Разделы презентаций


Лекция 7 Психологические особенности поведения толпы в экстремальной ситуации

Содержание

Вопросы лекции:1. Психология толпы: психологические свойства и механизмы ее формирования. 2.Особенности поведения в ситуации паники.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 7 «Психологические особенности поведения толпы в экстремальной ситуации»
Подготовила: преподаватель кафедры

ГД СНУЯЭиП –
М.В. Косцова

Лекция 7 «Психологические особенности поведения толпы в экстремальной ситуации»Подготовила: преподаватель кафедры ГД СНУЯЭиП – М.В. Косцова

Слайд 2Вопросы лекции:
1. Психология толпы: психологические свойства и механизмы ее формирования.


2.Особенности поведения в ситуации паники.

Вопросы лекции:1. Психология толпы: психологические свойства и механизмы ее формирования. 2.Особенности поведения в ситуации паники.

Слайд 3Рекомендуемая литература:
Социальная психология. Учебное пособие. Серия "Высшее образование" // Авторы-составители:

Р.И.Мокшанцев, А.В.Мокшанцева. Москва-Новосибирск, 2001г.
Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи.

- СПб. - 2003г.
Моляко В.А. Паника в условиях экологического бедствия //Психологический журнал, М., 1992. Т. 13. No 2.
Рекомендуемая литература:Социальная психология. Учебное пособие. Серия

Слайд 4Ключевые понятия лекции:
толпа, механизм формирования толпы, состав толпы, поведение толпы,

классификация толпы, психологические свойства толпы, психологические особенности индивида в толпе:

поведение толпы, лидер в толпе, механизмы управления толпой, коммуникации в толпе, паника.
Ключевые понятия лекции: толпа, механизм формирования толпы, состав толпы, поведение толпы, классификация толпы, психологические свойства толпы, психологические

Слайд 5Толпа —
бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но

взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Толпа —бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим

Слайд 6Французский социолог Г. Лебон
«Толпа похожа на

листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем

падающие на землю».
Французский социолог     Г. Лебон «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в

Слайд 7Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:
публика, под

которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов,

часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
- совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на

Слайд 8Основные этапы формирования толпы.
1. Образование ядра толпы.
Первоначальное ядро толпы может

сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне

определенные цели.
Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно.
Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели.
Основные этапы формирования толпы.1. Образование ядра толпы.Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить

Слайд 92. Циркулярная реакция:
составляет первый этап формирования и функционирования толпы.
3.

Процесс кружения: в ходе которого чувства еще больше обостряются и

возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих.
2. Циркулярная реакция: составляет первый этап формирования и функционирования толпы.3. Процесс кружения: в ходе которого чувства еще

Слайд 104. Появление нового общего объекта внимания.
на котором фокусируются импульсы,

чувства и воображение людей.
Если первоначально общий объект интереса составляло

возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников.
4. Появление нового общего объекта внимания. на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий

Слайд 115. Активизация индивидов через возбуждение.
Последний этап в формировании толпы

составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому

объекту.
5. Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение

Слайд 12Ядро толпы
Участники толпы
заблудившиеся
обыватели
Повышенно внушаемые люди

Ядро толпыУчастники толпызаблудившиесяобывателиПовышенно внушаемые люди

Слайд 13Классификация толпы (по управляемости):
Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо

организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и

проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г.Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу.
Классификация толпы (по управляемости):Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.Ведомая

Слайд 14Классификации толпы по характеру поведения в ней людей
Окказиональная толпа. Образуется

на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар,

драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Классификации толпы по характеру поведения в ней людейОкказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию

Слайд 15Типы действующей толпы:
1. Агрессивная толпа.
2. Паническая толпа.
3. Стяжательская толпа.
4.

Повстанческая толпа.

Типы действующей толпы: 1. Агрессивная толпа.2. Паническая толпа.3. Стяжательская толпа.4. Повстанческая толпа.

Слайд 16Психологические свойства толпы:
Они свойственны всей психологической структуре этого образования и

проявляются в различных сферах:

- когнитивной;
- эмоционально-волевой;
- темпераментальной;

- моральной.
Психологические свойства толпы:Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах: - когнитивной; -

Слайд 17В когнитивной сфере:
Неспособность к осознанию.
Особенности воображения.
Особенности мышления: категоричность, консерватизм,

внушаемость.
Заражаемость.

В когнитивной сфере:Неспособность к осознанию. Особенности воображения.Особенности мышления: категоричность, консерватизм, внушаемость.Заражаемость.

Слайд 18Для эмоционально-волевой сферы:
Эмоциональность.
Высокая чувственность.
Экстремизм.
Мотивация.
Безответственность.
Физическая активность.
Диффузность.

Для эмоционально-волевой сферы:Эмоциональность. Высокая чувственность. Экстремизм.Мотивация. Безответственность.Физическая активность.Диффузность.

Слайд 19В моральной сфере:
Моральность.
Религиозность.
Все убеждения толпы имеют черты слепого

подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, что присуще

религиозному чувству.
В моральной сфере:Моральность. Религиозность. Все убеждения толпы имеют черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой

Слайд 20Психологические особенности индивида в толпе:
Анонимность.
Инстинктивность.
Бессознательность.
Состояние единения (ассоциации).
Состояние гипнотического

транса.
Ощущение неодолимой силы.
Заражаемость.
Аморфность.
Безответственность.
Социальная деградация.

Психологические особенности индивида в толпе:Анонимность. Инстинктивность.Бессознательность.Состояние единения (ассоциации). Состояние гипнотического транса. Ощущение неодолимой силы. Заражаемость.Аморфность.Безответственность. Социальная деградация.

Слайд 21Таким образом,
В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с

помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических

состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.
Таким образом, В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и

Слайд 22Паника —
это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации

о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка

и проявляющееся в импульсивных действиях.
Паника —это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо

Слайд 23Причины возникновения и механизмы развития паники:
Внезапность появления угрозы для жизни,

здоровья, безопасности.
Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности,

невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники
Причины возникновения и механизмы развития паники:Внезапность появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности.Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность

Слайд 24Механизм развития бурной динамической паники
можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую

или неосознаваемую цепь:
включение «пускового сигнала» (вспышка, громкие звуки, обвал

помещения, землетрясение и т.д.),
воссоздание образа опасности (он может быть самым различным),
активизация защитной системы организма на различных уровнях осознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение (или какая-то его менее паническая модификация, в том числе и пассивное реагирование, заторможенность).
Механизм развития бурной динамической паникиможно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: включение «пускового сигнала» (вспышка,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика