Слайд 1 Лекция 2
«Психология экстремальных отношений»
«Стресс и
стрессоустойчивость»
Подготовила:
к.п.н.,
ст. преподаватель кафедры ГД СНУЯЭиП –
М.В. Косцова
Слайд 2Вопросы лекции:
1. Субъективные факторы ЭС.
2. Понятие стрессоустойчивости.
Слайд 5Известная мудрость гласит:
«Жизнь на 10% состоит из того, что
с нами происходит, и на 90% — из того, что
мы об этом думаем».
Слайд 6Под экстремальными подразумевают
такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального»
человеческого опыта.
Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым
человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях.
Слайд 7Степень экстремальности ситуации
Определяется: силой, продолжительностью, новизной,
непривычностью проявления этих факторов.
отношение
к ситуации
Слайд 8Восприятие одной и той же ситуации
каждым конкретным человеком индивидуально,
в
связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом
плане личности.
Слайд 9Факторы, определяющие экстремальность
Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью,
трудностью, новизной, ответственностью ситуации.
Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой
информации.
Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.
Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.
Наличие голода, жажды.
Слайд 10Экстремальные ситуации
существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то,
что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается
контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний — травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.
Слайд 12Субъекты экстремальной ситуации:
специалисты
жертвы
пострадавшие
Свидетели или очевидцы
телезрители
Слайд 13Психические реакции этой категории людей после катастрофы можно разделить на
четыре стадии:
первая стадия — героизм (альтруизм, героическое поведение, желание помочь
другим людям и выжить самому);
вторая стадия — «медовый месяц» (чувство гордости за то, что выжил и преодолел все опасности);
третья стадия — разочарование (гнев, разочарование: «мне казалось в моей жизни все должно измениться, а все осталось по-прежнему, о моем подвиге все забыли, только я помню о нем», крушение надежд);
четвертая стадия — восстановление (осознание, что необходимо налаживать быт, возвращаться к своим обязанностям).
Слайд 14«синдром горя»
Застревание на какой-либо из стадий приводит к возникновению или
«синдрома горя»
Слайд 15Кривая развития стрессовой ситуации
Все включающиеся в организме
человека при воздействии
стресса
приспособительные механизмы
Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом»,
или
«стресс-реакцией».
Слайд 16Существует 3 стадии развития этого синдрома
Слайд 20Локус контроля
(Джуллиан Роттер) -
качество, характеризующее склонность человека приписывать
ответственность за результаты своей деятельности внешним силам
(экстернальный или внешний
локус контроля), либо собственным способностям и усилиям
(интернальный или внутренний локус контроля).
Слайд 21Внешний
(экстернальный)
Внутренний
(интернальный)
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Слайд 22Пассивное – активное поведение в ЭС
В зависимости от индивидуальных различий
одни люди склонны к активному, другие – к пассивному поведению
при стрессе.
Те, кто имеет внутренний контроль за своей деятельностью – «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу при социальном давлении в экстремальных условиях, чем «экстерналы» с внешним контролем (не уверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай).
Слайд 23Реакция на фрустрацию:
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание»,
«расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или
предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Типы реакций в ситуации фрустрации: агрессия, уход, регрессия.
Слайд 24Эмоциональная реакция на стресс:
Лица с тревожностью как чертой личности более
подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого
тревога
возникает только в опасных ситуациях.
Слайд 26Баланс мотивации достижения и избегания:
Люди,
мотивированные на достижение чего-либо, легче
переносят стрессовую ситуацию,
чем люди, мотивированные на избегание неудач.
Слайд 27Стрессоустойчивость?
Как результат тренировок ?
у каждого человека есть определенный набор
личностных черт
и физиологических особенностей, которые определяют
его устойчивость к
стрессу.
гены способны влиять на наше отношение к стрессу
Слайд 28К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:
• Тип
нервной системы;
Гормональные особенности;
Слайд 29Некоторые личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:
Уровень самооценки;
Уровень субъективного контроля;
Уровень личностной
тревожности;
Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо,
легче переносят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.
Слайд 30
Психические реакции человека на экстремальные ситуации:
При воздействии стресс-факторов экстремальной ситуации
большинство современных исследователей выделяют два вида реакций человека: адекватные и
тревожные
Основным содержанием адекватных форм реакции являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление влияния экстремальных факторов или поддержание необходимых видов деятельности
Слайд 32Таким образом,
На развитие психологического стресса оказывают влияние многочисленные факторы,
среди которых можно отметить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком,
влияние прошлого опыта человека, осведомленность (информированность) о ситуации, индивидуальные и личностные особенности человека.
Человек реагирует на стрессовое воздействие на физиологическом, эмоциональном и поведенческом уровне.
От вида реагирования, в частности от выбора стратегии преодоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.