Слайд 1Организация работы психолога в удалённом режиме
Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия
"Карельский ресурсный центр развития социальных технологий“
Петров Павел Валерьевич, психолог Отделения
по развитию форм работы с семьёй и детьми
07 апреля 2020
Слайд 2Удалённая работа - определение
Удалённая работа (работа на дому, дистанционная
работа, телеработа) — форма занятости, при которой работодатель и наёмный
работник (или заказчик и исполнитель) находятся на значительном расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи (в наши дни — преимущественно интернет).
Идея удалённой работы принадлежит Джеку Ниллесу (США, 1972). Правительство США заинтересовалось его разработками в 1979 году.
Компания MySQL, купленная в 2008 году, не имеет даже собственного офиса.
Ульянова Наталья - «Вне поля зрения» // Бизнес-журнал, август 2014 (https://web.archive.org/web/20140813102709/http://b-mag.ru/2014/menedzhment/vne-polya-zreniya/)
Слайд 3Удалённая работа в России (2014 год)
Ульянова Наталья - «Вне поля
зрения» // Бизнес-журнал, август 2014 (https://web.archive.org/web/20140813102709/http://b-mag.ru/2014/menedzhment/vne-polya-zreniya/)
Слайд 4Удалённая работа для психолога
Исторически — начало XX века —
как вспомогательный метод работы (при невозможности встретиться очно)
Середина XX
века — как вариант для оказания доступной помощи (экстренная психологическая помощь)
Наши дни — самостоятельный метод работы, имеющий свои особенности (плюсы и минусы)
Возможные виды деятельности:
Психологическая диагностика
Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Психологическая коррекция
Психологическое консультирование
Главное, что безусловно необходимо — это канал связи
Слайд 5Особенности психологической диагностики в удалённом режиме
Опросники:
можно рассылать бланки (стимульный
материал) через электронную почту
можно размещать бланки (текстовые файлы) в облачных
хранилищах (mail.ru, yandex.ru, drive.google.com) и присылать ссылки как лично, так и в группы (в соцсетях и месенджерах)
можно создавать формы для опроса в Гугл-формах
можно использовать готовые тесты в сети Интернет (psytests.org)
Проективные методики, тесты интеллекта (любые бланковые методики):
можно демонстрировать с экрана стимульный материал и фиксировать устные ответы (Skype, Zoom)
можно использовать готовые тесты (тест Люшера, КОТ, ШТУР) и в дальнейшем обрабатывать самостоятельно
Рисуночные тесты — клиент рисует, затем отсылает фото или скан рисунка
Слайд 6Особенности психологической диагностики в удалённом режиме
Облачные хранилища:
Yandex-Диск: 10G свободного
места бесплатно, 100G за 90 руб/мес, безлимит для фото при
условии установки клиента на смартфон, приложения для ПК (различные платформы), веб-интерфейс, Microsoft Office 365
Mail.ru: 8G свободного места бесплатно, от 64G за 75 руб/мес, клиенты для ПК (различные платформы, возможность хранить и изменять файлы на стороне сервера без локальной копии), веб-интерфейс, Microsoft Office 365
Google Диск — 15G свободного места бесплатно, безлимитное хранилище для файлов в форматах Google (документы, таблицы, презентации, формы), редакторы, интеграция с Android
DropBox — 2G бесплатно с возможностью увеличить до 16G, приглашая «друзей» (0,5G за «друга»). Также возможно увеличение хранилища за счёт партнёрских программ
Сайты для создания опросов, тестов:
Формы Google
Survio — в бесплатной версии до 5 анкет и до 100 респондентов в месяц
OnlineTestPad — полностью бесплатная платформа для создания тестов. опросов, онлайн-курсов
Слайд 7Особенности психологического просвещения и профилактики
Можно использовать яркие памятки, буклеты.
Возможны статьи, «ответы на вопросы»
Возможна запись видеоматериалов (лекции), в
т.ч. и с использованием видеосервисов (YouTube, Вконтате)
Каналы распространения — чаты, группы в социальных сетях:
WhattsApp
Viber
WeChat
Социальные сети (ok.ru, vk.com, instagram)
Для размещения материалов возможно использование сайта учреждения
Мероприятия методического плана, просветительские — в виде вебинаров (Skype, Zoom, Hangouts)
Слайд 9Особенности психологической коррекции в удалённом режиме
Дошкольный возраст, младший школьный
возраст, более старшие дети с ОВЗ — работа под контролем
родителей
Функция психолога — наставник, супервизор (для такого родителя)
Более старшие дети, взрослые — могут работать самостоятельно.
Можно использовать:
Компьютерные игры
Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением
«Домашние задания»
Различные письменные техники
Для создания заданий можно использовать виртуальные «умные» доски:
IDroo — бесплатно до 5 виртуальных досок, 50M на сервере для материалов, бесплатно нет поддержки документов и рисунков, https://idroo.com
Wizer.Me — сервис «рабочих листов» (всевозможные интерактивные задания. тесты), https://wizer.me/
LearningApps — аналогичный сервис, https://learningapps.org
Слайд 10Особенности дистантного психологического консультирования
Контакт неполный, опосредоваый. Т.е. либо полное
отсутствие какого-то (чаще — визуального) канала, либо искажение информации
Как
следствие:
Представление о психологе искажается и/или самостоятельно дополняется клиентом
Отсутствие каких-то (в основном — зрительного) каналов информации повышает значение оставшихся.
Варианты:
Переписка
Телефонное консультирование
Видеосвязь
Слайд 11Особенности дистантного психологического консультирования
Заранее оборудовать рабочее место:
комфорт
тишина
покой
наличие всего необходимого
(например, питьевой воды)
Отключить лишние каналы связи (часто это видео)
Использование гарнитуры (свободные руки)
Возможность делать пометки, использовать доп. источники информации
Комментируем те действия, которые могут быть слышны, но не видны клиенту
Обязательно проговариваем собственные чувства (компенсируем отсутствие доступа к визуальной невербалике)
Акцент — на поддержку. Как следствие — роджерианский подход в качестве основы
Договариваемся с клиентом о тех или иных шагах («контракт» - по возможности на всё)
Слайд 12WhattsApp
Программа обмена мгновенными текстовыми сообщениями
Работает на мобильных платформах
Android, iOS, Windows Phone, Nokia Symbian, Nokia S40, KaiOS, а
также Mac OS, ОС Windows и в виде веб-приложения
Установка на ПК:
Mac OS X 10.10 и новее
Windows 8 и новее (32 и 64-разрядная версия)
Linux — неофициальный клиент Whatsdesk
Возможности:
текстовые сообщения — индивидуальные и групповые (чаты)
аудиозвонки и видеозвонки — только с мобилного устройства
конференции — до 4 участников (видео и аудиосвязь) — только с мобильного устройства
Преимущества — популярность, простота работы, нетребовательность к пропускной способности сети
Недостатки — необходим смартфон (даже для работы с ПК).
Слайд 13Viber
Программа обмена мгновенными текстовыми сообщениями
Работает на мобильных платформах
Android, iOS, Windows Phone, Nokia Symbian, Nokia S40, Bada, BlackBerry
OS, а также Mac OS, ОС Windows, Linux
Установка на ПК:
Mac OS X 10.7 и новее
Windows XP и новее (32 и 64-разрядная версия)
Linux (rpm, deb)
Возможности:
текстовые сообщения — индивидуальные и групповые (чаты)
аудиозвонки и видеозвонки — только с мобилного устройства
конференции — до 5 участников (видео и аудиосвязь) — только с мобильного устройства
Преимущества — популярность, простота работы, нетребовательность к пропускной способности сети
Недостатки — нестабильность работы (на смартфонах), необходим смартфон (даже для работы с ПК).
Слайд 14WeChat
Программа обмена мгновенными текстовыми сообщениями, китайский аналог WhatsApp
Работает
на мобильных платформах Android, iOS, Windows Phone, Nokia Symbian, Nokia
S40, а также ОС Windows и в виде веб-приложения
Установка на ПК:
Mac OS
Windows
Возможности:
текстовые сообщения — индивидуальные и групповые (чаты)
аудиозвонки и видеозвонки
конференции — до 9 участников (видео и аудиосвязь)
Преимущества — большее (чем в WhatsApp) число участников видеоконференций (до 9 человек), простота работы, нетребовательность к пропускной способности сети
Недостатки — вероятно не всегда будет поддерживаться русский язык в интерфейсе, юридические слоожности (блокировки в прошлом), а также необходим смартфон (даже для работы с ПК).
Слайд 15Skype
Текстовая, голосовая и видеосвязь посредством Интернет (частично — пиринговые
сети)
Конференцсвязь (видео, аудио) — до 25 участников
Передача файлов,
трансляция рабочего стола
Работа на невероятном количестве платформ, включая телевизоры и игровые приставки; веб-интерфейс (Chrome и Edge)
Минусы:
Относительно небольшое количество участников (в бесплатном варианте)
Относительно высокие требования к сети
Слайд 16Zoom
Текстовая, голосовая и видеосвязь посредством Интернет
Конференцсвязь (видео, аудио)
— до 100 участников
Возможность объединять участников в микрогруппы
Передача
файлов, трансляция рабочего стола
Работа на многих современных платформах, плагины для броузеров
Минусы: в бесплатной версии продолжительность конференц-связи (3 и более человек) не более 40 минут
Слайд 17Google Hangouts
Текстовая, голосовая и видеосвязь посредством Интернет
Конференцсвязь (видео,
аудио) — до 10 участников
Передача файлов, трансляция рабочего стола
Работа на мобильных платформах, на ПК — в веб-интерфейсе
Минусы:
в бесплатной версии не более 10 человек
относительно высокие требования к системе — за счёт веб-интерфейса
Слайд 18Discord
Бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP и видеоконференций, изначально ориентированный
на пользователей компьютерных игр
Платформы — Windows, Linux (бета-версия), веб-интерфейс
Видеоконференции — до 10 человек (аудиосвязь — до 100 человек)
Возможность создания микрогрупп
Недостатки: привязка к играм и игровому процессу
Слайд 19Промежуточные итоги — что нам необходимо
Канал коммуникации с получателями
услуг:
соцсети — группы (возможно закрытые), прежде всего для оперативного информирования,
общения в режиме переписки
месенджеры — общение в виде переписки, группы (чаты), экономия на аудио и видеозвонках
Платформы для вебинаров, конференций — Zoom, Skype, Discord
Размещение материалов — облачные хранилища, видеосервисы
Платформы для проведения тестирования, анкетирования
Платформы для создания и демонстрации интерактивных заданий
Слайд 20Домашнее задание
Создать учётные записи в Google, Mail.ru, Yandex, Skype,
Zoom (если их нет)
Настроить видео и аудиооборудование для работы
со Skype, Zoom, Google Hangouts
По всем вопросам можно связываться со мной по номеру +7958-585-75-67 (возможно Whatsapp, Viber) либо в почту petropal@yandex.ru
Слайд 21Сребства взаимодействия
https://www.skype.com/ru/ - Официальный сайт Skype на русском; https://web.skype.com/
- веб-интерфейс Skype (броузеры Microsoft Edge или Google Chrome)
https://zoom.us/
- Официальный сайт Zoom; https://zoom.us/download - Центр загрузок Zoom
https://discordapp.com/ - Официальный сайт Discord
https://www.whatsapp.com/?lang=ru - Официальный сайт WhatsApp на русском языке; https://web.whatsapp.com/ - Веб-интерфейс WhatsApp
https://www.viber.com/ru/ - Официальный сайт Viber на русском языке
https://www.wechat.com/ru - Официальный сайт WeChat; https://web.wechat.com/?lang=en - Веб-интерфейс WeChat
Слайд 22Методические ресурсы
https://study-home.online/ - Дистанционное обучение: организация процесса и использование
бесплатных приложений, курсов, видеолекций
https://www.rospsy.ru/node/405 - Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
в условиях дистанционного режима обучения // Федерация психологов образования России
https://vk.com/psy_kristina - Материалы для психологов от Кристины Жмырко
https://psytests.org/ - Психологические тесты онлайн
https://onlinetestpad.com/ru - OnlineTestPad, полностью бесплатная платформа для создания тестов, опросов, онлайн-курсов
https://learningapps.org - интерактивные модули LearningApps
https://cloud.mail.ru/public/4Cba/3JbQe9kXU - Развивающие игры в формате Adobe Flash
Слайд 23Контакты
Зав. отделением: Самойликова Е.Н.
тел:8-964-318-82 -10
Специалист: Озерская Е.О.,
Психолог:
Целищева О.А,
тел:67-13-52
Специалист: Никонова А.А.
тел: 67-13-53
Психолог: Петров П.В.,
тел: 8 -906-208-53-89
Психологи детского телефона доверия
8-800-2000-122