Лекция 4.
Методы, приемы и технологии обучения
русскому языку
Презентация на тему Презентация на тему Лекция «Методы, приемы и технологии обучения русскому языку» из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 91 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
План лекции:
Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.
Классификация методов обучения по русскому языку.
Познавательные методы обучения русскому языку.
Практические методы (упражнения), их виды, система.
Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие на вопрос: как учить.
Под методом обучения понимается:
– способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения;
– путь организации обучающей и учебной деятельности.
Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.
Приемом называют действия учителя и учеников, которые ведут к более рациональному использованию метода работы учителя.
Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя и учащегося.
Прием по отношению к методу выступает как видовое (узкое) понятие к родовому (широкое).
Языковой разбор – это метод,
а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор - это прием;
диктант – это метод, а объяснительный диктант, диктант по памяти – это приемы.
Лернер И.Я.
Скаткин М.Н.
Концепция общедидактических методов Лернера и Скаткина
Классификация по уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:
Догматический метод;
репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский метод.
Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действования
Проблемный вопрос – определять суть учебной проблемы , показывает область неизвестного знания;
проблемная ситуация – предъявление учебной проблемы; интеллектуальное затруднение;
проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными; это творческая задача, направленная на решение новых проблем, получение нового результата.
проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять , систематизировать учебный материал.
Исследовательские методы-
поисковая и познавательная задача;
метод проекта – использование научного подхода к решению учебной задачи с получением результата-продукта;
проектная задача – поиск и решение проблемы в сотрудничестве;
эксперимент.
Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие
дискуссия;
эвристическая беседа;
ролевые и деловые игры;
мозговой штурм;
беседа-диалог.
Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается из
общих методов: лекция, беседа, упражнение,
частных, присущих только одному предмету:
специфические для обучения русскому языку: грамматический разбор, диктант, изложение
методы лингвистической науки: метод наблюдений, анализ языка, метод аналогии
Классификации методов обучения по русскому языку:
по источнику получения знаний
1) Концепция Л.П. Федоренко
теоретические
теоретико-практические
практические
грамматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду- цирование
рассказ, беседа, работа по учебнику
изложение, сочинение, составление плана, тезисов, конспектов
2) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова
I уровень: от этапа освоения учебного материала:
(1 этап – овладение учащимися знаниями и умениями;
2 этап – отчет об овладении учащимися знаниями и умениями)
классы методов
методы обучения
Методы контроля
Классификация методов обучения
М.Т. Баранова
Типы методов
Познавательные методы
Методы контроля за усвоением знаний
Практические методы
Методы контроля за сформирован-ностью умений
Виды методов
сообщение учителя
беседа
сообщение ученика
списывание
подбор примеров
сочинение
Контроль
ный диктант
Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.
Выбор познавательного метода определяется:
задачами формирования познавательной активности учащихся.
наличием у школьников опорных знаний;
особенностями учебного материала;
Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов:
не опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть речи);
не членимого на четкие группы для наблюдения (употребление предлогов; слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях).
Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:
частично знакомого (не с глаголом);
вариативного (о, е в суффиксах и окончаниях существительных);
легко членимого на семантические или структурные группы (например, приставки пре- и при-; действительные и страдательные причастия).
Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны быть усвоены школьниками.
в 11-13 лет воспринимают речь учителя 4-5 минут;
в 14 -15 лет воспринимают речь 5-7 минут.
Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор его содержания при чтении.
Для этого необходимы вопросы и задания, которые помогают выявить существенные признаки изучаемого языкового явления.
Текст не должен превышать объема
4 -5 мин. для 5-7 класса;
5-7 минут – для 8-9 класса.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Тема: Суффикс (5 класс).
Какой частью слова является суффикс?
Для чего служит суффикс?
Какое место занимает он в слове?
Приведите примеры суффиксов.
Лингвистический текст
Вопросы и задания
К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Источником для наблюдений могут быть собственно языковой материал, таблицы, схемы, рисунки.
Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?
Мех шерсть серебро
Меховой шерстяной серебряный
Вопросы и материалы для наблюдения
Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует от учителя разъяснения специфики этого материала, а от учащихся – поиска существенных признаков.
Понаблюдайте!
Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?
Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю лексическое значение данных слов.
Однозначные: монолог, диалог, тюль.
Многозначные: золотой, огонек, расцвести.
§ 47. Сколько лексических значений имеет слово.
Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.
Учащиеся должны получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из материала для наблюдений.
Детей нужно учить извлекать информацию из текста.
На это направлены познавательные УУД
Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений.
Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания
Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).
Упражнение – это вид работы по образцу.
Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний.
Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым;
2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы, рисунки) материал для наблюдений.
Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами –ушк- и -ишк-. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка Внукам - шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег,
Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)
Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.
В многоцелевых выделяются:
1) задание , связанное с изученным материалом;
2) задание – дополнительное, связанное с повторением;
3) задание, связанное с развитием речи.
Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны.
Определите, какой тип задания предлагается в следующем упражнении:
Определите, какие задания отражены в следующем упражнении:
Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы.
Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется.
Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними предложения.
Стол, гвоздь, карандаш;
Сын, голос, ветер,
Диван ,костюм, карман
Тема: Суффикс.
Типовые задания, формирующие УУД
Задания, направленные на личностные результаты
Задания, направленные на регулятивные УУД
Задания, направленные на познаватель-ные УУД
Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД
Задания для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов
Задания, направленные на достижение личностных результатов.
система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.
специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;
Задания, формирующие познавательные учебные действия
Система приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.
«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»
УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;
Умение доказывать свою позицию.
Упр. 17, 4 класс: «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?
«Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».
Поисковые задачи
Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах?
В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?
Проектная задача
– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Виды проектных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные
.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.
Цель проектной задачи
– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.
- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Вставьте пропущенные буквы.
Вставьте пропущенные буквы.
Интерактивное упражнение
1) методы проверки учебно-языковых умений:
задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц;
задания, связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой;
задания на полный разбор языкового явления.
Методы контроля за сформированностью умений и навыков
3) методы контроля за сформированностью речевых умений:
методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов;
методы контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.
Технология обучения-
Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;
конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть