Разделы презентаций


Лекция 5 Педагогическое взаимодействие

Содержание

1. Педагогическое взаимодействие в воспитанииОсновными элементами педагогического процесса являются деятельность педагога и деятельность обучающегося, согласование которых осуществляется по отношению к цели образования. Модель культурно-опосредованного отношения человека с миром (деятельности)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
План
1. Педагогическое взаимодействие в воспитании.
2. Воспитание в

коллективе.
3. Планирование воспитательной работы.
4. Оценка результатов воспитательной работы.
5. Конфликты в

воспитательной деятельности.
Лекция 5  Педагогическое взаимодействиеПлан 1. Педагогическое взаимодействие в воспитании. 2. Воспитание в коллективе.3. Планирование воспитательной работы.4.

Слайд 21. Педагогическое взаимодействие в воспитании
Основными элементами педагогического процесса являются деятельность

педагога и деятельность обучающегося, согласование которых осуществляется по отношению к

цели образования.

Модель культурно-опосредованного отношения человека с миром (деятельности)

1. Педагогическое взаимодействие в воспитанииОсновными элементами педагогического процесса являются деятельность педагога и деятельность обучающегося, согласование которых осуществляется

Слайд 3Модель педагогического взаимодействия, отражающая три последовательно возникающие педагогические ситуации

Модель педагогического взаимодействия, отражающая три последовательно возникающие педагогические ситуации

Слайд 4Педагогическое взаимодействие в воспитательном про­цессе (педагогическое воспитательное взаимодействие) – это

со­гласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и дея­тельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию

целей воспитания через усвоение и освоение воспи­танником общественного и личностного социально-культурного опыта, составляющего содержание воспитания. В качестве воспита­телей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т. п.

Субъектом педагогической деятельности выступает воспитатель.
Объект педагогической деятельности – воспитанник.
3. Культурное средство - средство, используемое воспитателем для осуществления педагогического воздействия и взаимодействия
4. Предмет педагогической деятельности в воспитательном взаи­модействии
5. Результат (фактически получаемый продукт)

Педагогическое взаимодействие в воспитательном про­цессе (педагогическое воспитательное взаимодействие) – это со­гласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и дея­тельность воспитанника,

Слайд 5Ответная реакция воспитанников может характеризоваться как активное восприятие, переработка информации,

игнорирование, противодействие, эмоциональное переживание, безразличие, действия, поступки, деятельность.
Основными способами

педагогического взаимодействия в воспита­тельном процессе выступают методы, формы и приемы воспитания.
В педагогическом взаимодействии могут быть выделены два ком­понента, качества которых позволяют характеризовать тип взаимоот­ношений между субъектами педагогического взаимодействия. Это пе­дагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника.
Педагогические воздействия могут различаться: 1) как прямые и кос­венные, 2) по направленности, 3) по содержанию, 4) по формам предъ­явления, 5) по наличию или отсутствию цели
Ответная реакция воспитанников может характеризоваться как активное восприятие, переработка информации, игнорирование, противодействие, эмоциональное переживание, безразличие, действия, поступки,

Слайд 6Типы взаимодействия

Типы взаимодействия

Слайд 72. Воспитание в коллективе
Основным структурным элементом школы является класс. Именно

здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между учащимися.


Варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:
– классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
– классный руководитель;
– классный куратор.

2. Воспитание в коллективеОсновным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные

Слайд 8Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, творческую,

исследовательскую, проектную, оздоровительную, а также свободное общение учащихся, являющееся частью

досуга школьников.

Направления сплочения коллектива :
- изучение учащихся и коллектива;
- сплочение и развитие коллектива;
- индивидуальная работа с учащимися;
- взаимодействие с семьей;
- взаимодействие с педагогами школы;
- привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, творческую, исследовательскую, проектную, оздоровительную, а также свободное общение

Слайд 93. Планирование воспитательной работы
Этапы планирования работы классного руководителя :
- составление

педагогом проекта плана (его контуров);
- коллективное планирование (апробация, корректировка,

проверка замыслов педагогов, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей);
- внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана.

Классный руководитель может составлять различные планы:
- план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;
- план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например, по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;
- план подготовки и проведения дела (родительское собрание);
- план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т.п.
- план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

3. Планирование воспитательной работыЭтапы планирования работы классного руководителя :- составление педагогом проекта плана (его контуров); - коллективное

Слайд 10Определение методики создания воспитательного коллектива основывается на двух позициях; во-первых,

коллектив создается в процессе совместной деятельности его членов; во-вторых, надо

так организовывать и стимулировать эту деятельность, чтобы она способствовала сплочению детей в коллектив.

Основные способы создания воспитательного коллектива.
Предъявление требований.
Организация перспективных устремлений учащихся.
Воспитание ученического актива.
Формирование в коллективе здорового общественного мнения.
Накопление и развитие традиций коллективной жизни.

Определение методики создания воспитательного коллектива основывается на двух позициях; во-первых, коллектив создается в процессе совместной деятельности его

Слайд 114. Оценка результатов воспитательной работы
При оценке воспитанности детей в школе

или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это

их поведение. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду – учению), к эстетическим ценностям и т.п. – все это в наибольшей мере проявляется в поведении.
Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным.

Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.

4. Оценка результатов воспитательной работыПри оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно

Слайд 125. Конфликты в воспитательной деятельности
Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение)

– это столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений

двух и более людей.

К основным структурным элементам конфликта относятся:
- стороны конфликта – те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта;
- предмет конфликта – то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно значим для участников столкновения, являться фактором, определяющим поведение;
- мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте;
- позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта;
- конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

5. Конфликты в воспитательной деятельностиКонфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных целей, интересов, взглядов,

Слайд 13В основе педагогического конфликта лежит противоречие, возникшее, как правило, в

учебно-воспитательном процессе.
Выделяют две основные группы конфликтов, соответствующие двум видам

общения, – деловые и личные. Деловые конфликты возникают в результате столкновений, барьеров в совместной предметной деятельности, а личностные обусловлены трудностями нравственно-психологического характера. В реальном учебно-воспитательном процессе деловые и личные конфликты переплетаются.
В основе педагогического конфликта лежит противоречие, возникшее, как правило, в учебно-воспитательном процессе. Выделяют две основные группы конфликтов,

Слайд 14Учителю важно брать на себя инициативу конструктивного разрешения конфликта:
- не

торопиться принимать меры, а выяснить мотивы и причины тех или

иных действий;
- определить стиль общения в конфликте;
- принять во внимание индивидуальные особенности, жизненный опыт, достоинства воспитанника;
- соблюдать в общении педагогический такт, «управлять собой», проявляя минимум негативных эмоций;
- быть справедливым, объективным, уметь слушать воспитанника, не повышать голос в конфликтном диалоге, стремиться к совместному преодолению противоречий;
- не бояться идти на компромисс, уметь признаться в неправоте и извиниться;
- выражать недовольство отдельными действиями, а не учеником в целом.
Учителю важно брать на себя инициативу конструктивного разрешения конфликта:- не торопиться принимать меры, а выяснить мотивы и

Слайд 15Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное

направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных

и горизонтальных конфликтах, между учителем и учеником.
Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией школы и учителем и учеником.
Горизонтальные конфликты: «учитель-учитель», «ученик-ученик», «родитель-родитель» и т.п.
В зависимости от содержания или предмета, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают разные виды конфликтов: бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные.
В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вокруг каких-либо бытовых проблем
Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно

Слайд 16Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе «начальник-подчиненный».
Идеологические конфликты способны

существенно развести представителей одной профессии по лагерям различных политических партий

и общественных движений, превратив их из коллег в политических противников.
В психологических конфликтах предметом столкновения становятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения.
Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столкновения в них выступают претензии одного из субъектов на особый статус, на особое отношение к себе.
По числу субъектов различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.
Во внутриличностном конфликте противоречие возникает между двумя внутренними противоположно направленными мотивами, интересами или потребностями одного человека.
В межличностном конфликте происходит столкновение интересов двух личностей, которые заявляют о своем праве на предмет спорной ситуации.
Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе «начальник-подчиненный».Идеологические конфликты способны существенно развести представителей одной профессии по лагерям

Слайд 17В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие,

как юмор, признании достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный

анализ и др.
Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо.
Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах.
Компромисс представляет собой соглашение, к которому субъекты конфликта приходят на основе взаимных уступок.
Третейский суд – это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу.
Разрешению конфликта может помочь такой способ, как обоюдный анализ.

В конфликте педагога и школьника противоречие часто возникает не между двумя субъектами, а между двумя интересами различного характера у одного субъекта – ребенка.

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признании достоинств субъекта конфликта, компромисс,

Слайд 18При разрешении конфликта со школьником важно показать ему оба интереса,

постараться сделать ученика лицом, заинтересованным не только в получении сиюминутного

результата, но также и в других результатах, имеющих для него существенное значение.
Некоторые педагоги предлагают для этого выполнить три операции [70]:
1. Огласить, озвучить ситуативный интерес ученика: «Если я тебя верно понимаю, то ты сейчас хочешь...».
2. Довести до логического конца предвидение результата: «...но тогда ты получишь... (возможный результат)».
3. Спроецировать интерес школьника на его взаимоотношения с людьми: «...при этом окружающие (или кто-то из конкретных людей) будут расценивать это как... и станут относиться к тебе...».

Два принципиально важных обстоятельства для каждого педагога.
Во-первых, процесс разрешения конфликта предоставляет педагогу дополнительные возможности для развития у школьников таких важных личностных характеристик, как способность анализировать конфликтную ситуацию, мысленно предвосхищать развитие ее последствий, видеть в конфликте не только себя, но и другого, способность искать пути выхода из конфликтной ситуации, способность творить свое поведение. То есть конфликт является одним из факторов развития личности школьника.
Во-вторых, конфликта не следует бояться и избегать. Необходимо изучать особенности, характерные для протекания конфликтов, в том числе и педагогических, а также овладевать способами поведения в конфликтных ситуациях.

При разрешении конфликта со школьником важно показать ему оба интереса, постараться сделать ученика лицом, заинтересованным не только

Слайд 19Три основные функции этической защиты и различные способы их реализации.

Первая

функция – сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной

в его адрес.
Вторая функция — корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения.
Третья функция — сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Три основные функции этической защиты и различные способы их реализации.Первая функция – сохранение педагогом собственного достоинства в

Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика