Слайд 1Лекция 4. Маркетинговые исследования
систематический сбор, отображение и анализ данных
по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Цель МИ – уменьшение неопределенности
и риска при принятии решения.
это экономически целесообразный способ определения того, в чем люди нуждаются, чего желают, о чем думают, во что верят или что делают.
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ (РЫНОЧНЫХ) ИССЛЕДОВАНИЙ:
оценка объемов и структуры спроса
в регионе;
2) оценка реального предложения в изучаемом секторе рынка,
информация об объеме и структуре (ассортимент/цена) предложения;
3) предпочтения потребителей, определение факторов, существенно влияющих на их поведение;
4) определение «портрета» Потребителя, его информационных предпочтений;
5) тестирование рекламных идей, материалов и т.п.;
6)анализ эффективности рекламных мероприятий.
Слайд 3ОБЪЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
1. Люди (индивидуумы)
2. Процессы (явления)
3. Фирмы
4. Товары (услуги)
5. Семьи (домашние хозяйства)
Слайд 4Процесс маркетинговых исследований товарного рынка включает последовательные этапы:
1. Текущее
наблюдение (собирается,
обрабатывается и хранится необходимая
и достаточная информация) - МИС
2. Анализ товарного рынка
3. Прогноз конъюнктуры товарного рынка
4. Передача информации
компетентным руководителям
5. Принятие рыночного и
предпринимательского решения
Слайд 5 Маркетинговая информационная система (МИС) является исходной базой для выполнения
маркетинговых исследований, разработки стратегии и тактики поведения фирмы на рынке,
корректировки планово-управленческих решений для получения намеченных результатов и обеспечения компании внешней информацией в нужной форме и в нужное время.
Слайд 6 МИС можно представить в виде 4 основных систем для
сбора информации:
1. Система внутренней отчетности.
2. Система внешней текущей информации.
3. Система
маркетинговых исследований.
4. Система анализа маркетинговой информации.
Слайд 7Первичную и вторичную информацию
получают с помощью:
1. Кабинетных исследований
– сбор, обработка, анализ вторичной информации.
Используется для исследования общеэкономических
процессов, тенденций.
2. Полевое исследование – сбор, обработка, анализ первичной информации о конкретном рынке, в определенные сроки, в определенном месте.
Позволяет выявить конкретную рыночную ситуацию.
Слайд 8В маркетинге выделяют два основных вида информация:
вторичная
(2) первичная
это
информация собранная и обработанная ранее самой фирмой или другими организациями
под отличную от изучаемой цели исследования. (данные из библиотеки, статистики
это информация, собираемая непосредственно под данную цель исследования.
1.1 внутренняя информация – данные, которые получают в рамках той самой организации, для которой проводится исследование рынка
1.2 внешняя информация - это та, которая извлечена из посторонних по отношению к ней источников ( справочники, текущие базы данных, периодические издания и газеты, источники статистической информации)
Слайд 9В маркетинге одинаково часто используются как количественные, так и качественные
методы МИ.
Слайд 10Содержание маркетингового исследования
Слайд 11Определение выборки (пример № 1)
Выборка — подмножество, доля или часть,
рассматриваемые в качестве представителя целого; небольшая часть чего-либо, предназначенная для
демонстрации стиля, качества и характера целого'.
Рассчитаем объем выборки по формуле:
n = N/ (N + 1/∆2)* 100%
n — объем выборки;
N — объем генеральной совокупности: все множество изучаемых объектов (потребители, конкуренты, поставщики и т.д.) - (в крае 112345 предприятий);
∆ — ошибка выборки: 100-500 = 20 %; 500-1000 = 17 %; 1000-1500 = 15 % и т.д.
(при значении N = 112345, ∆ = 2% или 0,02)
n = 112345/ (112345 + 1/ 0, 0004)* 100% = 112345/ (112345 + 2500)*100% = 112345 /114845*100% = 98 предприятий.
Таким образом, выборка составит 98 предприятий.
Слайд 12Определение выборки (пример № 2)
В течение шести недель по
выходным дням (суббота и воскресенье) экспертный опрос потребителей в трех
точках попеременно (две недели на одну точку) на протяжении 4 часов с 13.00 до 17.00.
Для формирования выборки использовался вероятностный метод, точнее — простой случайный отбор. Проходимость каждого магазина отличается друг от друга и составляет:
«Виночерпий» — 175 человек/час;
«Водолей» — 100 человек/час;
«Вина Кубани» — 150 человек/час.
Целевая аудитория — мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет составит 40% от общего числа посетителей магазинов.
Слайд 13(продолжение примера выборки № 2)
Таким образом, генеральная совокупность будет
равна:
N = 0,4*175*161 + 0,4*100*16 + 0,4*150*16 = 2720 человек.
Рассчитаем
объем выборки по формуле:
n = N/ (N + 1/ ∆2))* 100%
n — объем выборки;
N — объем генеральной совокупности;
∆ — ошибка выборки (при значении N = 2720, ∆ = 5% или 0,05)
n = 2720/ (2720 + 1/ 0, 0025)* 100% = 2720/ (2720 + 400)*100% = 87, 2 чел.
Таким образом, выборка составит 87 человек.
1пояснение цифры 16 = 4 часа*2 дня * 2 недели
Слайд 14
3. Правила составления анкеты
Составление анкеты включает в себя следующие этапы
Составление
введения
Отсеивающая часть
Составление основной части
Составление паспортички
Компоновка анкеты
Внутреннее тестирование анкеты и ее
пилотаж
Слайд 15Анкета.
Состоит из следующих частей:
Введение: цель, кто, зачем
Содержательная
часть: вопросы анкеты
III. Информационная часть – паспортичка:
информация о респонденте
Слайд 16Введение
Цель введения — побудить респондента к сотрудничеству, уменьшая тем
самым
ошибку, связанную с отказом от ответа.
Задача введения — сообщить респонденту цель и задачи исследования и
убедить его принять участие в опросе.
Слайд 17Введение должно быть…
1. Явное или косвенное указание на важность проводимого
исследования (т.е. убедить респондента в том,
что он недаром потратит время
на заполнение анкеты и важность получения
личного мнения респондента (это увеличит вероятность его участия).
2. Общая информация о причинах и целях исследования.
3. Выраженное в явной форме приглашение к участию
(«Мы будем вам чрезвычайно признательны, если вы согласитесь поделиться
своими мыслями и чувствами...»).
4. Заверение в том, что задача участвующего не слишком обременительна и не потребует много времени
(«Вы сможете быстро и легко ответить на большинство вопросов. По нашим расчетам, заполнение анкеты займет у вас не более трех минут»).
Слайд 18Введение должно быть…
5. Необходимость получения правдивых ответов.
(«Мы заинтересованы в
получении вашего личного мнения. Не существует правильных или неправильных ответов...»).
6.
Заверение в конфиденциальности.
(«Ваши ответы будут носить строго конфиденциальный характер. Данные будут представлены в обобщенном виде...»).
7. Заверение в том, что это настоящее, реальное исследование.
(«Мы проводим исследования, чтобы изучить мнения таких людей, как вы. Это не уловка агентов по продаже. Мы не пытаемся продать вам что-либо. Никто не будет вам звонить впоследствии, предлагая купить что-либо»).
Слайд 19Пример введения….
Доброе утро. Меня зовут Элиза МакКенна. Я представляю независимую
компанию по маркетинговым исследованиям. Я не менеджер по продажам, и
не собираюсь навязывать вам какую-либо покупку. Мы проводим беседы с респондентами, чтобы понять их отношение к работе радиостанций города Сан-Диего. Руководители этих радиостанций чрезвычайно заинтересованы в изучении мнения таких людей, как вы. Они будут учитывать высказанные вами мысли при выборе музыки, приглашении к участию в передачах известных людей, размещении рекламы, "раскрутке" товара. Я хочу задать вам несколько вопросов. Заверяю вас, что опрос займет всего 3 минуты, а то и меньше. Вы сможете быстро и легко ответить на многие вопросы. Помните, что не существует правильных или неправильных ответов. Все, что нам нужно, — это услышать от вас правдивые ответы. Само собой разумеется, что все ваши ответы будут носить строго конфиденциальный характер. Ваше имя не будет известно никому за пределами нашей компании.
Слайд 20Отсеивающая часть
В анкету после введения помещается отсеивающая часть, представляющая собой
краткий набор вопросов, которые помогут отобрать участников опроса. Сложность отсеивающей
части зависит от степени детализации определения выборочной совокупности
Слайд 21Основная часть
Начинайте опрос с простых, интересных, легких вопросов. Простые вопросы
способствуют получению согласия респондента на участие в интервью. Они подтверждают,
что задача участника совсем несложна. Чем увереннее респонденты чувствуют себя, тем скорее они согласятся участвовать в исследовании и заполнят анкету
Сгруппируйте вопросы на одну тему; завершите одну тему, прежде чем переходить к следующей. При проведении интервью респондентов часто спрашивают о вещах, которым они до этого не уделяли особого внимания. Поэтому респонденту нужно дать возможность обдумать вопрос. Если они уже размышляют над какой-то темой, важно на ней сосредоточиться. Это способствует получению осмысленных ответов.
Слайд 22Сложные или деликатные вопросы располагайте в конце анкеты. Можно надеяться,
что к концу беседы между интервьюером и респондентом установится своеобразная
связь, которая поможет получить от респондента ответы на вопросы подобного рода. Установление доверительной связи невозможно при проведении почтового опроса, но в этом случае организаторы опроса рассчитывают, что, дойдя до последних пунктов, респондент, потративший время на заполнение почти всей анкеты, уделит несколько минут и оставшимся вопросам.
Касаясь определенной темы, вначале задавайте вопросы общего характера, переходя постепенно к конкретике. Общие вопросы знакомят респондента с темой и сосредоточивают его мысли в определенном направлении. Как только внимание респондента сконцентрировано, ему легче отвечать на конкретные вопросы, требующие припоминания деталей.
Слайд 23Размещайте первыми наиболее важные темы. Очевидно, что качество ответов ухудшается
по мере утомления респондента. Поэтому вопросы, направленные на получение наиболее
важной информации, должны размещаться в начале анкеты.
Не размещайте в начале анкеты вопросов, способных исказить ответы на последующие вопросы. Следует учитывать, что вопросы, помещенные в начале анкеты, не должны служить подсказкой для последующих вопросов. Например, вопрос: "Как бы вы оценили очищающий эффект каждого из этих трех моющих средств?" подскажет ответ на вопрос, помещенный далее в анкете: "Какое из свойств используемого вами моющего средства следует, на ваш взгляд, улучшить?"
Слайд 24Паспортичка
В конце анкеты приводятся вопросы, направленные на получение соответствующей демографической
информации, сведений о пользовании торговой маркой или данных о поведении,
не попавшие в отсеивающую или основную части анкеты. К демографическим вопросам относятся вопросы о возрасте, поле, образовании, уровне дохода, национальности, семейном положении.
Слайд 25Внутреннее тестирование анкеты
Перед предварительным тестированием анкеты вы и сотрудники вашего
маркетингового агентства, участвующие в разработке проекта, а также представители клиента
должны тщательно ее просмотреть. Прежде чем ознакомить с анкетой тех, кто не участвовал в ее разработке, необходимо убедиться, что:
Анкета полна и не избыточна. Цели исследований и потребности в информации необходимо соотнести с количеством вопросов анкеты. Критерием полноты анкеты служит соответствие всех вопросов ранее установленным типам потребности в информации. Вы должны удостовериться в том, что отсутствуют вопросы, не связанные ни с одной потребностью;
Слайд 26Пилотаж анкеты
В процессе пилотажного исследования анкету апробируют на небольшой группе
респондентов — представителей целевой аудитории. При активном пилотажном испытании интервьюер,
проводящий опрос по анкете, выявляет ее недостатки, а затем обсуждает их с респондентами.
Слайд 27Компоновка анкеты включает в себя:
привлекательный внешний вид
переходы от одной темы
к другой, от одного вопроса к другому
наличие инструкций для интервьюера
(респондента)
коды столбцов
Слайд 28привлекательный внешний вид
Вопросы визуально отличаются от вариантов ответа. Вопросы выделены
жирным шрифтом, ответы напечатаны нормальным шрифтом. Такой подход способствует тому,
что ни один из вопросов не будет пропущен
Неотвлекающая кодировка ответов. Числа, используемые для кодирования ответов, занимают мало места и помещаются таким образом, чтобы не взаимодействовать с текстом вопросов и ответов.
Вопросы не переносятся на следующую страницу. Вопросы, располагающиеся на нескольких страницах, могут сбить с толку респондентов и интервьюеров.
Форматирование вопроса в виде таблицы способствует
концентрации внимания респондента, не требует много места и облегчает заполнение.
.
Слайд 29переходы от одной темы к другой, от одного вопроса к
другому
Связующие переходы — это соединительный материал, который обеспечивает анкете впечатление
целостности и связности. Переходы помогают респонденту концентрироваться во время ответов на длинный перечень вопросов.
Примеры хорошо составленного перехода
А теперь я бы хотел узнать ваше мнение по поводу….
Я думаю, существует огромное количество самых разных мнений по этому поводу. Но я бы хотел узнать именно ваше мнение.
Слайд 30А теперь я хотел бы задать вам несколько вопросов, которые
помогли бы мне лучше представить ваше отношение к...
Давайте рассмотрим более
подробно ваше отношение к ...
Другой задачей этого опроса является глубокое изучение мнений людей о .... Давайте сейчас обсудим эту тему...
Мы благодарны вам за то, что вы поделились своими мыслями по поводу ... А сейчас я бы хотел обсудить с вами другую тему. Давайте поговорим о ...
Слайд 31Типы вопросов в вопроснике:
открытые
не предусматривают перечень ответов и ограничений
по ним
( без заданной структуры, подбор словесных и других
ассоциаций, завершение рисунка, предложений, тематический апперцепционный тест)
закрытые
предлагают ограниченный перечень ответов и имеют заданную структуру ( альтернативный, выборочный, со шкалой Лайкерта, семантический дифференциал и др.)
Слайд 32Закрытые типы вопросов :
Альтернативные вопросы. Альтернативные (дихотомические) вопросы —
самый простой тип измерения на номинальном уровне. Они используются для
отнесения отдельных лиц, объектов, отношений или других ответов к одной из двух исчерпывающих, взаимоисключающих групп. Наиболее распространенная форма альтернативных вопросов — вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа.
Вы видели рекламу жевательной резинки Дирол перед покупкой товара?
Да____________ (1) Нет____________(2)
Есть ли в вашей семье дети в возрасте до 18 лет, проживающие с вами постоянно?
Да_________(1) Нет_____________(2)
Слайд 33Закрытые типы вопросов :
Вопросы многовариантного выбора. Вопросы многовариантного выбора
— это измерительные инструменты номинального уровня, предъявляющие респонденту три или
большее количество исчерпывающих и взаимоисключающих категорий ответов. Эти вопросы используются для разбивки свойств респондентов или реакций на более узкие и сфокусированные категории, чем те, которые получаются с помощью альтернативных вопросов. Пример использования такого типа вопросов — сбор демографической информации.
К какой из следующих групп относится ваша семья по уровню получаемого общего годового дохода?
Слайд 34Закрытые типы вопросов :
Графическая шкала и шкала в виде перечня
пунктов.
Графическая оценочная шкала предлагает респонденту дать свою оценку, поставив
отметку (галочку или крестик) в соответствующем месте линии, соединяющей два полюса шкалы. Линия может содержать числовые значения (вопрос Б) или не содержать их (вопрос А). Вариант Б дает респонденту возможность дать более точный ответ. Например.
А. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного рекламного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.
Чрезвычайно Чрезвычайно
Правдоподобен_________________________________ неправдоподобен
Б. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного рекламного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте на линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.
Чрезвычайно Чрезвычайно
правдоподобен _________________________________неправдоподобен
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Слайд 35Закрытые типы вопросов :
Шкала в виде перечня пунктов. Конкретные
рекомендации.
Использование оценочной шкалы в виде перечня пунктов может обеспечить
получение важной информации и возможность сделать глубокие выводы. Вы должны принять три решения относительно использования вопросов со шкалой в виде перечня пунктов для того, чтобы они, в конечном итоге, принесли пользу.
В какой степени вы удовлетворены (не удовлетворены) шампунем «Р»: обладает ли он свойствами, благодаря которым волосы легко расчесываются?
Удовлетворен ________(1)
Несколько неудовлетворен ________(2)
Отчасти неудовлетворен ________(3)
Очень неудовлетворен ________(4)
Чрезвычайно неудовлетворен ________(5)
Слайд 36Закрытые типы вопросов :
Особые типы оценочной шкалы. Существует три
особых типа оценочной шкалы в виде перечня пунктов, обычно используемых
при проведении рекламных исследований:
1) шкала семантического дифференциала,
2) шкала Стейпела,
3) шкала Ликерта.
Слайд 37Закрытые типы вопросов :
Шкала семантического дифференциала широко используется при
проведении рекламных и маркетинговых исследований. Наиболее распространенная форма семантического дифференциала
предлагает респонденту оценить объект в баллах (от 1 до 7) по набору двухполюсных шкал, полюса которых описываются противоположными по смыслу прилагательными.
Так результаты изучения мнений потребителей относительно двух ресторанов (№1 и №2) на основе семантической дифференциальной шкалы приводятся в табл.
Слайд 38Закрытые типы вопросов :
Шкала Стейпела — это упрощенный вариант
шкалы семантического дифференциала. Стандартная шкала Стейпела представляет собой однополюсную одиннадцатибалльную
оценочную шкалу, значения на которой заключены в пределах от +5 до —5.
Пример. Прочитайте каждое из нижеприведенных высказываний. Рядом с каждым высказыванием расположен ряд чисел от — 5 до +5. Укажите, насколько точно или неточно каждое высказывание характеризует продукцию компании Дженерал Моторс. Чем точнее высказывание характеризует продукцию, тем больше положительное число, которое вы должны обвести. Чем менее точна характеристика, тем большее отрицательное число вы обведете.
Слайд 39Закрытые типы вопросов :
Шкала Ликерта предлагает респонденту указать степень
своего согласия или несогласия с рядом утверждений.
Например.
Прочитайте каждое из
следующих утверждений. Затем сделайте на каждой отметку, указывающую, в какой степени вы согласны или не согласны с этим утверждением.