Слайд 1Лекция 4.
Методы, приемы и технологии обучения
русскому языку
Слайд 2План лекции:
Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.
Классификация методов
обучения по русскому языку.
Познавательные методы обучения русскому языку.
Практические методы (упражнения),
их виды, система.
Слайд 3
Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие
на вопрос: как учить.
Слайд 4Под методом обучения понимается:
– способ организации совместной деятельности учителя
и учащихся, направленный на достижение целей обучения;
– путь организации обучающей
и учебной деятельности.
Слайд 5Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.
Приемом
называют действия учителя и учеников, которые ведут к более рациональному
использованию метода работы учителя.
Слайд 6Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя
и учащегося.
Прием по отношению к методу выступает как видовое
(узкое) понятие к родовому (широкое).
Слайд 7Языковой разбор – это метод,
а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор
- это прием;
диктант – это метод, а объяснительный диктант, диктант
по памяти – это приемы.
Слайд 8Функции методов обучения:
образовательная;
развивающая;
воспитывающая
Слайд 9Лернер И.Я.
Скаткин М.Н.
Концепция общедидактических методов Лернера и Скаткина
Классификация по
уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:
Догматический метод;
репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский метод.
Слайд 10Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действования
Проблемный вопрос –
определять суть учебной проблемы , показывает область неизвестного знания;
проблемная ситуация
– предъявление учебной проблемы; интеллектуальное затруднение;
Слайд 11проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и
неизвестными данными; это творческая задача, направленная на решение новых проблем,
получение нового результата.
Слайд 12проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять
, систематизировать учебный материал.
Слайд 13Исследовательские методы-
поисковая и познавательная задача;
метод проекта – использование научного подхода
к решению учебной задачи с получением результата-продукта;
проектная задача – поиск
и решение проблемы в сотрудничестве;
эксперимент.
Слайд 15Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие
дискуссия;
эвристическая беседа;
ролевые и деловые игры;
мозговой
штурм;
беседа-диалог.
Слайд 16Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается из
общих методов: лекция,
беседа, упражнение,
частных, присущих только одному предмету:
специфические для обучения русскому языку:
грамматический разбор, диктант, изложение
методы лингвистической науки: метод наблюдений, анализ языка, метод аналогии
Слайд 17
Классификации методов обучения по русскому языку:
по источнику получения знаний
1) Концепция
Л.П. Федоренко
теоретические
теоретико-практические
практические
грамматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду- цирование
рассказ, беседа, работа
по учебнику
изложение, сочинение, составление плана, тезисов, конспектов
Слайд 182) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова
I уровень: от
этапа освоения учебного материала:
(1 этап – овладение учащимися знаниями и
умениями;
2 этап – отчет об овладении учащимися знаниями и умениями)
классы методов
методы обучения
Методы контроля
Слайд 19Классификация методов обучения
М.Т. Баранова
Типы методов
Познавательные методы
Методы контроля
за усвоением знаний
Практические методы
Методы контроля за сформирован-ностью умений
Слайд 20
Виды методов
сообщение учителя
беседа
сообщение ученика
списывание
подбор примеров
сочинение
Контроль
ный диктант
Слайд 21Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.
Слайд 22Выбор познавательного метода определяется:
задачами формирования познавательной активности учащихся.
наличием у школьников
опорных знаний;
особенностями учебного материала;
Слайд 23Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов:
не
опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть речи);
не членимого
на четкие группы для наблюдения (употребление предлогов; слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях).
Слайд 24Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:
частично знакомого
(не с глаголом);
вариативного (о, е в суффиксах и окончаниях существительных);
легко
членимого на семантические или структурные группы (например, приставки пре- и при-; действительные и страдательные причастия).
Слайд 25Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде
заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны
быть усвоены школьниками.
в 11-13 лет воспринимают речь учителя 4-5 минут;
в 14 -15 лет воспринимают речь 5-7 минут.
Слайд 26 Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления
с новым материалом требует установки на разбор его содержания при
чтении.
Для этого необходимы вопросы и задания, которые помогают выявить существенные признаки изучаемого языкового явления.
Текст не должен превышать объема
4 -5 мин. для 5-7 класса;
5-7 минут – для 8-9 класса.
Слайд 27Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов.
Тема: Суффикс (5 класс).
Какой частью
слова является суффикс?
Для чего служит суффикс?
Какое место занимает он в слове?
Приведите примеры суффиксов.
Лингвистический текст
Вопросы и задания
Слайд 30 К беседе как методу обучения необходимо иметь
материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Источником
для наблюдений могут быть собственно языковой материал, таблицы, схемы, рисунки.
Слайд 31Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак
предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части
слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?
Мех шерсть серебро
Меховой шерстяной серебряный
Вопросы и материалы для наблюдения
Слайд 33таблицы
Окончания 2-го склонения
Окончания 2-ения
Слайд 40Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует
от учителя разъяснения специфики этого материала, а от учащихся –
поиска существенных признаков.
Слайд 41Понаблюдайте!
Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных
слов?
Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю лексическое значение данных
слов.
Однозначные: монолог, диалог, тюль.
Многозначные: золотой, огонек, расцвести.
§ 47. Сколько лексических значений имеет слово.
Слайд 42Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.
Учащиеся должны
получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из
материала для наблюдений.
Детей нужно учить извлекать информацию из текста.
На это направлены познавательные УУД
Слайд 44Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений.
Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания
Слайд 45Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).
Слайд 46Упражнение – это вид работы по образцу.
Упражнение – это вид
деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения
полученных знаний.
Слайд 47Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может
быть предтекстовым и послетекстовым;
2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы,
рисунки) материал для наблюдений.
Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами –ушк- и -ишк-. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка Внукам - шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег,
Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)
Слайд 48Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.
В многоцелевых выделяются:
1) задание ,
связанное с изученным материалом;
2) задание – дополнительное, связанное с повторением;
3)
задание, связанное с развитием речи.
Слайд 49Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и
каким способом.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны.
Определите, какой
тип задания предлагается в следующем упражнении:
Слайд 51Определите, какие задания отражены в следующем упражнении:
Упр. 384. Подберите
к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.
Обозначьте суффиксы.
Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется.
Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними предложения.
Стол, гвоздь, карандаш;
Сын, голос, ветер,
Диван ,костюм, карман
Тема: Суффикс.
Слайд 57
2. Группы правописных упражнений
Упражнения
Слайд 63Типовые задания, формирующие УУД
Задания, направленные на личностные результаты
Задания, направленные на
регулятивные УУД
Задания, направленные на познаватель-ные УУД
Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД
Задания
для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов
Слайд 64Задания, направленные на достижение личностных результатов.
система речевых упражнений, основанных на
тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование
Слайд 65Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.
специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные,
или компетентностные, учебно-практические задачи;
Слайд 66Задания, формирующие познавательные учебные действия
Система приёмов понимания устного и письменного
текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование
текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
Слайд 67
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных
вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми
или даются в презентациях в интерактивном режиме);
Слайд 68
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система
работы с различными словарями.
Слайд 69Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические
упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.
Слайд 76«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить
запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать
… 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»
УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Слайд 77«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем
иностранных слов»;
Умение доказывать свою позицию.
Упр. 17, 4 класс: «Прочитай
текст. С какими утверждениями автора ты согласен?
«Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Слайд 78Поисковые задачи
Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения
держать в меховых рукавицах?
В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на
следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?
Слайд 79Проектная задача
– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск
лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Виды проектных
задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные
.
Слайд 80Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий,
средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях,
по форме и содержанию приближенных к реальным.
Слайд 81Цель проектной задачи
– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.
- выявление у
школьников способности к переносу известных способов действий в новую для
них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Слайд 82Вставьте пропущенные буквы.
Вставьте пропущенные буквы.
Интерактивное упражнение
Слайд 871) методы проверки учебно-языковых умений:
задания на нахождение изученных языковых
явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц;
задания,
связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой;
задания на полный разбор языкового явления.
Методы контроля за сформированностью умений и навыков
Слайд 893) методы контроля за сформированностью речевых умений:
методы за сформированностью речевых
некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов;
методы
контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.
Слайд 91Технология обучения-
Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;
конструирование
учебного процесса с гарантированным достижением целей.