Разделы презентаций


Лекция как один из видов академического красноречия

Содержание

План1. Лекция как ключевая форма организации образовательного процесса в высшей школе2. Лекция как один из видов академического красноречия3. Риторический канон: этапы создания и произнесения информационной речи (лекции)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция как один из видов академического красноречия
Лектор:
Волкова Милена

Александровна

Лекция как один из видов академического красноречия Лектор: Волкова Милена Александровна

Слайд 2План
1. Лекция как ключевая форма организации образовательного процесса в высшей

школе
2. Лекция как один из видов академического красноречия
3. Риторический канон:

этапы создания и произнесения информационной речи (лекции)



План1. Лекция как ключевая форма организации образовательного процесса в высшей школе2. Лекция как один из видов академического

Слайд 3Роль и место лекции в образовательном процессе высшей школы

Роль и место лекции в образовательном процессе высшей школы

Слайд 4Лекция не может быть заменена другой формой
• новый учебный материал

по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках

или некоторые его разделы устарели;
• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;
• по основным проблемам курса существуют противоречивые концепции;
• особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

Лекция не может быть заменена  другой формой• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще

Слайд 5Виды лекций

Виды лекций

Слайд 7Критерии оценки лекции
содержание лекции;
методика чтения лекций;
руководство работой студентов;
лекторские данные;
результативность

лекции


Критерии оценки лекциисодержание лекции;методика чтения лекций;руководство работой студентов; лекторские данные;результативность лекции

Слайд 8Содержание лекции
научность,
проблемность,
освещение истории вопроса,
показ различных концепций,
связь с

практикой,
разъяснение особо трудных вопросов,
ориентация на самостоятельную работу

с учебником,
связь с предыдущим и последующим материалом,
внутрипредметные, межпредметные связи.
Содержание лекциинаучность, проблемность,освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой, разъяснение особо трудных вопросов, ориентация на

Слайд 9Методика чтения лекции
четкая структура лекции и логика изложения;
доказательность и

аргументированность;
выделение главных мыслей;
доступность изложения, разъяснение новых терминов и понятий;


подведение итогов в конце каждого вопроса и всей лекции;
использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;
использование наглядности;
применение опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов;
сообщение литературы к лекции.

Методика чтения лекциичеткая структура лекции и логика изложения; доказательность и аргументированность;выделение главных мыслей; доступность изложения, разъяснение новых

Слайд 10Руководство работой студентов
требование конспектировать и контроль за выполнением;
обучение

студентов методике записи и помощь в этом: темп, повторы, паузы,

вычерчивание графиков;
просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях;
использование приемов поддержания внимания;
разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Руководство работой студентов требование конспектировать и контроль за выполнением; обучение студентов методике записи и помощь в этом:

Слайд 11Лекторские данные
знание предмета,
ораторское мастерство и культура речи,
эмоциональность,
голос,


дикция,
внешний вид,
умение установить контакт.

Лекторские данные знание предмета, ораторское мастерство и культура речи,эмоциональность, голос, дикция, внешний вид, умение установить контакт.

Слайд 12 Невербальные средства общения
мимика;
направление взгляда, длительность и частота;
жесты;
позы;


осанка;
походка;
прикосновения;
расположение собеседников и дистанция
между ними
внешний вид

Невербальные средства общениямимика; направление взгляда, длительность и частота;жесты; позы; осанка; походка;прикосновения;расположение собеседников и дистанциямежду ними внешний

Слайд 13Риторика (красноречие)
(греч. rhetorike «ораторское искусство») - научная дисциплина,

изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного

текста.

Риторика (красноречие)  (греч. rhetorike «ораторское искусство») - научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей

Слайд 14Академическое красноречие
Термин является условным и обозначает научное красноречие.

Отличается АК:
глубокой аргументированностью,
высокой логической культурой,
строгим стилем речи,
специфической

терминологией.

Академическое красноречие   Термин является условным и обозначает научное красноречие. Отличается АК:глубокой аргументированностью,высокой логической культурой, строгим

Слайд 15Этапы классического риторического канона

Этапы классического риторического канона

Слайд 16Подготовка к лекции (выступлению)

Подготовка к лекции (выступлению)

Слайд 17Подготовка к лекции
1.6 составление плана речи
  предварительного плана;
рабочего (подробного плана),

определяющего последовательность изложения, содержащего ключевые положения, примеры, факты, цифры и

т.п.;
основного плана (для аудитории) – простого или сложного;
Подготовка к лекции 1.6 составление плана речи  предварительного плана;рабочего (подробного плана), определяющего последовательность изложения, содержащего ключевые положения, примеры,

Слайд 18Требования к построению основной части:
– логичность, последовательность, стройность изложения, доказательность

и убедительность, использование системы логических и психологических доводов;
– выбор

системы методов изложения (индуктивного, дедуктивного, концентрического, ступенчатого, исторического, метода аналогий;
–  использование принципа экономии, принципа усиления;
Требования к построению основной части:– логичность, последовательность, стройность изложения, доказательность и убедительность,  использование системы логических и

Слайд 19Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории
– Изложение интересных фактов, примеров;
– Использование

пословиц, поговорок, крылатых выражений,
– Использование цитат, которые заставляют глубже осмыслить сказанное;
– Рассказ

о значительном событии, связанном с данными слушателями (в контексте темы лекции);
–  Обращение к слушателям с неожиданным вопросом;
Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории  – Изложение интересных фактов, примеров;– Использование пословиц, поговорок, крылатых выражений,– Использование цитат, которые

Слайд 20Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории

Слайд 22Недостатки в композиции речи
– нарушение логической последовательности изложения;
– отсутствие доказательности

основных положений;
– перегрузка текста теоретическими рассуждениями;
– обилие затронутых вопросов и проблем
– шаблонное,

трафаретное построение речи.
Недостатки в композиции речи  – нарушение логической последовательности изложения;– отсутствие доказательности основных положений;– перегрузка текста теоретическими рассуждениями;– обилие

Слайд 23Словесное оформление речи
Важен отбор слов и словосочетаний, смысловой, стилистический и

звуковой отбор слов.
Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур

речи (образные средства для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Словесное оформление речиВажен отбор слов и словосочетаний, смысловой, стилистический и звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор

Слайд 24Закономерности процесса повторения
заучивание протекает неравномерно
заучивание идет скачками
если материал

легкий для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем

последующие
если материал сложный, то процесс запоминания протекает сначала медленно, а потом быстро
повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили
Эффективно активное повторение – пересказ, а также вариативное повторение.
Закономерности процесса повторения заучивание протекает неравномернозаучивание идет скачками если материал легкий для запоминания, то первые повторения дают

Слайд 25Сохранение материала в памяти
Эффективно не концентрированное, а распределенное повторение
Созданные

взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются через 40-60 минут при условии однократного

восприятия, если их не закрепить повторением.
Если вы запоминали текстовую или речевую информацию, то второе повторение нужно проводить через 15-20 минут после первого, третье — через 6 — 8 часов (в день запоминания), четвертое — на следующий день, через 24 часа.
Если же вы запоминали точную информацию, то второе повторение нужно сделать через 40-60 минут, третье — через 3 — 4 часа (в день запоминания) и четвертое — в течение следующего дня.
Сохранение материала в памяти Эффективно не концентрированное, а распределенное повторениеСозданные взаимосвязи (ассоциации) самопроизвольно разрушаются через 40-60 минут

Слайд 26Запоминание речи
1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия


2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять.
3.

Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом
Запоминание речи1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия 2. Промежутки времени между повторениями нужно по

Слайд 27Особенности восприятия лектора аудиторией
1 Восприятие речи оратора (культура речи).
3.2.

Слушатели – еще и зрители
3.2.1. требования к внешнему виду оратора
3.2.2.

отсутствие лишних жестов;
3.2.3. требования к позе
Особенности восприятия лектора аудиторией   1 Восприятие речи оратора (культура речи).3.2. Слушатели – еще и зрители

Слайд 28Форма преподнесения материала

Форма преподнесения материала

Слайд 29Умелое произнесение речи
Расстановка логических ударений
интонирование
дикция
темп произнесения

Умелое произнесение речиРасстановка логических ударенийинтонирование дикция темп произнесения

Слайд 30Этический аспект
использование речевого этикета (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности,

поздравления, обращения и др.);
запрет на сквернословие;
осуждение разговора «на повышенных тонах».

Этический аспектиспользование речевого этикета (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, обращения и др.);запрет на сквернословие;осуждение разговора

Слайд 31Деструктивные элементы общения
─  Нетерпимость к чужому мнению;
─ Категоричность суждений.

Деструктивные элементы общения ─  Нетерпимость к чужому мнению;─ Категоричность суждений.

Слайд 32Нормативный аспект культуры речи
Языковые нормы:
орфоэпические и орфографические;
интонационные и пунктуационные;
словообразовательные;
лексические;
грамматические: морфологические

и синтаксические

Нормативный аспект  культуры речиЯзыковые нормы:орфоэпические и орфографические;интонационные и пунктуационные;словообразовательные;лексические;грамматические: морфологические и синтаксические

Слайд 33Относительная устойчивость языковой нормы
Примеры исторических изменений орфоэпической нормы:
«Некоторые плюют на

нормы литературной речи. Нам, мол, все позволено, мы семьями так

живем, нас так и похоронят. Я вздрогнул, услышав такое, но не стал выступать против…»
Относительная устойчивость языковой нормы		Примеры исторических изменений орфоэпической нормы:		«Некоторые плюют на нормы литературной речи. Нам, мол, все позволено,

Слайд 34Изменение языковой нормы
1 этап: А – норма, Б (непр.)
2 этап:

Варианты А – Б (доп., разг., и)
3 этап: Варианты Б

– А (устар.)
4 этап: Б – норма
Изменение языковой нормы1 этап: А – норма, Б (непр.)2 этап: Варианты А – Б (доп., разг., и)3

Слайд 35Сайт-помощник:
http://www.gramota.ru/

Сайт-помощник:http://www.gramota.ru/

Слайд 37Орфоэпическая норма
Ильини [шн]а, пустя [шн]ый
кредо [рэ],
ЭНЕРГИЯ [нэ],
МЕНЕДЖЕР [мэ;

нэ],
МЕНЕДЖМЕНТ [мэ; нэ]

Орфоэпическая нормаИльини [шн]а, пустя [шн]ыйкредо [рэ], ЭНЕРГИЯ [нэ], МЕНЕДЖЕР [мэ; нэ], МЕНЕДЖМЕНТ [мэ; нэ]

Слайд 38Грамматическая норма
Благодаря помощи, из-за болезни
Благодаря, согласно, вопреки (правилам) – Дат.п.
Класть,

положить (переложить, отложить)
Где-то, порядка ( в значен. «около, приблизительно» –

неправильно!)

Грамматическая нормаБлагодаря помощи, из-за болезниБлагодаря, согласно, вопреки (правилам) – Дат.п.Класть, положить (переложить, отложить)Где-то, порядка ( в значен.

Слайд 39Акцентологическая норма
Отдал ( помета «и»)
ДОГОВОР
договорный и договорной
ходатайство, -а [не

ходатайство]

Акцентологическая нормаОтдал ( помета «и»)ДОГОВОР договорный и договорнойходатайство, -а [не ходатайство]

Слайд 41Коммуникативные качества речи
Точность
Понятность
Чистота речи (отсутствие лишних слов)
Богатство и разнообразие

речи (активный словарный запас – 7-13 тыс. слов)
Выразительность речи


Коммуникативные качества речиТочность ПонятностьЧистота речи (отсутствие лишних слов)Богатство и разнообразие речи (активный словарный запас – 7-13 тыс.

Слайд 42Способы объяснения значений
Логическое определение (родовые и видовые признаки)
Логика – наука

о законах и формах правильного мышления
Синонимический способ
Альянс – союз, соединение
С

помощью обращения к этимологии

Способы объяснения значенийЛогическое определение (родовые и видовые признаки)Логика – наука о законах и формах правильного мышленияСинонимический способАльянс

Слайд 43Выразительность речи
Образность (многозначность слова, использование слов в переносном значении: гибкий

ум)
Использование художественных средств (метафора, сравнение, эпитет и др.)
Использование фигур речи

(антитеза, инверсия, повтор и др.)
Приемы (вопросно-ответное построение речи, риторический вопрос)
Использование прямой речи
Использование косвенной речи
Использование пословиц, поговорок, фразеологизмов

Выразительность речиОбразность (многозначность слова, использование слов в переносном значении: гибкий ум)Использование художественных средств (метафора, сравнение, эпитет и

Слайд 44Литература
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для

вузов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001, – 544 с.

– Гл.5.
Десяева, Н. Д. Культура речи педагога: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. – 189 с.
Мурашов А.А. Педагогическая риторика. – М.: Пед. об-во России, 2001. – 479 с. – Гл.2
Орфоэпический словарь on-line. Орфографический словарь. Правильные ударения и грамотность речи и письма.– http://dazor.narod.ru/pr_udar.htm
Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. – Гл.5.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.– http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_136
Ткачев В. Н. Элементарные способы овладения искусством красноречия. – М.: Тип. Россельхозакадении, 2001. – 95 с.


ЛитератураВведенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика