Разделы презентаций


Лекция 4. Психология обучения. Понятие учебной деятельности. Теории

Содержание

Внешняя структура включает:1. мотивацию;2. учебные задачи;3. учебные действия;4. контроль, переходящий в самоконтроль;5. оценка, переходящая в самооценку.Некоторые авторы выделяют три компонента учебной деятельности: 1) вводно-мотивационный компонент (учебная мотивация);2) операционально-познавательный компонент (учебные задачи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4. Психология обучения. Понятие учебной деятельности. Теории развивающего обучения.

Понятие "учебная деятельность", ввел Д. Б. Эльконин. Учебная деятельность –

это деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Продукт -- те изменения ( в познавательной, волевой, эмоциональной сфере), которые произошли в самом ребенке.
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте.
Различают внешнюю и внутреннюю структуры учебной деятельности.
 
Лекция 4. Психология обучения. Понятие учебной деятельности. Теории развивающего обучения. Понятие

Слайд 2Внешняя структура включает:
1. мотивацию;
2. учебные задачи;
3. учебные действия;
4. контроль, переходящий

в самоконтроль;
5. оценка, переходящая в самооценку.
Некоторые авторы выделяют три компонента

учебной деятельности:
1) вводно-мотивационный компонент (учебная мотивация);
2) операционально-познавательный компонент (учебные задачи и учебные действия, образующие учебную ситуацию);
3) рефлексивно-оценочный компонент (учебные действия контроля и оценки).
Внешняя структура включает:1. мотивацию;2. учебные задачи;3. учебные действия;4. контроль, переходящий в самоконтроль;5. оценка, переходящая в самооценку.Некоторые авторы

Слайд 3Концепция развития и обучения Л.С. Выготского
детское развитие имеет свой ритм

и темп, который меняется в разные годы жизни (год жизни

в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);
развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых;
закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

Концепция развития и обучения Л.С. Выготскогодетское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы

Слайд 4Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
закон развития высших

психических функций. Отличительные особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность,

системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов;
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:закон развития высших психических функций. Отличительные особенности высших психических функций:

Слайд 5детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие

ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка;

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм

Слайд 6человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их.

Так, в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в

дошкольном возрасте — память, в школьном — мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова — обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания.

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Так, в раннем детстве в центре сознания

Слайд 7Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к

следующим положениям:
– никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может

быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев);
Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям:–	никакое воздействие взрослого на процессы психического

Слайд 8Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к

следующим положениям:
– ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные

психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка.
Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям:–	ведущая деятельность характеризуется тем, что в

Слайд 9Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к

следующим положениям:
Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с

возникновением новых мотивов, которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка — фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В их исследованиях была показана зависимость развития психических процессов от характера и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционно-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. При усвоении обшественно-выработанных способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.
Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной психологии позволило прийти к следующим положениям:Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно

Слайд 10Развивая идеи Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе

критериев:
– социальная ситуация развития — система отношений, в которую ребенок вступает

в обществе;
– основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот период;
– основные новообразования развития, причем новые достижения в развитии ведут к неизбежности изменения и социальной ситуации, к кризису;
– кризис — переломные точки в детском развитии, отделяющие один возраст от другого.
Кризисы в 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях, а кризисы в 1 год и 7 лет открывают ориентацию в мире вещей.
Развивая идеи Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каждый возраст на основе критериев:–	социальная ситуация развития — система отношений, в

Слайд 11Леонид Владимирович Занков
23.04.1901 — 27.11.1977
академик, крупнейший специалист в

области психологии и педагогики

Проводил экспериментальные исследования развития детей, в

которых выявлялись условия эффективного обучения.
Рассматривал проблему факторов обучения и развития учащихся, в частности взаимодействия слова и наглядности в обучении.
Автор оригинальной системы развивающего обучения
(системы Л. В. Занкова)
Леонид Владимирович Занков 23.04.1901 — 27.11.1977 академик, крупнейший специалист в области психологии и педагогики Проводил экспериментальные исследования

Слайд 12 Цель обучения - достижение общего развития каждого школьника на

базе усвоения предметных знаний

Общее развитие - целостное развитие ребенка -

его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника
Цель обучения - достижение общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знанийОбщее развитие - целостное

Слайд 13 Дидактические принципы
Обучение на высоком уровне трудности
Осознание процесса учения
Быстрый темп прохождения

учебного материала

Дидактические принципы Обучение на высоком уровне трудностиОсознание процесса ученияБыстрый темп прохождения учебного материала

Слайд 14Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от

сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск

к её разрешению)


Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации

Слайд 15 Занковский урок 1. Ничего не давать детям

в готовом виде 2. Формулировать вопросы поискового характера 3. Организация исследовательской деятельности 4.

Соединение знаний с эмоциями 5. Организация повторения
Занковский урок 1. Ничего не давать детям в готовом виде 2. Формулировать вопросы

Слайд 16 Система Л.В Занкова дает:
Ученику:
Развитие ума, воли, нравственных представлений;
Радость от свободного

умственного труда, творчества и общения;
Самостоятельность, уверенность, ответственность;
Стремление к сотрудничеству;
Учителю:
Изменение взгляда

на образование;
Технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
Расширение возможностей для творчества;
Родителям:
Уверенность в успешном будущем своего ребенка.

Система Л.В Занкова дает: Ученику:Развитие ума, воли, нравственных представлений;Радость от свободного умственного труда, творчества и общения;Самостоятельность,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика