Разделы презентаций


Презентация на тему Лекция «Методы, приемы и технологии обучения русскому языку»

Презентация на тему Презентация на тему Лекция «Методы, приемы и технологии обучения русскому языку» из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 91 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Лекция 4.Методы, приемы и технологии обучения  русскому языку
Текст слайда:

Лекция 4.

Методы, приемы и технологии обучения русскому языку


Слайд 2
План лекции:Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.Классификация методов обучения по русскому языку.Познавательные методы обучения русскому
Текст слайда:

План лекции:


Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.
Классификация методов обучения по русскому языку.
Познавательные методы обучения русскому языку.
Практические методы (упражнения), их виды, система.


Слайд 3
Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие на вопрос: как учить.
Текст слайда:


Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие на вопрос: как учить.


Слайд 4
Под методом обучения понимается: – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения;–
Текст слайда:

Под методом обучения понимается:
– способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения;
– путь организации обучающей и учебной деятельности.


Слайд 5
Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.Приемом называют действия учителя и учеников, которые ведут
Текст слайда:

Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.
Приемом называют действия учителя и учеников, которые ведут к более рациональному использованию метода работы учителя.





Слайд 6
Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя и учащегося. Прием по отношению к методу
Текст слайда:

Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя и учащегося.


Прием по отношению к методу выступает как видовое (узкое) понятие к родовому (широкое).


Слайд 7
Языковой разбор – это метод, а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор - это прием;диктант – это метод, а
Текст слайда:

Языковой разбор – это метод,
а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор - это прием;

диктант – это метод, а объяснительный диктант, диктант по памяти – это приемы.


Слайд 8
Функции методов обучения: образовательная; развивающая; воспитывающая
Текст слайда:

Функции методов обучения:

образовательная;

развивающая;

воспитывающая


Слайд 9
Лернер И.Я.Скаткин М.Н. Концепция общедидактических методов Лернера и СкаткинаКлассификация по уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:Догматический метод;репродуктивный;объяснительно-иллюстративный;частично-поисковый;проблемное
Текст слайда:

Лернер И.Я.

Скаткин М.Н.

Концепция общедидактических методов Лернера и Скаткина

Классификация по уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:

Догматический метод;
репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский метод.


Слайд 10
Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действованияПроблемный вопрос – определять суть учебной проблемы , показывает область
Текст слайда:

Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действования

Проблемный вопрос – определять суть учебной проблемы , показывает область неизвестного знания;
проблемная ситуация – предъявление учебной проблемы; интеллектуальное затруднение;



Слайд 11
проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными; это творческая задача, направленная на
Текст слайда:

проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными; это творческая задача, направленная на решение новых проблем, получение нового результата.


Слайд 12
проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять , систематизировать учебный материал.
Текст слайда:

проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять , систематизировать учебный материал.


Слайд 13
Исследовательские методы-поисковая и познавательная задача;метод проекта – использование научного подхода к решению учебной задачи с получением результата-продукта;проектная
Текст слайда:

Исследовательские методы-

поисковая и познавательная задача;
метод проекта – использование научного подхода к решению учебной задачи с получением результата-продукта;
проектная задача – поиск и решение проблемы в сотрудничестве;
эксперимент.


Слайд 15
Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие дискуссия;эвристическая беседа;ролевые и деловые игры;мозговой штурм;беседа-диалог.
Текст слайда:

Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие

дискуссия;
эвристическая беседа;
ролевые и деловые игры;
мозговой штурм;
беседа-диалог.


Слайд 16
Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается изобщих методов: лекция, беседа, упражнение,частных, присущих только одному предмету:специфические для
Текст слайда:

Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается из

общих методов: лекция, беседа, упражнение,


частных, присущих только одному предмету:

специфические для обучения русскому языку: грамматический разбор, диктант, изложение

методы лингвистической науки: метод наблюдений, анализ языка, метод аналогии


Слайд 17
Классификации методов обучения по русскому языку:по источнику получения знаний1) Концепция Л.П. Федоренкотеоретическиетеоретико-практическиепрактическиеграмматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду-
Текст слайда:


Классификации методов обучения по русскому языку:

по источнику получения знаний

1) Концепция Л.П. Федоренко

теоретические

теоретико-практические

практические

грамматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду- цирование

рассказ, беседа, работа по учебнику

изложение, сочинение, составление плана, тезисов, конспектов


Слайд 18
2) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова I уровень: от этапа освоения учебного материала:(1 этап – овладение
Текст слайда:

2) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова

I уровень: от этапа освоения учебного материала:
(1 этап – овладение учащимися знаниями и умениями;
2 этап – отчет об овладении учащимися знаниями и умениями)


классы методов



методы обучения

Методы контроля


Слайд 19
Классификация методов обучения М.Т. Баранова Типы методовПознавательные методыМетоды контроля за усвоением знаний Практические методыМетоды контроля за сформирован-ностью
Текст слайда:

Классификация методов обучения
М.Т. Баранова






Типы методов

Познавательные методы

Методы контроля за усвоением знаний

Практические методы

Методы контроля за сформирован-ностью умений


Слайд 20
Виды методовсообщение учителябеседасообщение ученикасписывание подбор примеровсочинениеКонтрольный диктант
Текст слайда:


Виды методов







сообщение учителя


беседа

сообщение ученика

списывание

подбор примеров

сочинение

Контроль
ный диктант


Слайд 21
Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.
Текст слайда:

Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.


Слайд 22
Выбор познавательного метода определяется:задачами формирования познавательной активности учащихся.наличием у школьников опорных знаний;особенностями учебного материала;
Текст слайда:

Выбор познавательного метода определяется:

задачами формирования познавательной активности учащихся.

наличием у школьников опорных знаний;

особенностями учебного материала;


Слайд 23
Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов: не опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть
Текст слайда:

Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов:

не опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть речи);
не членимого на четкие группы для наблюдения (употребление предлогов; слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях).


Слайд 24
Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:частично знакомого (не с глаголом);вариативного (о, е в суффиксах
Текст слайда:

Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:

частично знакомого (не с глаголом);
вариативного (о, е в суффиксах и окончаниях существительных);
легко членимого на семантические или структурные группы (например, приставки пре- и при-; действительные и страдательные причастия).


Слайд 25
Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого
Текст слайда:

Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны быть усвоены школьниками.

в 11-13 лет воспринимают речь учителя 4-5 минут;

в 14 -15 лет воспринимают речь 5-7 минут.


Слайд 26
Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор
Текст слайда:

Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор его содержания при чтении.
Для этого необходимы вопросы и задания, которые помогают выявить существенные признаки изучаемого языкового явления.

Текст не должен превышать объема
4 -5 мин. для 5-7 класса;

5-7 минут – для 8-9 класса.


Слайд 27
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.Тема: Суффикс
Текст слайда:

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Тема: Суффикс (5 класс).


Какой частью слова является суффикс?
Для чего служит суффикс?
Какое место занимает он в слове?
Приведите примеры суффиксов.

Лингвистический текст

Вопросы и задания




Слайд 28
лингвистический текст
Текст слайда:

лингвистический текст


Слайд 30
К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Текст слайда:

К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Источником для наблюдений могут быть собственно языковой материал, таблицы, схемы, рисунки.




Слайд 31
Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»?
Текст слайда:

Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Мех шерсть серебро
Меховой шерстяной серебряный

Вопросы и материалы для наблюдения


Слайд 32
языковой материал
Текст слайда:

языковой материал


Слайд 33
таблицыОкончания 2-го склонения  Окончания 2-ения
Текст слайда:

таблицы

Окончания 2-го склонения


 

Окончания 2-ения



Слайд 34
схемы
Текст слайда:

схемы


Слайд 35
схемы
Текст слайда:

схемы


Слайд 36
рисунки
Текст слайда:

рисунки


Слайд 37
рисунки
Текст слайда:

рисунки


Слайд 38
рисунки
Текст слайда:

рисунки


Слайд 39
рисунки
Текст слайда:

рисунки


Слайд 40
Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует от учителя разъяснения специфики этого материала, а
Текст слайда:

Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует от учителя разъяснения специфики этого материала, а от учащихся – поиска существенных признаков.


Слайд 41
Понаблюдайте!Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю
Текст слайда:

Понаблюдайте!

Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?
Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю лексическое значение данных слов.
Однозначные: монолог, диалог, тюль.
Многозначные: золотой, огонек, расцвести.

§ 47. Сколько лексических значений имеет слово.


Слайд 42
Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.Учащиеся должны получать информацию из обоих источников: из лингвистического
Текст слайда:

Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.

Учащиеся должны получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из материала для наблюдений.
Детей нужно учить извлекать информацию из текста.

На это направлены познавательные УУД


Слайд 44
Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений. Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания
Текст слайда:

Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений.



Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания


Слайд 45
Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).
Текст слайда:

Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).


Слайд 46
Упражнение – это вид работы по образцу. Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью
Текст слайда:

Упражнение – это вид работы по образцу.

Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний.


Слайд 47
Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым;2 – собственно языковой
Текст слайда:

Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым;
2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы, рисунки) материал для наблюдений.

Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами –ушк- и -ишк-. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка Внукам - шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег,
Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)


Слайд 48
Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.В многоцелевых выделяются:1) задание , связанное с изученным материалом;2) задание – дополнительное,
Текст слайда:

Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.
В многоцелевых выделяются:
1) задание , связанное с изученным материалом;
2) задание – дополнительное, связанное с повторением;
3) задание, связанное с развитием речи.


Слайд 49
Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород,
Текст слайда:

Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны.

Определите, какой тип задания предлагается в следующем упражнении:


Слайд 51
Определите, какие задания  отражены в следующем упражнении:Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами,
Текст слайда:

Определите, какие задания отражены в следующем упражнении:

Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение. Обозначьте суффиксы.
Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется.
Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними предложения.

Стол, гвоздь, карандаш;
Сын, голос, ветер,
Диван ,костюм, карман

Тема: Суффикс.


Слайд 54
Система практических методов
Текст слайда:

Система практических методов


Слайд 57
2. Группы правописных упражненийУпражнения
Текст слайда:


2. Группы правописных упражнений

Упражнения


Слайд 61
3. Группы речевых упражнений
Текст слайда:

3. Группы речевых упражнений


Слайд 63
Типовые задания, формирующие УУДЗадания, направленные на личностные результатыЗадания, направленные на регулятивные УУДЗадания, направленные на познаватель-ные УУДЗадания, направленные
Текст слайда:

Типовые задания, формирующие УУД

Задания, направленные на личностные результаты

Задания, направленные на регулятивные УУД

Задания, направленные на познаватель-ные УУД

Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД

Задания для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов


Слайд 64
Задания, направленные на достижение личностных результатов.система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения,
Текст слайда:

Задания, направленные на достижение личностных результатов.

система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование


Слайд 65
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.специальные вопросы и задания;формулировки-схемы, модели;жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;
Текст слайда:

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.

специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;


Слайд 66
Задания, формирующие познавательные учебные действияСистема приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:– задания на извлечение,
Текст слайда:

Задания, формирующие познавательные учебные действия

Система приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);


Слайд 67
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике,
Текст слайда:


– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);


Слайд 68
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;– система работы с различными словарями.
Текст слайда:


приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.


Слайд 69
Задания, формирующие коммуникативные УУДустные высказывания на лингвистические темы;орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.
Текст слайда:

Задания, формирующие коммуникативные УУД

устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.


Слайд 76
«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и
Текст слайда:

«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать … 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»

УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.


Слайд 77
«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;Умение доказывать свою позицию. Упр. 17,
Текст слайда:

«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;

Умение доказывать свою позицию.
Упр. 17, 4 класс: «Прочитай текст. С какими утверждениями автора ты согласен?

«Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».


Слайд 78
Поисковые задачиЧем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах?В автобусе Вас спрашивают:
Текст слайда:

Поисковые задачи

Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах?
В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?


Слайд 79
Проектная задача– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального
Текст слайда:

Проектная задача

– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Виды проектных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные

.


Слайд 80
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме,
Текст слайда:

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.


Слайд 81
Цель проектной задачи– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий
Текст слайда:

Цель проектной задачи

– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.
- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную (модельную) ситуацию.


Слайд 82
Вставьте пропущенные буквы. Вставьте пропущенные буквы. Интерактивное упражнение
Текст слайда:

Вставьте пропущенные буквы.


Вставьте пропущенные буквы.

Интерактивное упражнение


Слайд 87
1) методы проверки учебно-языковых умений: задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа
Текст слайда:

1) методы проверки учебно-языковых умений:
задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц;
задания, связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой;
задания на полный разбор языкового явления.

Методы контроля за сформированностью умений и навыков


Слайд 89
3) методы контроля за сформированностью речевых умений:методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам,
Текст слайда:

3) методы контроля за сформированностью речевых умений:

методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов;
методы контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.


Слайд 90
Спасибо за внимание
Текст слайда:

Спасибо за внимание


Слайд 91
Технология обучения-Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.
Текст слайда:

Технология обучения-

Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;
конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика