Слайд 1ЛЕКЦИЯ 3а
Конические зубчатые передачи.
Расчет конических зубчатых передач.
Слайд 2По углу наклона зуба различают прямозубые (рис.1, д) , косозубые
(рис.1, е) и передачи с круговым зубом (рис.1, ж,з).
Слайд 3 Геометрические параметры зацепления
Конические зубчатые колеса применяют для передачи вращения между пересекающимися
осями. Угол Σ между осями колес (межосевой угол) теоретически может быть в диапазоне 100 < Σ <1700. Наибольшее распространение получили ортогональные передачи с углом Σ=900.
Слайд 4 Конусы, аналогичные начальному и делительному цилиндрам
цилиндрического колеса, называют начальным и делительным конусами.
1, 2, 3 –
образующие внутреннего, среднего и внешнего
дополнительных конусов;
4 - эквивалентное цилиндрическое колесо.
Слайд 5 Зубья колес в конической передаче имеют переменные
размеры сечения по длине, что обусловливает большую трудность изготовления (отсюда
ниже точность) и меньшую несущую способность передачи (в среднем примерно на 15%). Конусная образующая поверхность зубчатого венца вызывает появление значительных осевых сил на валах передачи, что является причиной усложнения конструкции опор и всей передачи в целом.
Слайд 6 Угол между осью начального конуса и его образующей
называют углом начального конуса (обозначают δ1 – угол начального конуса
ведущего колеса; δ2 – угол начального конуса ведомого колеса). В некорригированных передачах начальные и делительные конусы совпадают.
Слайд 7 Расстояние от вершины делительного конуса до пересечения
его образующей с образующей внешнего дополнительного конуса называют внешним конусным
расстоянием (Rе), а расстояние от вершины делительного конуса до пересечения его образующей с образующей среднего (медиального) дополнительного конуса называют медиальным конусным расстоянием (R).
Для сопряженных (находящихся в зацеплении) зубчатых колес Rе1= Rе2 и R1= R2.
Проектный расчет.
Проводится с целью определения геометрических параметров зубчатых колес исходя из условия обеспечения их контактной прочности.
Крутящий момент на выходном валу T2 , Н ∙ м:
T2 = T1 ∙ U ∙ η ,
Где T1 – крутящий момент на ведущем валу, Н ∙ м:
T1 = P1 / ω1;
ω1 – угловая скорость ведущего вала, с-1 :
ω1 = πn1/30;
η – коэффициент полезного действия зубчатой конической передачи (η = 0,96…0,98).
Слайд 10Диаметр внешней делительной окружности колеса, мм:
Величину de2 округляют до стандартного значения
Фактические значения de2 не должны отличаться от номинальных более чем на 2%.
de2 = 2,9 ∙
Слайд 11KHβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки
по длине контактной линии в результате погрешностей в зацеплении и
деформации зубьев
Kbe - коэффициент ширины зубчатого венца относительно внешнего конусного расстояния :
Kbe ≤ 0,3 – меньшие значения для неприрабатывающихся материалов (Н1 и Н2 > 350 НВ или υ > 15 м/сек).
Наиболее распространено значение Kbe = 0,285.
ϑН - опытный коэффициент, характеризующий понижение прочности конической прямозубой передачи по сравнению с цилиндрической.
Для прямозубой передачи ϑН = 0,85.
Слайд 12 Диаметр внешней длительной окружности шестерни, мм:
Углы
делительных конусов
шестерни δ2 = 90 - δ1
de1 =
δ1 = arctg
- колеса
Слайд 13Внешнее конусное расстояние, мм:
.
Ширина зубчатых колес, мм:
Округляем ширину зубчатых колес по таблице
Среднее конусное расстояние, мм:
Rm = Re – 0,5 ∙ bw .
Re =
Слайд 14Диаметры средних делительных окружностей, мм:
шестерни
dm1 = de1 – bw ∙
sin δ1;
и колеса
dm2 = de2 – bw ∙ sin δ2;
Слайд 15Определение числа зубьев шестерни Z1:
Z1 = 1,6 ∙
при
H1 и H2 ≤ 350 HB,
Z1 = 1,3 ∙
при H1 ≥ 45 HRC и H2 ≤ 350 HB
Z1 =
при H1 и H2 ≥ 45 HRC
- определяется по графикам
Число зубьев колеса:
Z2 = Z1 ∙ U
Округлить найденные значения Z1 и Z2 до целого числа.
Слайд 16 Фактическое передаточное число U:
U = Z2/Z1
Фактическое передаточное число не должно отличаться от стандартного более чем на 2,5% при U ≤ 4,5
и на 4,0% при U > 4,5.
.
Слайд 17 Внешний окружной делительный модуль mte, мм:
Для
конических зубчатых колес с прямыми зубьями в качестве стандартного расчетного
модуля принимают внешний окружной делительный модуль: mte = me .
.
mte =
mte округляется до стандартных значений по таблице
Слайд 18 Внешний нормальный делительный модуль me, мм:
Для
конических зубчатых колес с тангенциальными (косыми) зубьями в качестве стандартного
расчетного модуля зубьев принимают внешний нормальный делительный модуль me:
me = mte ∙ cos β .
Средний нормальный модуль mtm, мм:
В передачах с круговым зубом расчет ведут по среднему нормальному подулю mtm:
mtm = cos β ∙ mte
.
Слайд 19Диаметры окружностей выступов
шестерни da1
и колеса da2, мм:
для прямозубых передач:
da1
= de1 + 2 ∙ mte ∙ cos δ1;
da2 = de2 + 2 ∙ mte ∙ cos δ2
для косозубых передач:
da1 = de1 + 2 ∙ me ∙ cos δ1;
da1 = de1 + 2 ∙ me ∙ cos δ1.
для передач с круговым зубом:
da1 = de1 + 2 ∙ mtm ∙ cos δ1;
da1 = de1 + 2 ∙ mtm ∙ cos δ1.
Слайд 20Диаметры окружностей впадин
шестерни dfe1
и колеса dfe2, мм:
для прямозубых
передач:
dfe1 = de1 - 2,4 ∙ mte ∙ cos δ1;
dfe1 = de1 - 2,4 ∙ mte ∙ cos δ1.
для косозубых передач:
dje1 = de1 – 2,4 ∙ me ∙ cos δ1 ;
dje2 = de2 – 2,4 ∙ me ∙ cos δ2 .
для передач с круговым зубом:
dje1 = de1 – 2,4 ∙ mtm ∙ cos δ1;
dje2 = de2 – 2,4 ∙ mtm ∙ cos δ2.
Слайд 21Средняя окружная скорость, м/с:
.
υср =
Выбор степени точности:
Степень точности назначают в зависимости от средней окружной скорости по таблице
Слайд 222.3. Расчет сил действующих в зацеплении
В
конической зубчатой передаче также как и в цилиндрической косозубой появляются
осевые составляющие силы взаимодействия зубьев, но причиной их возникновения является наклонное расположение зубьев. Силы в конической зубчатой передаче обычно приводятся к плоскости серединного сечения зубчатого венца
Слайд 24Силы в прямозубой конической передаче.
Слайд 25 Тангенциальная составляющая выражается в этом случае с
помощью конструктивных параметров передачи следующим образом
Слайд 26Соотношения между силами, действующими на зубе шестерни
Силы на
колесе выражаются через силы на шестерне
Fr2 = Fa1 и Fa2= Fr1.
где α – угол зацепления.
Для не корригированных зубчатых колёс α = 20º
Слайд 27Для колес с непрямыми зубьями:
Окружная сила Ft, H:
Ft =
Радиальная сила для шестерни Fr1 ,
равна осевой
силе для колеса Fa2 , Н:
Fr1 = Fa2 ∙
.
Осевая сила для шестерни Fa1,
равна радиальной силе для колеса Fr2, H:
Fa1 = Fr2 ∙
Слайд 28Проверочный расчет на контактную выносливость.
Коэффициент, учитывающий механические свойства материала зубчатых колёс Zm,
МПа:
Zm =
где Eпр – приведенный модуль упругости.
Для стали Епр = 2,1 ∙ 105 МПа;
μ – коэффициент Пуассона.
Для стали μ = 0,3.
Слайд 29 Коэффициент учитывающий динамическую нагрузку возникающую в зацеплении,
при расчете на контактную выносливость, KHV, выбирается по таблице
Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев ZH:
где α – угол зацепления.
Для не корригированных зубчатых колёс α = 20º
ZH =
Слайд 30Коэффициент, учитывающий длину контактной линии Zε :
- для прямозубых
передач: Zε =
- для передач с непрямыми зубьями: Zε
=
Где
- коэффициент торцового перекрытия:
∙ cos β
Слайд 31 Контактные напряжения при расчёте на выносливость
σН, МПа:
≤
Желательно, чтобы отклонение контактных
напряжений от предельно допустимых не превышало ± 5%. При превышении более 20% рекомендуется увеличить диаметр dm1.
σН = ZM ∙ ZH ∙ Zε
Для расчета контактных напряжений используются зависимости, полученные Г. Герцем.
[σН]
ωHt =
Удельная расчётная окружная сила ωHt , Н: