорсингом. Обычно такие компании предоставляют более низкую, чем содержание штатного сотрудника, стоимость обслуживания и осуществляют работу на основе абонементных договоров.
Ввиду быстрого роста Интернета и развития сетевых технологий, системному администратору становится всё сложнее противостоять всем проблемам, поэтому давно появились специализированные форумы и печатные издания, направленные на расширение кругозора начинающих системных администраторов и оказание помощи в решении различных IT-проблем. Косвенно это связано с наличием свободного времени у опытных системных администраторов ввиду их более высокого профессионального уровня.
Слайд 6Обязанности
В круг типовых задач системного администратора обычно входит:
подготовка и сохранение резервных
копий данных, их периодическая проверка и уничтожение;
установка и конфигурирование необходимых обновлений для операционной системы и
используемых программ;
установка и конфигурирование нового аппаратного и программного обеспечения;
создание и поддержание в актуальном состоянии пользовательских учётных записей;
ответственность за информационную безопасность в компании;
устранение неполадок в системе;
планирование и проведение работ по расширению сетевой структуры предприятия;
документирование всех произведенных действий.
В организациях с большим штатом сотрудников данные обязанности могут делиться между несколькими системными администраторами — например, между администраторами безопасности, учётных записей и резервного копирования.
Также, в организациях с небольшим штатом сотрудников эти обязанности могут исполняться одним специалистом, занимающимся как консультированием пользователей, так и ремонтом аппаратной части персональных компьютеров и периферийных устройств.
Слайд 7Специализация
Системных администраторов можно разделить на несколько категорий:
Администратор веб-сервера — занимается установкой,
настройкой и обслуживанием программного обеспечения веб-серверов. Как правило, работает в хостинговой компании. Необходимы
знания Unix-систем, умение конфигурировать веб-сервер Apache и почтовые сервера, которые установлены на более чем 90 % web-серверов во всем мире; дополнительно веб-сервер IIS и ОС семейства Windows Server. Обязательно глубокое понимание модели OSI, стека протоколов TCP/IP.
Администратор баз данных — специализируется на обслуживании баз данных.
Нужны глубокие знания СУБД , операционной системы, на которой работает база данных, знание особенностей реализации баз данных, а также знание информационно-логического языка SQL.
Администратор сети — занимается разработкой и обслуживанием сетей.
Необходимы глубокие познания в области сетевых протоколов и их реализации, маршрутизации, реализации VPN, системах биллинга, активного сетевого оборудования, физическом построении сетей.
Слайд 8Системный инженер (или системный архитектор) — занимается построением корпоративной информационной инфраструктуры на
уровне приложений.
Нужны знания распространённых ОС; службы каталогов; распространённые СУБД, , системы документооборота —
связью которых в контексте бизнес-процессов и занимается.
Администратор безопасности сети — занимается, соответственно, проблемами информационной безопасности, документированием политик безопасности, регламентов и положений об информационных ресурсах.
Требуются знания протоколов шифрования и аутентификации и их практическом применении.
Системный администратор малой компании (от 5 до 50 рабочих мест) — занимается поддержанием работоспособности небольшого парка компьютерной техники и обслуживанием сети. Не имеет помощников и выполняет все обязанности, связанные с компьютерами и коммуникациями, в том числе техническую поддержку пользователей. В компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, обслуживает Web-сервера, программы, используемые разработчиками. Также может тестировать разрабатываемое компанией программное обеспечение.
Требуется знание ОС от Microsoft, офисных и бухгалтерских программ , умение прокладывать локальную сеть, начальные знания баз данных и языков программирования.
Администратор почтовых серверов — занимается настройкой и поддержкой электронной почты.
Требуется знание Windows Server или же Linux в зависимости от требования программы почтового сервера, дополнительные модули для проверки на вирусы, спам, или для интеграции с базами данных.
Требуется знание протоколов и технологий , стека протоколов TCP/IP и основных программ-клиентов электронной почты .
Слайд 9О политике информационной безопасности
Политика информационной безопасности – это высокоуровневый документ,
который включает в себя принципы и правила, определяющие и ограничивающие
определенные виды деятельности объектов и участников системы информационной безопасности, направленные на защиту информационных ресурсов организации.
Как известно, стратегическое планирование позволяет определить основные направления деятельности организации, связав воедино маркетинг, производство и финансы. Долгосрочный стратегический план позволяет компании выстроить все свои бизнес-процессы с учетом микро и макросреды для достижения наилучших финансовых показателей и темпов экономического роста. Важной составляющей в стратегическом планировании является учет требований политики информационной безопасности, которые должны быть краеугольным камнем при определении среднесрочных и долгосрочных целей и задач организации. С ростом компании и пересмотром планов политика также должна пересматриваться. Низкоуровневые документы информационной безопасности необходимо пересматривать в соответствии с реализацией краткосрочных планов.
Политика информационной безопасности неразрывно связана с развитием компании, ее стратегическим планированием, она определяет общие принципы и порядок обеспечения информационной безопасности на предприятии. Политика информационной безопасности тесно интегрируется в работу предприятия на всем этапе его существования. Все решения, предпринимаемые на предприятии, должны учитывать её требования.
Эффективное обеспечение требуемого уровня информационной безопасности организации возможно только при наличии формализованного и системного подхода к выполнению мер по защите информации. Целью разработки политики информационной безопасности организации является создание единой системы взглядов и понимания целей, задач и принципов обеспечения информационной безопасности.
Слайд 10Основные этапы разработки политики информационной безопасности следующие:
Исследование текущего состояния информационной
среды и информационной безопасности организации;
Анализ полученных сведений по результатам исследования;
Формирование
плана работ по разработке политики информационной безопасности;
Разработка политика информационной безопасности организации.
Пакет организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения информационной безопасности включает следующие типы документов:
Политика информационной безопасности организации - высокоуровневый документ, описывающий основные принципы и правила, направленные на защиту информационных ресурсов организации;
Регламенты информационной безопасности, раскрывающие более подробно процедуры и методы обеспечения информационной безопасности в соответствии с основными принципами и правилами, описанными в политике;
Инструкции по обеспечению информационной безопасности для должностных лиц организации с учетом требований политики и регламентов;
Прочие документы, представляющие собой отчеты, регистрационные журналы и прочие низкоуровневые руководящие документы.
Конкретные проекты необходимых документов каждого типа определяются в ходе обследования существующего уровня информационной безопасности Заказчика, её организационной структуры и основных бизнес процессов.