Слайд 1Лекция 7
Личность руководителя в ЭС
Подготовила:
доцент кафедры ГД СНУЯЭиП –
М.В. Косцова
Слайд 2
Вопросы лекции:
Профессиональные компетентности руководителя.
Стиль управления.
Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология управления: учебное пособие.
СНУЯЭиП, 2007 г.
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики: Учеб. Пособие.
– Севастополь: СИЯЭ и П, 2000. – С. 35-41.
Кумкин А.Н., Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. С.,2002 г.
Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
Смирнов В.Н., Психология управления персоналом в экстремальных условиях . - О Образовательно-издательский центр «Академия», 2007.
Слайд 4Завершите предложения…
Управление для меня – это………..
Самый эффективный метод управления, с
моей точки зрения, - это…………………………………
Мои будущие подчиненные ожидают от меня…………………..
Слайд 5Управление -
это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и
на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную
направленность деятельности для того, чтобы получить желаемые результаты
Слайд 6Структура
управленческой деятельности
Управленческие отношения
Слайд 7Управление с точки зрения руководителя (этапы):
1. Программирование:
Прогнозирование хода и результатов
деятельности;
Моделирование и доведение программы до объекта управления.
«навык опережающего управления»
Слайд 82. Создание определенной структуры для выполнения запланированной деятельности:
Подбор исполнителей;
Делегирование им
заданий, полномочий и ответственности.
Слайд 93. Функция мотивирования работников
Как процесс а создания внутреннего
побуждения к
деятельности в
результате учета
многих потребностей работника.
Слайд 104. Контроль
Выполняет функцию обратной связи.
3 основных аспекта:
Установление стандартов;
Измерение того, что
достигнуто с ожидаемыми результатами;
Коррекция.
Слайд 11Профессионально важные качества руководителя:
это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и
успешность руководителя в сфере управленческой деятельности.
Слайд 121. Психологическая избирательность:
Это умение быстро и глубоко вникать в психологию
другого человека и «отражать» ее, умело меняя тон и форму
общения, средства и методы воздействия.
(механизм «эмпатии»).
Слайд 132. Практически-психологический ум -
Качество, обеспечивающее способность находить лучшее практическое
применение каждому человеку в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей.
Слайд 143. Психологический такт -
Характеризующий стиль общения руководителя с подчиненными
и коллегами.
Это мера подхода к людям при установлении с ними
взаимоотношений и взаимодействий, выражающаяся в способности быстро найти тон, форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей окружающих.
Слайд 15Саморефлексия – особое место в ПВК руководителя:
- Самоанализ, познание своих
интеллектуально-психологических характеристик;
Самонаблюдение, слежение за ходом своих действий, своей работы;
Самоконтроль, умение
объективно оценивать результаты своего труда;
Самокритика, установка на поиск слабых мест, путем улучшения собственного стиля, приемов и методов работы.
Слайд 16Дидактичность:
Умение довести свои идеи, принятые решения, программы до подчиненных в
такой языковой форме, которая обеспечивает понимание, усвоение, переработку необходимой для
эффективной работы информации и доверие к ней.
Слайд 17Коммуникативная сторона общения
(обмен информацией между людьми);
Коммуникатор
Реципиент
Вербальные и невербальные
коды
информации
Слайд 18Процесс коммуникации
Передатчик
Передатчик
Передатчик
Передатчик
Информация
Информация
Информация
Информация
Слайд 19То, что я хочу сказать
То, что я говорю
То, что он
слышит
То, что он слушает
То, что он понимает
То, что он принимает
То,
что он запоминает
То, что он передает
Воронка коммуникации
Слайд 20Невербальные
средства общения:
Визуальные виды общения – это жесты (кинесика),
мимика,
позы (пантомимика),
кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение),
пространственно-временная организация общения
(проксемика), контакт глазами.
Аллан и Барбара Пиз
Слайд 21Невербальные
средства общения:
Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты:
паралингвистическую
систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и
экстралингвистическую систему (это включение
в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).
Тактильная система - (такесика)
( прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).
Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).
Слайд 22В основе взаимоотношений «руководитель – исполнитель»
лежит парный субординационный контакт, сущность
которого состоит в том, что один обладает правом отдавать приказы
и распоряжаться.
С этого следует, что, отдавая распоряжение, руководитель должен дать исполнителю необходимую информацию о предлагаемом действии, его условиях и ситуациях.
Слайд 23Как вид коммуникации, распоряжение
подчинено основным законам восприятия внешнего воздействия и
его превращения в факт сознания получателя.
Распоряжение должно быть понятно
и базироваться на определённых установках, ценностных ориентациях и интересах получателя. Руководитель должен не просто отдать приказ, а разъяснить его, показать общность установок и ориентаций распоряжения и исполнителя, то есть превратить приказ в обсуждение.
Слайд 24Самосознание руководителя:
«Я актуальное»
(что я сделал, как это
отразилось на других)
«Я
зеркальное»
(как оценивают
мои действия
подчиненные
работники и
руководители)
Взгляд руководителя
на других
Взгляд на себя со стороны
Слайд 25Рефлексивное управление -
поэтапное осмысление обратных связей, которые помогает руководителю
принимать управленческие решения на опережение, с учетом психологических реакций работника.
Слайд 26Негативные показатели результативности:
По итогам работы группа в целом демонстрирует низкие
результаты.
Руководитель не проясняет цели работ и ожидаемые результаты.
Руководитель не уделяет
достаточного внимания выявлению потребностей членов группы.
Руководитель не контролирует ход работы и не обсуждает с исполнителями полученные результаты.
Руководитель не поощряет работников, продемонстрировавших хорошие результаты, и не работает с теми, у кого результаты низкие.
Слайд 27Позитивные показатели результативности:
По итогам работы группа в целом демонстрирует высокие
результаты.
Руководитель ставит понятные цели, планирует работу и ожидаемые результаты, постоянно
контролирует ход работы исполнителями, обсуждая с ними полученные результаты.
Руководитель устанавливает эффективные взаимоотношения с конкретными работниками и группой в целом.
Руководитель формирует у группы чувство приверженности общей цели.
Руководитель формирует благоприятный социально-психологический климат, эффективно мотивирует работников, поощряя их вклад в достижение общей групповой цели, выявляет причины низких результатов в конфиденциальном порядке.
Слайд 29Лидерство- руководство
Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.
а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и
в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Слайд 30Основные теории лидерства:
Подход с позиции личных качеств (1930-е гг.) объясняет
лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств.
Однако практикой наличие стандартного набора качеств, который приводит к достижению успеха во всех ситуациях, не подтверждено.
Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Ситуационный подход (начало 1960-х гг.) утверждает, что решающую роль для эффективности лидерства играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.
Слайд 32
Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу
ставит перед собой менеджер:
- управлять – руководитель дает точные указания
подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;
- направлять – менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
- поддерживать – менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
- делегировать полномочия – менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Слайд 33 Директивный стиль руководства:
основан на жёстких и односторонних действиях руководителя
по отношению к подчинённым. В личном плане он выражается в
стремлении руководителя к единовластию. Директивный стиль руководства при его догматическом использовании порождает тип авторитарного руководителя.
Слайд 34Разрешительный стиль руководства
обычно используется руководителем в тех случаях, когда работа
носит индивидуализированный творческий характер по профилю и срокам исполнения.
В
таких условиях подчинённые самостоятельно планируют и организуют свою деятельность, требуя от руководителя помощи и указаний лишь в необходимых случаях.
Слайд 35Коллегиальный стиль:
Суть его заключается в том, что власть руководителя делится
последним с подчинёнными на основе взаимных соглашений.
Слайд 36Выделяют три группы факторов, определяющих стиль
управления персоналом:
1. Личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию, ценностные ориентации, управленческую подготовленность, профессионально-должностную позицию, принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества );
2.Характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов);
3.Системно-организационные или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя, степень организационной «свободы» руководителя в выполнении своих полномочий; сложившуюся в организации систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки).
Слайд 37Решающую роль в детерминации стиля руководителя
занимает индивидуальная управленческая концепция, то
есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных
и степень адекватности оценки их эффективности.
Французский философ и мыслитель Шарль-Луи Монтескье отмечал, что «Если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними».