Слайд 1Лекция 9. Школьное обучение в системе непрерывного бизнес-образования.
"Войны выигрывают не
генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники." Бисмарк
Слайд 2Обучение в течение всей жизни, или непрерывное образование – насущная
необходимость наших дней.
Причин тому несколько:
Прогресс цивилизации привёл к быстрому
устареванию знаний. В прошлом, когда объём знаний был относительно невелик, а прирастали они относительно медленно, постепенно изменяясь, процесс формального образования завершался за несколько лет. По оценке экспертов, в начале ХХ века обновление знаний происходило каждые 20–30 лет, и общество, сохраняя консервативную систему образования, не так остро чувствовало недостаток современных знаний. Сегодня знания в среднем обновляются на 15 % в год, т. е. каждые шесть лет. В наиболее наукоёмких отраслях период «полураспада» знаний составляет менее 2,5 лет. Традиционное базовое образование в большинстве стран в силу своей инерционности не успевает за изменением картины мира и потребностей производства. По мере нарастания объёма знаний для их охвата потребовалось расширение структуры формального образования. В силу увеличения темпов роста объёма знаний возрастает необходимость в их периодическом обновлении. «Непрерывное образование» после окончания школы стало неотъемлемой частью нашей культуры. Отсюда вытекает необходимость постоянного обновления знаний в избранной сфере деятельности, то есть повышения квалификации.
Рост социальной динамики всё чаще приводит к необходимости смены профессии и/или области деятельности, определяемой высшим образованием, полученным человеком. Это приводит к необходимости приобретения новой квалификации, которая зачастую должна быть подтверждена соответствующим дипломом.
Повышение уровня жизни приводит к увеличению разнообразия занятий, связанных с досугом человека, некоторые виды которого требуют специальной подготовки. Это направление связано с развитием личности человека.
Влияние перечисленных факторов на жизнь человека будет только усиливаться, поэтому их нельзя игнорировать.
Слайд 3Согласно определению Р. Даве
«непрерывное образование – это процесс личного,
социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый
в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение».
Непрерывное образование в его понимании как Life-Long Learning (LLL – образование на протяжении всей жизни) предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса.
Слайд 4За время формирования и применения концепции Life-Long Learning были разработаны
базовые принципы организации непрерывного образования:
– «получение новых базовых знаний, умений
и навыков всеми членами общества» – обеспечение всеобщего доступа к получению и обновлению знаний, необходимых для социальной адаптации личности, в течение всей жизни человека;
– «увеличение инвестиций в человеческие ресурсы» – поиск и включение новых механизмов финансирования, расширение спектра источников финансирования, консолидация ресурсного обеспечения;
– «развитие инновационных методик преподавания» – изменение принятых методов обучения, их адаптация к современным условиям, создание нового преподавательского корпуса;
– «формирование новой системы оценки полученного знания» – развитие системы оценки и аккредитации результатов любой формы образования, приемлемой как для граждан и работодателей, так и для государственной квалификационной системы;
– «развитие наставничества и центров образовательного консалтинга» – создание механизмов информационного сопровождения системы непрерывного образования, ориентированных на удовлетворение потребностей любого члена общества;
– «приближение образования к дому» – широкое использование информационных образовательных технологий, развитие систем дистанционного обучения.
Слайд 5Концепция непрерывного образования сегодня становится основой кадровой политики фирм и
корпораций. Среди важных тенденций в формировании кадровой политики корпораций и
приоритетов развития персонала организации специалисты выделяют следующие:
повышение гибкости системы управления человеческими ресурсами и её ориентация на стратегические результаты деятельности фирмы;
движение от периодического повышения квалификации персонала к целостному и постоянному обучению и накоплению человеческого капитала как важнейшего фактора достижения конкурентных преимуществ;
смещение акцента от индивидуального обучения к «обучающим организациям»;
переход от стандартных программ обучения к гибким, проблемно- ориентированным программам развития;
аккумулирование социального капитала организации посредством развития командных форм работы и внедрения партисипативной (культура «участия», команды) организационной культуры.
Слайд 6!
Специфика непрерывного образования состоит в том, что оно должно оплачиваться
либо организациями, заинтересованными в повышении квалификации своих работников, либо самими
людьми, участвующими в программах непрерывного образования.
Поэтому представляется, что государство не может и не должно нести ответственность за развитие конкретных форм непрерывного образования, но оно должно создавать условия для его развития и контролировать качество его наиболее социально значимых программ.
Слайд 8Бизнес-образование представляется некой особой областью непрерывного образования.
Бизнес-образование – это деятельность
по профессиональному образованию и обучению людей, которые занимаются предпринимательством и/или
участвуют в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, действующих в условиях рынка и ставящих своей главной целью получение прибыли.
В настоящее время бизнес-образование и непрерывное образование выстраиваются в определённую систему. Эффективно развивать непрерывное образование можно только в сотрудничестве сторон, заинтересованных в его развитии: государства, бизнеса, учебных заведений, общества, индивидуумов. У каждой из этих сторон есть свои интересы.
Слайд 9
Совокупность этих интересов: развитие экономики страны; повышение эффективности бизнеса; развитие
системы образования; международное признание бизнес-образования; личностный рост. Разные стороны в
разной степени заинтересованы в решении этих задач.
Стороны, заинтересованные в развитии бизнес-образования
Слайд 10В системе обучения в течение всей жизни (непрерывного образования) бизнес-образование
занимает особое место в силу своей социальной и функциональной специфики.
Потребителями
бизнес-образования являются как деловые организации, так и индивиды, среди которых можно выделить индивидуальных предпринимателей и наёмных менеджеров, стремящихся к карьерному продвижению в организациях среднего и крупного бизнеса.
По сравнению с другими формами образования для бизнес-образования характерна повышенная мотивация, так как успех в предпринимательстве и карьерном продвижении непосредственно и весьма сильно влияет на материальное благосостояние и социальный статус людей. К тому же бизнес как вид деятельности, сопряжённой с предпринимательством, лидерством, ответственностью, принятием решений и т. п., обладает большой психологической привлекательностью (особенно для людей с определённым типом личности). Отсюда бизнес-образование адекватно «образованию в течение всей жизни», тяга к нему может возникать у самых разных людей в разные периоды жизни и в разных условиях и приобретать весьма разнообразные формы.
Слайд 11В зависимости от целей организаций и индивидов бизнес-образование может принимать
форму:
хобби (если человек, скажем, играет на бирже для получения психологического
удовлетворения и дополнительного дохода);
повышения квалификации в каком-либо виде профессиональной деятельности, связанном с предпринимательством или менеджментом;
приобретения ещё одной дополнительной профессии в области менеджмента или в какой-либо из функций менеджмента;
намерения сменить прежнюю профессию и полностью перейти в новый вид деятельности, связанный с бизнесом.
Система непрерывного образования в области бизнеса должна, таким образом, предоставлять возможность получения разного рода образования и обучения разной степени глубины и весьма разнообразного содержания.
Слайд 12Специфика бизнес-образования.
Для бизнес-образования характерны повышенные требования к адаптации, к резким
изменениям экономической и социальной среды, поскольку динамичность и турбулентность рынка,
изменения в законодательстве, в социальной структуре, в потребностях и ожиданиях людей постоянно создают новые возможности или выдвигают новые угрозы для организаций и людей, занимающихся предпринимательством и бизнесом.
В бизнес-образовании достаточно большое значение имеет приобретение знаний, особенно в связи с эволюцией общества к обществу знаний, с повышением роли знаний как мощного фактора конкурентоспособности организации. Однако в сравнении со многими другими видами непрерывного образования и обучения в бизнес-образовании ещё большее значение имеет приобретение навыков и умений, поскольку от бизнес-образования ждут не столько вклада в формирование личности и развитие её способностей, сколько развития таких качеств, которые помогут решать прагматические задачи, возникающие в предпринимательстве и в карьере менеджера.
С образовательной точки зрения для бизнес-образования характерно большое разнообразие профессий, относящихся к бизнесу, а также квалификационных требований. При этом приобретение квалификации как официально признанного уровня определённых навыков и умений имеет большое значение для трудоустройства. Бизнес-образование должно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, и особенно тесно быть связано непосредственно с бизнесом.
Не менее разнообразны требования к навыкам, а также к умениям, востребованным в сфере бизнеса и менеджмента, где социальные навыки типа искусства коммуникаций, работы в командах, принятия решений, способности к социализации, взятия на себя рисков, управления изменениями и т. п. имеют также большое значение и требуют весьма серьёзного развития, поскольку непосредственно влияют на эффективность человека как предпринимателя и менеджера.
Слайд 13Школьное экономическое образование формирует базовые компетенции, необходимые для успешного развития
в системе непрерывного бизнес-образования. Это явно следует из программных документов
регламентирующих ШЭО. В качестве примера – выдержки из ФГОС по экономике (профильный уровень):
Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период юности, ее экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению экономических дисциплин и интереса к предпринимательской деятельности;
воспитание ответственности за экономические решения;
освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства и основ исследовательского аппарата экономической науки, в том числе для подготовки к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования;
овладение умениями находить и критически осмысливать информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, справочниках и статистических публикациях и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.
Слайд 14Еще в качестве примера – выдержки из текста Фундаментального ядра
ООО:
Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия
экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Слайд 15На основании вышесказанного можно утверждать следующее:
Качественное развитие УУД на уровне
школы – база для компетентностного развития в системе непрерывного образования.
Экономическое
школьное образование оказывает мощнейшее профориентационное воздействие, содействует вовлеченности в систему бизнес-образования.
Слайд 16!
В течение последних двух десятилетий понятие «обучение в течение жизни»
(lifelong learning) всё более представляется одним из путей социально-экономического развития,
инструментом формирования информационного общества, общества, основанного на знаниях. Саммит Европейского Совета в Лиссабоне (март 2000 г.) подтвердил, что Европа безоговорочно вступила в эру общества, основанного на знаниях, и утвердил, что успешный переход к экономике и обществу, базирующимся на знаниях, должен сопровождаться переходом к концепции обучения в течение всей жизни. Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная обучающая деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения профессиональной компетенции, способствующая развитию личности, открывающая доступ к культурным ценностям и активной гражданской позиции.
В настоящее время Россия должна решать задачи трансформации постиндустриального общества в информационное. Важнейшей особенностью информационного общества является выдвижение в качестве одного из основных приоритетов развития самого человека и инвестиций в человеческий капитал.
Слайд 17Информационное общество предъявляет новые требования к образованию, которые связаны с
резко возросшим динамизмом технологической базы и снижением возможностей долгосрочного прогнозирования
и планирования. Среди них можно выделить следующие:
Массовость высшего образования. Сегодня в России очевиден 100 % спрос населения на высшее образование.
Необходимость преодоления узкой специализации профессионального образования. Образование должно давать возможность не только постоянно повышать свою квалификацию, но и существенно менять характер профессиональной деятельности в течение жизни человека.
Непрерывность образования, то есть развитие разнообразных институтов, которые позволяют получать образование в течение всей жизни, постоянно адаптируя его к новым потребностям.
Индивидуализация образования, то есть предоставление каждому человеку возможности самому формировать «образовательный пакет», максимально удовлетворяющий его запросы, его представление об оптимальной для его жизненной стратегии знаний и навыков. Индивидуализация может обеспечиваться развитием сетевой организации бизнес-образования, при которой программы и курсы разных учебных заведений оказываются взаимосвязанными. Непрерывность образования становится одним из способов его индивидуализации.
Слайд 18Система непрерывного образования и опыт подготовки профессиональных кадров в Японии.
Неграмотность
в Японии была ликвидирована уже в конце XIX в. Процесс
обучения включает 4 этапа:
· начальная школа (срок обучения 6 лет для детей от 6 до 12 лет);
· низшая средняя школа (срок обучения 3 года для детей от 12 до 15 лет);
· высшая средняя школа (срок обучения 3 года для детей от 15 до 18 лет);
· колледж или университет (срок обучения обычно 4 года).
Срок обучения, обязательный для всех, -- 9 лет.
В высшую среднюю школу поступает около 94% выпускников обязательной школы.
В 499 высших учебных заведениях ежегодно обучается 2 млн. студентов, а в 584 младших колледжах с 2-3 летним сроком обучения -- около 500 тыс. студентов.
72,9% вузов являются частными, с высокой платой за обучение. Кстати, в Японии самые дорогие услуги связаны со стоимостью образования и жилья.
Плата за образование ставит рабочих, имеющих детей, в трудное финансовое положение, потому что стипендию получают только около 5% студентов.
Слайд 19Японские предприятия не требуют от школ, да и вузов специальной
подготовки. Они сами "доводят" обучение своего работника (бывшего выпускника школы)
до уровня, нужного этому предприятию. Таким образом, в Японии образовательные функции четко разделены между школьным образованием, обеспечивающим фундаментальное обучение, и внутрифирменным, обеспечивающим профессиональное обучение. Такое распределение функций тесно связано с курсом, который проводят предприятия в отношении найма и подготовки персонала.
Японские предприятия нанимают основной персонал из числа молодежи, только что окончившей учебные заведения, и исходя из далекой перспективы, предпосылкой которой является долгосрочная стабильная занятость, воспитывают и готовят из них кадры, необходимые данному предприятию. Общепринятой практикой является то, что решение вопроса о предоставлении конкретной работы внутри предприятия происходит уже после принятия на работу в результате определения пригодности и способностей каждого лично.
Поэтому предприятия при найме только что окончивших учебные заведения наибольшее внимание обращают не столько на то, что в данный момент человек умеет делать или какими специфическими навыками обладает, а на его способность к обучению, на его адаптационные свойства. В данном отношении это принципиально отличается от существующей практики найма на работу в Европе и США, где наем производится после того, как в качестве существенного пункта контракта о приеме на работу ясно определяется специализация и содержание будущей работы.
Слайд 20Домашнее задание по теме лекции 9.
Подготовить устные доклады (на 10-15
минут выступления) по следующим темам:
Экономическая наука и школьный курс экономики.
Активные
методы обучения: реализация деятельностного подхода.
Традиции и инновации в образовании.
Ребусы и загадки на уроках экономики.
Элективные курсы по экономике.
Новейшие средства обучения экономике или проверенный учебник?
Школьное экономическое образование в Германии.
Школьное экономическое образование в США.
Школьное образование в системе непрерывного образования.
Максимальная оценка – 10 баллов.