Слайд 1
Лекция 7. Биолого-эволюционное направление в истории социологии.
Географическая школа.
Расово-антропологическая
школа.
Биоорганическая школа.
Социал-дарвинистское направление.
Слайд 2Общая характеристика биолого-эволюционного
направления в истории социологии
«Наложение» на общество природных
законов из географии, биологии, этнографии.
Основные социальные постулаты этого направления:
Природная среда
является главным фактором детерминации социума. Климат влияет на образ жизни, характер отношений и деятельности людей;
- социум предопределен этнографическими различиями, главным образом, рассовыми. Расы а) не равны; б) не совместимы; в) смешение рас вредно для высшей расы – европейской и в ней арийской;
Общество – это система, к анализу которой применим принцип подобия биологической системе. Отсюда в обществе есть аналоги костной, мозговой системам, системе кровообращения и т.п. Поэтому нужна социальная гигиена.
В обществе, как и в природе действуют принципы эволюционного развития, борьбы видов, естественного отбора.
Слайд 3Школы в биолого-эволюционном направлении
в истории социологии.
Географическая школа.
Расово-антропологическая школа.
Био-органическая школа
Социал-дарвинистское
направление.
Слайд 4
Концепция, согласно которой климат и другие природные условия предопределяют специфику
экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и
национальный характер.
Географический детерминизм
Слайд 5Географическая школа в социологии
Geographic school in sociology
Географическая школа в
социологии - направление социологии, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно
через факторы географической среды.
Эти идеи высказывали:
в античности Демокрит, Гиппократ, Полибий, Страбон
В ср. века Ибн Хальдун (арабский мыслитель), Ж. Боден (Франция 16 век)
Основатель - Ш. Монтескьё
Слайд 6Представители и течения географической школы
Геополитика
Социальная география
Инвайроментализм (environment – «среда»,
«окружение»)
Социальная
экология
Бокль Г.Т., Карл Ри́ттер,
Алекса́ндр фон Гу́мбольдт,
Ф. Ратцель, Карл Ха́усхофер,
Э. Реклю, П.Видаль де Ла Бланш,
Э.Хантингтон, Ю.Р.Челлен,
Х.Д.Макиндер, Э. Демолен
Слайд 7Генри Томас Бокль родился 24 ноября 1821 в городе Ли
(графство Кент), в семье богатого лондонского купца.
Из-за слабого здоровья
не получил хорошего образования.
Всю жизнь писал монументальную «Историю цивилизации в Англии» об истории умственного развития в своей стране и не только.
В 1858 году умерла его мать, и, чтобы поправить своё душевное здоровье, историк отправился в путешествие по святым местам, но по дороге заболел тифом, от чего и умер в Дамаске в 1862 г.
Разделял идеи зарождавшейся социологии позитивизма, географического детерминизма.
Генри Томас Бокль
Слайд 8Объяснял эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и
даже "общего вида природы".
Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и
логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение (районы возникновения древнейших цивилизаций и пояс тропиков), они способствовали процессу подчинения человека природе.
3. Пища - вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, «Почвой обусловлено вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом - энергия и постоянство самого труда".
4. Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей.
5. Признавал важную роль безграничной "энергии человека" в сравнении с ограниченностью ресурсов природы.
Слайд 9Карл Ри́ттер 1779 - 1859
С 1820 и до смерти заведовал
кафедрой географии Берлинского университета.
«Землеведение в отношении к природе и
истории человечества»
Развил сравнительный метод в географии, её аналитическую составляющую.
Разделил географию на физическую и социальную (Антропогеографию)
Алекса́ндр фон Гу́мбольдт 1769- 1859 — немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник.
Интересы: этнография, история, языки, политическое состояние посещённых стран
Задача его жизни — физическое мироописание
Слайд 10Фридрих Ратцель 30 августа 1844, Карлсруэ — 9 августа 1904,
Аммерланд — немецкий географ и этнолог, социолог;
основатель антропогеографии, геополитики,
а также теории диффузионизма.
Профессор Лейпцигского университета (с 1886).
Труды: "Антропогеография", "Народоведение", «Земля и жизнь»
Слайд 11Фридрих Ратцель
Основатель политической географии конца XIX - начала XX в.
Разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. Дал общую
картину расселения народов и распространения культур.
Показал распространение и обмен предметами и идеями между государствами. Легче распространяются одежда, предметы быта, украшения. Медленнее - хозяйственные формы, экономические институты.
Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное.
Предпринял попытку связать между собой политику и географию
Государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами.
Государство нуждается в земле (почве,) чтобы жить, а высшее призвание народа - в улучшении географического положения, для этого необходим захват земель.
Война – естественное состояние.
Слайд 12Карл Ха́усхофер 27 августа 1869, Мюнхен — 13 марта 1946, Пель,
близ Вейльхейма) — немецкий географ и социолог, основоположник германской школы геополитики.
Хаусхофер —
основатель Немецкого института геополитики (1922), учредитель и главный редактор выходившего в 1924—1944 годах журнала «Geopolitik» (позднее переименован в «Zeitschift fur Geopolitik»). Его взгляды складывались под влиянием социального дарвинизма и теоретиков американского империализма.
Слайд 13Идеи Карла Ха́усхофера
Необходимость культурной экспансии и поглощения небольших государств, которыелишь
дестабилизируют международные отношения
Разработал особый вариант евразийства — военно-геополитическую доктрину «Континентального
блока(союза)» «Ось Берлин - Москва - Токио»), как восточный противовес и альтернатива западному англосаксонскому миру (то есть Британской империи и США)
Евразию нельзя задушить, пока два самых крупных её народа — немцы и русские — стремятся избежать междоусобного конфликта: это аксиома европейской политики
Слайд 14Жан Жак Элизе Реклю (фр. Jean Jacques Élisée Reclus, 15 марта
1830 — 4 июля 1905) — французский географ и историк, член Парижского
Географического общества
Автор многотомного произведения «Земля и люди», претендовавшего на полное географическое описание земного шара
Рассматривает историю Земли в совокупности её черт: географии, природы, климата, этнографии и статистических данных о населении различных регионов и их деятельности.
Слайд 15Другие представители географической школы
Э.Хантингтон 1876-1947
(инвайроментализм)
Зависимость цивилизации, ее подъем и упадок
от климатических изменений: климат влияет на физическое состояние людей, а
также на их умственную активность, и, следовательно, на производительность труда и в целом на состояние экономики и хозяйства, на культурные достижения
Х.Д.Макиндер 1861-1947
Классификация морских и сухопутных держав;
Описание «структуры континентального масштаба»;
Анализ геополитической динамики на протяжении всемирной истории.
Э.Демолен
1852-1907
(социальная география)
«Великие пути народов»
Многообразные формы социальной жизни обусловлены географическими условиями. (Пастушество – это проживание в степи и постоянное передвижение, что лишало права собственности на землю, а отсюда особенности социальных отношений и т.п.)
Слайд 16В рамках французской школы социальной географии и, отчасти, американского инвайроментализма
сформировалась в ХХ веке социальная экология
Социально-экологические парадигмы:
Консервационная» - рациональное природопользование
«Охранительная»
(охранная – биоцентристское мировоззрение: природа не только источник материальных ресурсов, но и духовная сила.
"Экологическая» - принцип оптимальности функционирования системы «общество -природа»
«Экономическая» - природа как источник экономического процветания, не имеющая серьёзных ограничений в пользовании.
Слайд 17Выводы:
Представители социогеографии стали основателями геополитики, научного направления, получившего признание и
развитие в ХХ веке.
Определили место государства (страны) в зависимости от
территории, численности народонаселения и выделили сильные и слабые страны и государства.
Сильные государства должны развиваться и приобретать новые территории в том числе и путем завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями.
Игнорировали социальные движущие силы социального прогресса.
В современной социологии как отдельное направление не присутствует, а представлена в других отраслях социологии.
Географическая школа
Слайд 18Расово-антропологическая школа — одна из влиятельных школ в социологии и
антропологии второй половины XIX — начала XX века.
Общие черты
и положения этого направления в социологии :
культура и социальная жизнь являются, в первую очередь, результатом воздействия расово-антропологических факторов;
отрицание существования равенства рас;
деление рас на «высшие» и «низшие»;
интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас;
оценка смешения рас как негативного явления с точки зрения социального и культурного развития общества.
Слайд 19Расово-антропологическая школа сформировалась в условиях роста популярности учения Дарвина о
борьбе за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в
социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас.
Расово-антропологическая школа ориентировалась на позитивистский идеал научности (построение социального знания по образцу естественных наук), несла на себе отпечаток механистичности и биологизма, была тесно связана с социал-дарвинизмом и, при отсутствии необходимой фактической информации, часто прибегала к домыслам и спекуляциям, подменяя научные выводы наукообразными спекулятивными построениями.
Представители расово-антропологической школы
Ж.-А. де Гобино (Франция)
Х. С. Чемберлен (Великобритания)
О. Аммон (Германия)
Ж. Ляпуж (Франция)
Л. Вольтман (Германия)
М. Грант (США)
Слайд 20Основатель школы:
Жозеф Артюр де Гобино (1816 —1882)
Французский социолог,
писатель и публицист, один из основателей расистской теории.
Расизм был
составной частью его элитистского мировоззрения. Главной теоретической проблемой, а точнее, навязчивой идеей для него становится поиск «подлинных» иерархий, а внутри них – «подлинных» элит.
«О неравенстве человеческих рас» (1853—1855), жанр которого он квалифицирует, как «моральную геологию».
Слайд 21«Опыт о неравенстве человеческих рас»
Центральная проблема – упадок и
гибель различных цивилизаций. Помимо общего предсказания грядущей гибели европейской цивилизации,
он прогнозирует «обезлюдение» Земли в результате расовых смешений.
Не общество, а раса, отождествляемая с этнической группой, – подлинный субъект социально-исторического действия. Социальные институты не определяют жизнедеятельность рас, а определяются ими: «Это следствия, а не причины».
Выделяет три основные расы: белую, желтую и черную, «три чистых и первоначальных элемента человечества»; делит расы на «активные» и «пассивные».
Элитизм и иерархизм.
Главный критерий места в расовой иерархии – интеллект. Поскольку умственные способности белой расы он оценивает как самые высокие, то помещает её на верхней ступени иерархической лестницы.
Слайд 22Хьюстон Чемберлен (1855–1927)
Родился 9 сентября 1855 года в Гемпшир, Англия,
в семье британского адмирала. Изучал естественные науки в Женеве, эстетику
и философию в Дрездене. Стал ревностным поклонником Рихарда Вагнера. Женившись на дочери композитора Еве Вагнер, Чемберлен в 1908 году поселился в Байрейте (Германия), сделавшись фанатиком всего немецкого. Во время Первой мировой войны публиковал в немецкой прессе многочисленные антибританские статьи, получив за это на родине прозвище «английский перевертыш». Идеологические концепции Чемберлена позднее нашли продолжение в теориях Гитлера, изложенных в «Майн кампф».
Умер Чемберлен 9 января 1927 года.
Слайд 23Хьюстон Чемберлен
Через всю книгу Чемберлена «Основы XIX века» проходят красной
нитью две основные темы: арийцы — как творцы и носители цивилизации,
и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора, но не с позиций ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот арийского превосходства.
Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в истории человечества. Но для всех должно быть очевидным, писал он, что Христос не был евреем, в нем не было ни капли еврейской крови, а называвшие его евреем были просто невежественными или лицемерными людьми.
(Концепции примитивны и близки к идеологии немецкого национал-социализма)
Слайд 24Мэдисон Грант (1865-1937)
американский биолог и историк
«Конец великой расы" (1916)
наследственность
и расовая предрасположенность в истории являются более мощным фактором, чем
среда и воспитание
существует тесная связь между психологическими и социальными признаками, с одной стороны, и расовыми - с другой
отрицает связь расовых черт с национальной и языковой принадлежностью
Население Европы сформировалось в результате трех последовательных волн вторжений трех основных рас: нордической, альпийской и средиземноморской
"Средиземноморская" раса превосходит остальные в области умственных достижений и искусства. "Альпийская" раса - это раса хороших земледельцев. "Нордики" составляют расу воинов, моряков, путешественников и, главное, правителей, организаторов, аристократов. «Высшей", "лучшей", "благородной" Грант считает "нордическую" расу.
Поскольку этот тип размножается медленнее, чем низшие, представленные низшими классами, он рекомендует евгеническую политику, направленную на сдерживание размножения слабых и дефективных индивидов. Как и другие представители расово-антро-пологической школы, Грант был противником демократии, считая, что она также способствует исчезновению "лучшего" типа.
Слайд 25Антропосоциология
— социологическая теория, интерпретирующая данные антропологической науки, устанавливая непосредственную
связь социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими
признаками человека, рассматривая на этой основе общественные явления.
Главные представители – антропологи Жорж Ваше де Ляпуж («Арийцы и их социальная роль», 1899), Отто Аммон («Общественный порядок и его естественные основания», 1895), Людвиг Вольтман («Политическая антропология», 1903) , Фрэнсис Гальтон («Наследственный гений», 1869).
Слайд 26Жорж Ваше де Ляпуж (1854–1936)
считал Гобино пионером антропосоциологии, а Чемберлена,
напротив, квалифицировал как ее "карикатуриста»
антропосоциология "имеет своим предметом исследование взаимных
воздействий расы социальной среды" ;
вводит понятие социального отбора ;
различает шесть основных форм социального отбора: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический;
Все они оказывают, в конечном счете, пагубное влияние на общественное развитие в целом, так как в результате неуклонно уменьшается число представителей наиболее "ценного" расового типа - белокурого долихокефала ("длинноголового"), которому грозит полное исчезновение.
Слайд 27Жорж Ваше де Ляпуж (1854–1936)
В другом «законе» пытается установить универсальную
связь между величиной головного указателя человека и его классовой принадлежностью.
Чем ниже головной указатель, тем выше социальный статус человека, и наоборот. Головной указатель в среднем ниже у горожан, чем у крестьян; у жителей равнин - чем у жителей горных местностей; у богатых - чем у бедных. (Под головным указателем в антропологии понимается процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. Понятие было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х годах XIX в.)
Люди с низким головным указателем («долихокефалы») принадлежат к «арийской», расе; люди с высоким головным указателем («брахикефалы») – к «альпийской». Первая раса изначально превосходит вторую и это выражается в различном социальном положении людей.
Слайд 28Свою теорию Лапуж называл антропосоциологией.
Приняв во внимание новую трактовку
истории, он сформулировал одиннадцать антропосоциологических законов:
1. Закон распределения богатств: в
странах со смешанным населением homo europaeus – homo alpinus богатство возрастает в отношении, обратно пропорциональном головному указателю.
2. Закон высот: в местностях, где существуют совместно homo europaeus и homo alpinus, первый локализуется на более низких местах.
3. Закон распределения городов: важные города почти исключительно локализованы в долихоцефальных областях или в наименее брахицефальных частях брахицефальных областей.
4. Закон городского головного указателя: головной указатель городского населения ниже, чем сельского населения.
5. Закон эмиграции: среди населения, начавшего диссоциироваться (разъединяться, разделяться) перед перемещением, эмигрирует наименее брахицефальный элемент.
Слайд 296. Закон браков на новых местах: менее брахицефальные элементы особенно
склонны к бракам вне своей страны.
7. Закон концентрации долихоцефалов: мигрирующие
элементы привлекаются центрами долихоцефалии, которые все больше обогащаются долихоцефалами. Закон этот может формулироваться и так: в областях, где существует брахицефальный тип, он стремится локализоваться в деревнях, а долихоцефальный тип – в городах.
8. Закон городской элиминации (исключения): городская жизнь производит отбор в пользу долихоцефальных элементов и разрушает, или элиминирует (исключает) наиболее брахицефальные элементы.
9. Закон стратификации: головной указатель в одной и той же местности распространяется, уменьшаясь от низших классов к высшим. Средняя высота роста и количество высокорослых возрастают от низших классов к высшим.
10. Закон интеллигентов: череп интеллигентов более развит во всех направлениях, и особенно в ширину.
11. Закон увеличения указателя: начиная с доисторических времен, головной указатель везде и непрестанно увеличивается[2].
Слайд 30О. Аммон (1842-1916).
«Естественный отбор среди людей» (1893) и «Общественный
строй и его естественные основания» (1895)
провел ряд антропометрических обследований
среди рекрутов и студентов.
брахикефалы, обладающие в среднем более низким социальным статусом и живущие в деревне, - это потомки коренного населения древней Европы. Долихокефалы же - люди с более высоким статусом и живущие в городах - формировались из потомков германских завоевателей, селившихся в городах, и из наиболее активных ("долихокефальных", "длинноголовых") жителей деревень. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков; горожане не мигрировали в деревню; поэтому социальная дифференциация выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Тем не менее, число брахикефалов возрастало вследствие феодальных войн и низкой рождаемости в высших слоях.
Слайд 31Людвиг Вольтман (1871–1907).
Задача социологии – «представить себе расу и общество
в их закономерной связи и изучить расовый процесс как естественное
основание «социального процесса».
Писал: 1) о превосходстве европеоидной ("кавказской") расы, а внутри нее - северно-европейской ("германской"); 2) о неспособности "низших" рас к усвоению "настоящей" цивилизации (по Вольтману, более светлая кожа - вообще признак интеллектуального превосходства); 3) о пагубности расовых смешений. Лозунг "Германия превыше всего" нашел у него замечательные "научные" доказательства.
Социальная эволюция – «многоветвистое дерево, на верхушке которого находятся даровитейшие расы с их самыми высокими культурами».
Главный вывод его «Политической антропологии»: «Германская раса призвана охватить земной шар своим господством».
Выдвигал тезис о неспособности «низших» рас к усвоению «настоящей» цивилизации (по Вольтману, более светлая кожа – вообще признак интеллектуального превосходства).
Старался доказать, будто все выдающиеся творения итальянской и французской культуры созданы "германской" расой, и на основе "генеалогических" изысканий утверждал "германское" происхождение таких людей, как Данте, Леонардо да Винчи, Тициан, Тассо, Монтень, Дидро, Руссо и др.
Попытка синтеза расизма и социального дарвинизма Литературная плодовитость сочеталась у Вольтмана с грубым примитивизмом и откровенным пародированием науки для обоснования мифа о превосходстве "германской" расы.
Его концепции интересны как объект исследования и поучительны как пример рационализации изначального этнического и расового предрассудка.
Слайд 32Другие представители школы и их постулаты
Мэдисон Грант
«Конец великой расы».
Наследственность и расовая
предрасположенность более мощный фактор, чем среда и
воспитание. Основные расы:
нордическая, альпийская,
средиземноморская.
Признаёт достоинства и способности
каждой расы.
Фрэнсис Галътон (1822-1911), двоюродный брат Ч. Дарвина
Вывод о наследственной обусловленности одаренности
Создал евгенику, призванную на основе научных исследований изыскивать и пропагандировать пути улучшения человеческого потомства.
Принимая европейскую модель талантливости и гениальности за единственную и универсальную, он считал различные расы неравноценными в отношении одаренности
Чезаре Ломброзо
«Преступный человек».
Обосновывал биологически-
наследственную причину
преступности.
Революции истолковывал как
психоантропологическое явление, выражение
устремлений ненормальных
людей.
Слайд 33Основные постулаты расово-антропологической школы
Слайд 34ОЦЕНКА РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Расово-антропологическая школа в социальной науке складывалась с середины
XIX в. Среди ее представителей были философы, историки, биологи, антропологи
Исследования антропологов - были примитивными с точки зрения современных антропологических методик. Антропометрические признаки, в частности головной указатель, не находятся в тесной связи с социальным статусом и распределены среди самых разных социальных групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют, специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных социальных наук демонстрируют, что одни и те же расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные качества в зависимости от социальных и культурных ситуаций.
Тезис о пагубности расовых смешений также не находит подтверждения научными данными
Идеологические функции расово-антропологических теорий состоят в обосновании необходимости привилегий определенных социальных групп и слоев, в переключении социальных конфликтов на этнические и расовые, а также в обосновании экспансионистской внешней политики.
Декларации о необходимости развития общества посредством "культивирования" рас неизбежно оборачивались призывами обеспечить наиболее благоприятные условия, т. е. привилегии для "высшей" расы. Это классовый расизм
представители расово-антропологической школы были, как правило, противниками демократии, ненавидели либеральные ценности
На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных тоталитарных режимов и тоталитаристских политических движений.
Слайд 35ОЦЕНКА РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Идеи расово-антропологической школы были подвергнуты в конце XIX—XX
в. исчерпывающей критике. Абсолютное большинство ее теоретических положений опровергались, доказывались
произвольность и ценносто-предрассудочная подоплека таких тезисов и понятий, как «раса», «арийская раса», «чистота расы», связь между физико-анатомическими расовыми особенностями и интеллектуальными способностями и т. д. Критиками доказывалось, что культурные различия между расами определяются не физиологическими расовыми факторами, а средой, в которой они развивались. Большую роль в этой критике сыграли работы Ф. Боаса, Г. Мюрдала, Ф. Хэнкинса, Т. Вайца, С.Оссовского и др.
Для истории социологии расово-антропологическая школа - это не столько источник серьезных идей, сколько интересный и поучительный объект изучения, позволяющий лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков.
Важное значение в современном обществе имеют исследование и практический учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой. Но эта проблематика находится главным образом за пределами социальной науки. Что касается междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики и т. д. , то их перспективность несомненна.