Слайд 1Научная картина мира
КСЕ
I курс
Слайд 2Концепции
Определенный способ понимания и трактовки каких-либо
явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения.
Концептуальный подход позволяет с единых позиций интегрировать разрозненные знания о неживой и живой природе и человеческом обществе в целостную естественно-научную картину мира.
Слайд 3Культура -
это все что создано человеком (искусственное)
Природа –
это все
что не создано человеком
(естественное)
Слайд 5Духовная культура
Она охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и
результаты – в виде идей, художественных образов, моральных и правовых
норм. С ее помощью человек не приспосабливается к окружающей среде, а преобразует ее.
Слайд 6Духовная культура существует в различных формах
Наука : ее предмет естественный
– природный, физический мир, базируется на доказательстве
Религия : сверхъестественный –
потусторонний, божественный мир, базируется на вере
Искусство : внутренний, эмоциональный мир человека, базируется на выражении и передачи через художественные образы человеческих чувств, настроений, переживаний
Философия : пытается охватить все сферы реальности
Слайд 7
одна из форм духовной культуры,
совокупность объективных знаний о бытии,
процесс получения
этих знаний,
формы и механизмы применения знаний в практической жизни
людей.
Наука
Слайд 8Особенности науки
Изучает только то, что существует независимо от нас (не
исследует почему существует, зачем, хорошо это или плохо)
Базируется на доказательстве
– имеет смысл только то, что можно подтвердить или опровергнуть
Стремится к большой степени точности и объективности своих утверждений – общеобязательности и общепризнанности (без субъективного)
Использует строгий и однозначный язык, который четко фиксирует смысл и назначение понятий (искусственный язык) – формулы, уравнения, символы
Интересуется самим процессом исследования окружающего мира, изучает методы познания природы
Слайд 9Критерии науки
Системность знания
Наличие отработанного механизма по получению новых знаний (деятельность
по получению знаний)
Теоретичность
Рациональность знания
Наличие экспериментального метода исследования
Математизация науки
Слайд 10Псевдонауки
Реликтовые
появились в Древнем Греции (астрология и алхимия, нумерология)
Оккультные
появились
в Новое время (спиритизм, парапсихология – признание существования потустороннего астрального
мира)
Модернистские
появились в 20 веке: уфология (научная фантастика, НЛО), хиромантия, физиогномика
Слайд 11Отличие науки от псевдонауки
Принцип верификации (знание является научным если его
можно подтвердить) предложил английский ученый 20 века Бертран Рассел
Принцип фальсификации
(научным является то знание, которое можно опровергнуть) предложил немецкий философ 20 века Карл Поппер
Слайд 12Наука по ориентации на практическое применение делятся:
Фундаментальные – изучают
объективные закономерности окружающего мира ради чистого интереса к истине, без
практического применения (получение новых знаний)
Прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения познавательных и социально-практических задач (улучшают жизнь людей)
Слайд 14Чарльз Сноу в 70-е г. 20 века сформулировал идею альтернативы
естественно-научной и гуманитарной культур
Разные способы отношения к миру (художественная интеллигенция
и ученые)
Разные способы познания мира
Разные цели
Слайд 16Границы науки
Объекты и методы научного исследования (имеет дело с точными
понятиями)
Ее инструментальный характер (пассивный инструмент в руках человека)
Специфический характер научного
исследования (что-то открывая показывает и области невозможного- вечный двигатель)
Возраст человечества 40 тыс. лет(в сравнении с возрастом Вселенной 20 млрд. лет), возраст науки 2,5 тыс. лет
Природа человека (макромир- большой)
Слайд 17Противоречия современной науки
Она решает частные проблемы и дает ответы, подтверждаемые
опытом
Наука не может сказать, что уже достигла истины
Природа едина,
а науки разделены на отдельные дисциплины и дают только определенный срез знаний
Аналитическая направленность науки (стремление проникнуть вглубь вещей не видит целостного взгляда на природу)
Разобщенность наук.
Слайд 18Динамики развития естествознания
Развитие науки определяется внешними и внутренними факторами.
К внешним
относится влияние государства, экономических, культурных, национальных установок, ценностных установок ученых
К
внутренние факторы определяются внутренней логикой и динамикой развития науки.
Слайд 19Модель развития науки
Томаса Куна
Модель американского ученого Томаса Куна
– 60-е годы 20 века – развитие науки представляет собой
последовательную смену научных парадигм, происходящих иррационально. (Научная парадигма – система наиболее общих научных представлений об окружающем мире)
Динамика науки по Куну:
Старая парадигма- нормальная стадия развития науки- революция в науке – новая парадигма
Слайд 20Модель развития науки
Имре Лакатоса
Модель британского ученого Имре Лакатоса
Похожа на
модель Куна, только смена не парадигм, а научно-исследовательских программ. И
смена происходит не стихийно, а рационально, на основе жестких логических критериев.
Слайд 21Научная революция - радикальное изменение всех элементов науки - фактов,
закономерностей, теорий, методов.
Слайд 22Принцип соответствия Нильса Бора
(датский ученый 20 века)
Всякая научная теория не
отвергает предшествующую, а включает ее в себя на правах частного
случая.
Старая и новая теории могут мирно сосуществовать.
Слайд 23Научная картина мира
Множество теорий описывающих природную реальность создают научную картину
мира – целостную систему представлений о наиболее общих принципах и
законах устройства Вселенной
Три научные картины мира – преднаучная, механистическая и эволюционная.
Слайд 24Естествознание
Естествознание - совокупность наук о явлениях и законах природы («естество»-природа)
Предмет
естествознания - природные явления и процессы, закономерности их эволюции
Теоретическая основа
промышленности и с/х, всех технологий, различных видов производства
Основа всех видов жизнеобеспечения – физиологического, технического, энергетического
Важнейший элемент культуры человечества, показатель уровня цивилизации
Слайд 25Естествознание
Природа - весь материальный, энергетический и информационный мир Вселенной и
совокупность естественных условий существования и жизнедеятельности человека