Слайд 1
ЛЕКЦИЯ 5. Проектное моделирование, инструментарий и риски
Проектная деятельность
Слайд 2План лекции
1. Моделирование и модель как часть проектной деятельности.
2. Модель
планирования порядка выполнения задач проекта и их продолжительности (диаграмма Ганта).
3.
Методы проектной деятельности, риски и факторы их возникновения.
Слайд 3Моделирование и модель как часть проектной деятельности
Моделирование –
это построение моделей
для изучения (исследования) объектов, процессов, явлений
сложное
простое
незнакомое
знакомое
сделать объект максимально наглядным и
доступным для исследования
позволяет
Слайд 6МОДЕЛЬ
это образ (подобие объекта, явления или процесса), используемый в качестве
его заместителя
это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических
конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению)
содержит в себе существенные черты оригинала
позволяет:
- создавать образы объектов или явлений;
- имитировать реальные процессы будущей деятельности;
- проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;
- делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем
Слайд 7Процесс моделирования
ОБЪЕКТ
МОДЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О МОДЕЛИ
ПРОТОТИП МОДЕЛИ
Слайд 8Виды моделирования в зависимости от используемой модели
Слайд 9Модель-схема, модель-аппликация
Слайд 10Модель роста и развития человека
Слайд 11Планирование и процесс реализации проекта
Слайд 14Качество проектной деятельности определяется:
умением видеть и четко формулировать проблему;
умением выдвигать
гипотезы;
набором имеющихся по проблеме данных;
умением подбирать и использовать исследовательский инструментарий;
умением
формулировать выводы и представлять результаты исследования
Инструментарий - методы, способы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей проектной деятельности.
Слайд 15Выбор метода определяется:
предметной областью исследования;
целями проектной деятельности;
целями того или иного
этапа проектной деятельности;
полнотой и качеством имеющейся информации по исследуемой проблеме;
организационными
формами работы;
видом, характером, комплексностью используемых дидактических средств;
наличием материально-технической базы и возможностями ее использования;
образовательными, физиологическими и психологическими возможностями обучающихся и т.д.
Слайд 16Общие (междисциплинарные) методы проектной деятельности:
Слайд 17
1. Анализ - разбиение целостного предмета на составляющие части (стороны,
признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
Анализ плана
дня для выбора одежды:
Какие дела (встречи) запланированы? Куда пойду? Что уместно одеть? Какая одежда имеется? ….
http://kto-chto-gde.ru/
2. Синтез - объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Слайд 182. Дедукция — метод мышления, следствием которого является логический вывод,
в котором частное заключение выводится из общего.
3. Индукция —
метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).
Слайд 19
6. Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие
свойства и общий признак объектов.
Задание 1
а) приставка; б) предлог; в)
суффикс; г) окончание; д) корень.
а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
Задание 2
2, 4, 6, 8, 10,...
9, 7, 10, 8, 11, 9, 12,...
2 3 5 6 8 9 ...
Слайд 207. Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений
об объектах.
качественное (эмпирический метод, при котором не используются цифры для
уточнения данных);
количественное (эмпирический метод, при котором используются цифры для уточнения данных);
Два вида описания:
Измерение — это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин.
https://www.syl.ru
Слайд 218. Прогнозирование - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо
явления.
Слайд 23Соответствие методов этапам реализации проекта
Слайд 24Этап 1. Постановка проблемы
Два вида проблем, рассматриваемых в качестве
объекта проектной деятельности:
проблемы совершенствования;
проблемы создания нового
Слайд 27Этап 3. Планирование
Планирование проекта включает:
планирование предметной области;
календарное планирование работ проекта;
планирование
стоимости и финансирования;
планирование качества;
организационное планирование;
планирование коммуникаций;
планирование рисков;
планирование поставок и контрактов;
прогнозирование
и планирование изменений;
разработка сводного плана проекта
Слайд 28Этап 4. Реализация проекта. Сбор информации
Слайд 30Эксперимент – метод научного исследования, который предполагает целенаправленное изучение какого-либо явления посредством
активного воздействия на него при помощи создания новых условий или
через изменение течения процесса.
Наблюдение— это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия.
Слайд 31Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами
к определенной группе людей или отдельному человеку.
Классификация видов опроса:
устные опросы
(интервьюирование);
письменные опросы (анкетирование);
очные опросы;
заочные опросы: почтовые, телефонные и т.д.;
экспертные, массовые, выборочные, сплошные и т.д.
Слайд 32Этап 4. Реализация проекта: разработка проектного продукта
Примеры проектных продуктов:
Слайд 33Этап 5. Рефлексия
Рефлексия дает ответы на вопросы:
Достигнуты ли цели проекта?
Решены
ли все поставленные задачи?
Каковы основные трудности в реализации проекта?
Какие моменты
не учтены или требуют доработки? ….
Рефлексия дает ответы на вопросы:
Появились ли у обучающегося новые знания, умения и навыки?
Насколько активно участвовал обучающийся в проектной деятельности?
Каковы ощущения от выполненной работы?....
Слайд 34Этап 6. Презентация проекта
Методы подготовки и способы реализации презентации проекта
определяются природой проектного продукта и выбранным видом презентации.
Примеры презентаций
проектов:
доклад;
слайд-шоу;
компьютерная презентация;
игра;
стендовая презентация;
концерт;
видеофильм;
реклама;
театрализованное представление;
наглядная модель …
Слайд 35Риски проектной деятельности и факторы их возникновения
Риск проектной деятельности -
вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность
достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку.
Фактор риска - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Слайд 36Риски проектной деятельности делят на четыре основные группы:
управленческие – ошибки
менеджера проекта в планировании работ и в мотивировании участников процесса;
временные
риски – превышение планируемой длительности выполнения задач;
ресурсные риски – возможность задержки выполнения задачи (или невозможность ее решения) из-за недоступности ресурса в определенный промежуток времени;
бюджетные риски – возможность превышения запланированного бюджета проекта
Слайд 37Риски проектной деятельности обучающихся:
несоответствие полученного проектного продукта планируемому;
несоответствие предложенного решения
заявленной проблеме;
невозможность достижения целей проекта в указанные сроки;
низкий уровень полноты
представления результатов работы и аргументированности актуальности проблемы;
утрата интереса к работе над проектом;
превышение планируемых объемов затрат на реализацию проекта …
Слайд 38Факторы возникновения рисков проектной деятельности
отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в
проекте;
отсутствие опыта у обучающихся в исследовательской деятельности;
низкий уровень готовности обучающихся
к выполнению самостоятельной работы;
возникновение дефицита времени при работе над проектом;
плохая организация проектной деятельности;
отсутствие необходимых условий для реализации проектной деятельности (материально-технической базы, методических материалов, финансовой поддержки …);
отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта;
постановка нереалистичных целей, задач и сроков выполнения проекта;
низкое качество планирования проекта;
недостаточность финансирования…