Разделы презентаций


Лекция «Методы, приемы и технологии обучения русскому языку»

Содержание

План лекции:Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.Классификация методов обучения по русскому языку.Познавательные методы обучения русскому языку.Практические методы (упражнения), их виды, система.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция 4.
Методы, приемы и технологии обучения русскому языку

Лекция 4.Методы, приемы и технологии обучения  русскому языку

Слайд 2План лекции:

Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.
Классификация методов

обучения по русскому языку.
Познавательные методы обучения русскому языку.
Практические методы (упражнения),

их виды, система.
План лекции:Понятие о методах и приемах обучения русскому языку.Классификация методов обучения по русскому языку.Познавательные методы обучения русскому

Слайд 3
Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие

на вопрос: как учить.

Метод, приемы, технология обучения– компоненты методической системы, дидактические категории, отвечающие на вопрос: как учить.

Слайд 4Под методом обучения понимается:
– способ организации совместной деятельности учителя

и учащихся, направленный на достижение целей обучения;
– путь организации обучающей

и учебной деятельности.
Под методом обучения понимается: – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на достижение целей обучения;–

Слайд 5Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.
Приемом

называют действия учителя и учеников, которые ведут к более рациональному

использованию метода работы учителя.




Элементом метода являются учебные действия: приемы преподавания и приемы учения.Приемом называют действия учителя и учеников, которые ведут

Слайд 6Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя

и учащегося.


Прием по отношению к методу выступает как видовое

(узкое) понятие к родовому (широкое).

Метод определяет направление и характер деятельности, прием конкретизирует действия учителя и учащегося. Прием по отношению к методу

Слайд 7Языковой разбор – это метод,
а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор

- это прием;
диктант – это метод, а объяснительный диктант, диктант

по памяти – это приемы.
Языковой разбор – это метод, а фонетический (морфологический, синтаксический) разбор - это прием;диктант – это метод, а

Слайд 8Функции методов обучения:
образовательная;
развивающая;
воспитывающая

Функции методов обучения: образовательная; развивающая; воспитывающая

Слайд 9Лернер И.Я.
Скаткин М.Н.
Концепция общедидактических методов Лернера и Скаткина
Классификация по

уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:
Догматический метод;
репродуктивный;
объяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемное изложение;
исследовательский метод.

Лернер И.Я.Скаткин М.Н. Концепция общедидактических методов Лернера и СкаткинаКлассификация по уровню познавательной деятельности и самостоятельности учащихся:Догматический метод;репродуктивный;объяснительно-иллюстративный;частично-поисковый;проблемное

Слайд 10Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действования
Проблемный вопрос –

определять суть учебной проблемы , показывает область неизвестного знания;
проблемная ситуация

– предъявление учебной проблемы; интеллектуальное затруднение;


Проблемные методы обучения – овладение новыми способами действованияПроблемный вопрос – определять суть учебной проблемы , показывает область

Слайд 11проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и

неизвестными данными; это творческая задача, направленная на решение новых проблем,

получение нового результата.
проблемная задача – организация учебного материала с заданными условиями и неизвестными данными; это творческая задача, направленная на

Слайд 12проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять

, систематизировать учебный материал.

проблемное задание – условие проблемной задачи, формирующее умения сравнивать, сопоставлять , систематизировать учебный материал.

Слайд 13Исследовательские методы-
поисковая и познавательная задача;
метод проекта – использование научного подхода

к решению учебной задачи с получением результата-продукта;
проектная задача – поиск

и решение проблемы в сотрудничестве;
эксперимент.
Исследовательские методы-поисковая и познавательная задача;метод проекта – использование научного подхода к решению учебной задачи с получением результата-продукта;проектная

Слайд 15Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие
дискуссия;
эвристическая беседа;
ролевые и деловые игры;
мозговой

штурм;
беседа-диалог.

Интерактивные методы – диалоговые , взаимодействующие дискуссия;эвристическая беседа;ролевые и деловые игры;мозговой штурм;беседа-диалог.

Слайд 16Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается из
общих методов: лекция,

беседа, упражнение,

частных, присущих только одному предмету:
специфические для обучения русскому языку:

грамматический разбор, диктант, изложение

методы лингвистической науки: метод наблюдений, анализ языка, метод аналогии

Номенклатура методов богата и разнообразна и складывается изобщих методов: лекция, беседа, упражнение,частных, присущих только одному предмету:специфические для

Слайд 17
Классификации методов обучения по русскому языку:
по источнику получения знаний
1) Концепция

Л.П. Федоренко
теоретические
теоретико-практические
практические
грамматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду- цирование
рассказ, беседа, работа

по учебнику

изложение, сочинение, составление плана, тезисов, конспектов

Классификации методов обучения по русскому языку:по источнику получения знаний1) Концепция Л.П. Федоренкотеоретическиетеоретико-практическиепрактическиеграмматический разбор, наблю-дение, диктант, списывание, проду-

Слайд 182) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова
I уровень: от

этапа освоения учебного материала:
(1 этап – овладение учащимися знаниями и

умениями;
2 этап – отчет об овладении учащимися знаниями и умениями)


классы методов



методы обучения

Методы контроля

2) Многоуровневая классификация методов обучения М.Т. Баранова I уровень: от этапа освоения учебного материала:(1 этап – овладение

Слайд 19Классификация методов обучения
М.Т. Баранова





Типы методов
Познавательные методы
Методы контроля

за усвоением знаний
Практические методы
Методы контроля за сформирован-ностью умений

Классификация методов обучения М.Т. Баранова Типы методовПознавательные методыМетоды контроля за усвоением знаний Практические методыМетоды контроля за сформирован-ностью

Слайд 20
Виды методов






сообщение учителя

беседа
сообщение ученика
списывание
подбор примеров
сочинение
Контроль
ный диктант

Виды методовсообщение учителябеседасообщение ученикасписывание подбор примеровсочинениеКонтрольный диктант

Слайд 21Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.

Познавательные методы применяются при изучении языковых, правописных и речевых тем.

Слайд 22Выбор познавательного метода определяется:
задачами формирования познавательной активности учащихся.
наличием у школьников

опорных знаний;
особенностями учебного материала;

Выбор познавательного метода определяется:задачами формирования познавательной активности учащихся.наличием у школьников опорных знаний;особенностями учебного материала;

Слайд 23Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов:
не

опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть речи);
не членимого

на четкие группы для наблюдения (употребление предлогов; слитное, раздельное и дефисное написание приставок в наречиях).
Объяснительные методы используются при изучении учебного материала следующих типов: не опирающийся на ранее изученное (н-р,наречие как часть

Слайд 24Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:
частично знакомого

(не с глаголом);
вариативного (о, е в суффиксах и окончаниях существительных);
легко

членимого на семантические или структурные группы (например, приставки пре- и при-; действительные и страдательные причастия).
Эвристические методы используются при изучении следующих типов учебного материала:частично знакомого (не с глаголом);вариативного (о, е в суффиксах

Слайд 25Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде

заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого явления, которые должны

быть усвоены школьниками.

в 11-13 лет воспринимают речь учителя 4-5 минут;

в 14 -15 лет воспринимают речь 5-7 минут.

Сообщение учителя как метод преподнесения учащимся знаний в готовом виде заключается в связном перечислении существенных признаков изучаемого

Слайд 26 Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления

с новым материалом требует установки на разбор его содержания при

чтении.
Для этого необходимы вопросы и задания, которые помогают выявить существенные признаки изучаемого языкового явления.

Текст не должен превышать объема
4 -5 мин. для 5-7 класса;

5-7 минут – для 8-9 класса.

Самостоятельный анализ лингвистического текста как метод ознакомления с новым материалом требует установки на разбор

Слайд 27Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня

и обычно служит для образования слов.
Тема: Суффикс (5 класс).

Какой частью

слова является суффикс?
Для чего служит суффикс?
Какое место занимает он в слове?
Приведите примеры суффиксов.

Лингвистический текст

Вопросы и задания



Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.Тема: Суффикс

Слайд 28лингвистический текст

лингвистический текст

Слайд 30 К беседе как методу обучения необходимо иметь

материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.
Источником

для наблюдений могут быть собственно языковой материал, таблицы, схемы, рисунки.



К беседе как методу обучения необходимо иметь материалы для наблюдения и подготовленные вопросы.

Слайд 31Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак

предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части

слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Мех шерсть серебро
Меховой шерстяной серебряный

Вопросы и материалы для наблюдения

Какие из данных слов обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»?

Слайд 32языковой материал

языковой материал

Слайд 33таблицы
Окончания 2-го склонения

 
Окончания 2-ения

таблицыОкончания 2-го склонения  Окончания 2-ения

Слайд 34схемы

схемы

Слайд 35схемы

схемы

Слайд 36рисунки

рисунки

Слайд 37рисунки

рисунки

Слайд 38рисунки

рисунки

Слайд 39рисунки

рисунки

Слайд 40Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует

от учителя разъяснения специфики этого материала, а от учащихся –

поиска существенных признаков.
Самостоятельный анализ учащимися языкового материала для наблюдений как метод требует от учителя разъяснения специфики этого материала, а

Слайд 41Понаблюдайте!
Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных

слов?
Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю лексическое значение данных

слов.
Однозначные: монолог, диалог, тюль.
Многозначные: золотой, огонек, расцвести.

§ 47. Сколько лексических значений имеет слово.

Понаблюдайте!Рассмотрите толковый словарик. Чем отличаются словарные статьи однозначных и многозначных слов?Проверьте правильность ваших выводов, определив по словарю

Слайд 42Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.
Учащиеся должны

получать информацию из обоих источников: из лингвистического текста и из

материала для наблюдений.
Детей нужно учить извлекать информацию из текста.

На это направлены познавательные УУД

Все познавательные методы равноправны и должны применяться в школе.Учащиеся должны получать информацию из обоих источников: из лингвистического

Слайд 44Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений.



Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания

Практические методы (упражнения) –методы формирования языковых, правописных и речевых умений. Для проверки сформированности УУД предназначены типовые задания

Слайд 45Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).

Для проверки сформированности умений служат методы контроля (контрольные упражнения).

Слайд 46Упражнение – это вид работы по образцу.
Упражнение – это вид

деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью многократного и вариативного применения

полученных знаний.

Упражнение – это вид работы по образцу. Упражнение – это вид деятельности учащихся, ставящих их перед необходимостью

Слайд 47Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может

быть предтекстовым и послетекстовым;
2 – собственно языковой или неязыковой (таблицы,

рисунки) материал для наблюдений.

Упр. 448. Выпишите из текста слова с суффиксами –ушк- и -ишк-. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка Внукам - шалунишкам
Вся в снегу стоит. По колено снег,
Бабушка-старушка Весел ребятишкам
Из окна глядит. Быстрых санок бег. (А. Блок.)

Упражнение состоит из двух частей: 1 – задание, которое может быть предтекстовым и послетекстовым;2 – собственно языковой

Слайд 48Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.
В многоцелевых выделяются:
1) задание ,

связанное с изученным материалом;
2) задание – дополнительное, связанное с повторением;
3)

задание, связанное с развитием речи.
Задания могут быть одноцелевые и многоцелевые.В многоцелевых выделяются:1) задание , связанное с изученным материалом;2) задание – дополнительное,

Слайд 49Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и

каким способом.
Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород, сыроватый, белизны.
Определите, какой

тип задания предлагается в следующем упражнении:
Упр. 451. Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.Букварь, березовый, нехороший, заборчик, грибной, пригород,

Слайд 51Определите, какие задания отражены в следующем упражнении:
Упр. 384. Подберите

к данным словам однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

Обозначьте суффиксы.
Подчеркните непроверяемые гласные, а также сочетания согласных, между которыми буква Ь не пишется.
Укажите синонимы-прилагательные. Составьте с ними предложения.

Стол, гвоздь, карандаш;
Сын, голос, ветер,
Диван ,костюм, карман

Тема: Суффикс.

Определите, какие задания  отражены в следующем упражнении:Упр. 384. Подберите к данным словам однокоренные слова с суффиксами,

Слайд 54 Система практических методов

Система практических методов

Слайд 57
2. Группы правописных упражнений
Упражнения

2. Группы правописных упражненийУпражнения

Слайд 613. Группы речевых упражнений

3. Группы речевых упражнений

Слайд 63Типовые задания, формирующие УУД
Задания, направленные на личностные результаты
Задания, направленные на

регулятивные УУД
Задания, направленные на познаватель-ные УУД
Задания, направленные на коммуникатив-ные УУД
Задания

для определения достижения личностные, метапредметные, предметные результатов
Типовые задания, формирующие УУДЗадания, направленные на личностные результатыЗадания, направленные на регулятивные УУДЗадания, направленные на познаватель-ные УУДЗадания, направленные

Слайд 64Задания, направленные на достижение личностных результатов.
система речевых упражнений, основанных на

тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование


Задания, направленные на достижение личностных результатов.система речевых упражнений, основанных на тексте: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения,

Слайд 65Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.
специальные вопросы и задания;
формулировки-схемы, модели;
жизненные,

или компетентностные, учебно-практические задачи;

Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия.специальные вопросы и задания;формулировки-схемы, модели;жизненные, или компетентностные, учебно-практические задачи;

Слайд 66Задания, формирующие познавательные учебные действия
Система приёмов понимания устного и письменного

текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование

текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

Задания, формирующие познавательные учебные действияСистема приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:– задания на извлечение,

Слайд 67
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных

вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми

или даются в презентациях в интерактивном режиме);

– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике,

Слайд 68
приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система

работы с различными словарями.

приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;– система работы с различными словарями.

Слайд 69Задания, формирующие коммуникативные УУД
устные высказывания на лингвистические темы;
орфоэпические упражнения, словарно-семантические

упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.

Задания, формирующие коммуникативные УУДустные высказывания на лингвистические темы;орфоэпические упражнения, словарно-семантические упражнения, составление предложений, речевые и коммуникативно-речевые упражнения.

Слайд 76«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить

запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть …2. Посчитать

… 3. если … 4. найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить … Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-141. Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.»

УУД - извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

«Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм): «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и

Слайд 77«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем

иностранных слов»;
Умение доказывать свою позицию.
Упр. 17, 4 класс: «Прочитай

текст. С какими утверждениями автора ты согласен?

«Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».

«Прочитай слова. Объясни значение каждого слова. Воспользуйся толковым словарем, словарем иностранных слов»;Умение доказывать свою позицию. Упр. 17,

Слайд 78Поисковые задачи
Чем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения

держать в меховых рукавицах?
В автобусе Вас спрашивают: «Вы сходите на

следующей остановке?» А у Вас возник вопрос, может надо сказать: «Выходите?» Как бы Вы задали вопрос в этом случае? Почему?
Поисковые задачиЧем отличается выражение держать в ежовых рукавицах от выражения держать в меховых рукавицах?В автобусе Вас спрашивают:

Слайд 79Проектная задача
– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск

лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».
Виды проектных

задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные

.

Проектная задача– это система (набор) заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального

Слайд 80Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий,

средств, приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях,

по форме и содержанию приближенных к реальным.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств, приемов не в стандартной (учебной) форме,

Слайд 81Цель проектной задачи
– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.
- выявление у

школьников способности к переносу известных способов действий в новую для

них квазиреальную (модельную) ситуацию.
Цель проектной задачи– формирование развернутых способов учебного сотрудничества.- выявление у школьников способности к переносу известных способов действий

Слайд 82Вставьте пропущенные буквы.

Вставьте пропущенные буквы.
Интерактивное упражнение

Вставьте пропущенные буквы. Вставьте пропущенные буквы. Интерактивное упражнение

Слайд 871) методы проверки учебно-языковых умений:
задания на нахождение изученных языковых

явлений, на распознавание их, выделение из числа других языковых единиц;
задания,

связанные с подбором и анализом примеров, их классификацией и группировкой;
задания на полный разбор языкового явления.

Методы контроля за сформированностью умений и навыков

1) методы проверки учебно-языковых умений: задания на нахождение изученных языковых явлений, на распознавание их, выделение из числа

Слайд 893) методы контроля за сформированностью речевых умений:
методы за сформированностью речевых

некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам, произнесение слов;
методы

контроля за формированием связной речи: контрольные творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением, сочинение и изложение.

3) методы контроля за сформированностью речевых умений:методы за сформированностью речевых некоммуникативных умений: составление словосочетаний, предложений по схемам,

Слайд 90Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 91Технология обучения-
Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;
конструирование

учебного процесса с гарантированным достижением целей.

Технология обучения-Совокупность средств и методов, позволяющих успешно добиваться целей обучения;конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика