Слайд 1Лекция . Методы обучения грамоте 
  
План.
Классификация методов ОГ.
2.
                                                            
                                    
Современный звуковой аналитико-синтетический метод ОГ.
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Классификация методов ОГ
 Метод - система последовательных взаимосвязанных действий учителя
                                                            
                                    
и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (Педаг. энцикл., стр. 566).
                                      
   
  Основания для классификации методов ОГ:
единица чтения;
характер мыслительных операций;
очередность чтения и письма.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Буквослагательный метод ОГ. 
Синтетический, чтения-письма.
  Последовательность обучения: 
заучивание букв
                                                            
                                    
в порядке алфавита; 
складывание слогов; 
чтение слов по складам;
чтение слогов
                                    и слов “по верхам”.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Буквослагательный метод ОГ. 
  Недостатки: 
механическое усвоение элементов грамоты,
                                                            
                                    
букв, слогов;
оторван от живой речи детей;
сложное название букв затрудняло понимание;
не
                                    требовалось слитного чтения слогов;
письмо оторвано от чтения; 
не было системы в подборе слов и текстов для чтения;
не учитывался возраст учащихся;
звуковым упражнениям отводилось незначительное место;
навык грамотного письма приобретался благодаря списыванию с образцов;
низкая эффективность метода.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Слоговой метод ОГ.
 Синтетический. Чтения-письма.
Последовательность обучения:
1)заучивание букв алфавита; 
2) заучивание
                                                            
                                    
слогов;
3)упражнения в чтении двухсложных слов из знакомых слогов;
4)заучивание слогов в
                                    3-4 буквы;
5)упражнение в чтении слов из заученных слогов;
6)упражнение в чтении текстов .
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
Слоговой метод ОГ.
Положительные черты:
1)водится упрощенное название букв;
2)слоги заучиваются без названия
                                                            
                                    
букв;
3)для первых упражнений в чтении даются слова из знакомых слогов;
4)вводится
                                    система постепенного чтения более длинных слов
 
 Недостатки: 
 1)механическое усвоение элементов грамоты;
 2)не знакомит учащихся со «строением» слов;
 3)чтение и письмо в отрыве;
 4)тексты без учета возрастных особенностей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7
 Слого-слуховой метод ОГ Л.Н. Толстого. 
   Аналитико-синтетический.
                                                            
                                    
Чтения-письма. 
Достоинства метода:
1) ввел термин звук и добуквенные упражнения в
                                    разложении слов на звуки;
2)складывание и разложение на слух слогов и слов помогало ученикам быстро усвоить анализ и синтез речи;
3) применил одновременное обучение чтению и письму;
4) ввел с первых уроков ОГ запись печатным шрифтом изучаемых букв и слов и запись их под диктовку;
5) добивался сознательного чтения: 
  а) путем создания материала для чтения, который близок и понятен детям; 
  б) путем постепенного усложнения текстов для чтения по принципу: от простого к сложному; 
5)ввел новое положение в методику: постепенность усложнения упражнений в чтении. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
Звуковой аналитический метод Золотова (Джакото). 
   Чтения-письма.
Последовательность обучения:
1)
                                                            
                                    
показ целого предложения, набранного их букв азбуки и чтение его;
2)
                                    разложение предложения на слова устно и с помощью набора слов из букв;
3) деление каждого слова на слоги и запоминание каждого слога; 
4) разложение каждого слога на звуки и буквы, запоминание каждой буквы и ее звукового значения. 
  
Недостатки:
1)  механическое запоминание слов, слогов без понимания их звукового состава;
2)  недостаток звуковых упражнений.
 
Положительные черты: 
1) обращалось внимание на звук;
2) аналитический метод. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
Звуковой синтетический метод Н.А. Корфа .
   Чтения-письма.
 Последовательность
                                                            
                                    
обучения:
 1) изучение отдельных звуков и букв; 
 2) синтетическая
                                    работа - соединение звуков и букв в слоги и слова; 
 3) изучение отдельных звуков и букв и т.д.
   
Недостатки:
   - звуки, взятые отдельно, не всегда соответствовали звукам, входящим в слоги и слова;
   - напоминал буквослагательный метод.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10
Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского. Письма-чтения.
Положительные черты:
1) объединены анализ и
                                                            
                                    
синтез;
2) первый научно обоснованный метод; 
3) параллельное обучение чтению и
                                    письму;
4) метод развивающий;
5) метод исторический.
Недостатки:
- 8 гласных звуков и букв изучались подряд; 
- не было четкой последовательности в изучении согласных звуков;
йотированные гласные изучались как обозначающие один звук:
оглушение не учитывалось. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11
Метод целых слов. 
Последовательность обучения: 
1) дети запоминают большое количество
                                                            
                                    
целых слов без знания их звукового и буквенного состава;
2) анализ
                                    изученных слов;
3) чтение предложений из знакомых слов. 
Недостатки: 
- не применялся звуковой анализ живой речи;
- обучение основано на памяти; 
- низкая грамотность. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12 2. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
Основные положения метода:
1.
                                                            
                                    
Единицей обучения является звук.
2. Процессы анализа и синтеза сочетаются на
                                    всех этапах обучения. 
Приемы анализа:
- выделение слов из речевого потока (из предложения), деление на слоги, произношение слов и слогов, выделение ударного слога, выделение звука из слова;
- перечисление звуков в слове;
- сопоставление слов по звучанию и написанию;
- артикулирование звука;
- составление таблиц гласных и согласных звуков и букв;
- «раздвижение» слов на наборном полотне.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
Приемы синтеза:
- произношение звука или
                                                            
                                    
слога после звукового анализа;
- образование слоговых таблиц;
чтение слов по подобию;
наращивание
                                    гласных или согласных в начале или в конце слова;
- добавление в середине;
- перестановка звуков;
- перестановка слогов;
- отбрасывание звука или слога;
- добавление слога.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
3. Единица чтения и письма
                                                            
                                    
– слог. 
4. Обучение чтению и письму идет параллельно. 
5.
                                    Процесс чтения и письма носит воспитывающий и развивающий характер.
6. Обучение опирается на живую речь учащихся.
ГОС НОО: обучение грамоте и чтению - 23 учебных недели.
92 урока чтения (4 урока в неделю). 
115 уроков письма (5 уроков в неделю).       
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Обучение грамоте и чтению (УМК «Школа России», В.Г. Горецкий и
                                                            
                                    
др.)
подготовительный      основной   
                                       повторительно- 
                                        обобщающий 
 период                 период         период     
- безбуквенный этап
- буквенный этап
(пяти гласных букв)  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Особенности построения учебника «Азбука»
(УМК «Школа России», В.Г. Горецкий и др.)
1)принцип
                                                            
                                    
частотности;
2)одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
3)применение схем-моделей;
4)йотированные
                                    гласные изучаются в двух значениях;
5)используется таблица “Лента букв”;
6)тематическое и жанровое разнообразие текстов для чтения;
7) материалы азбуки и прописей направлены на формирование ведущих видов речевой;
8) большое внимание уделяется пропедевтике;
9) на подготовительном этапе вводятся тексты для читающих детей.