Слайд 1Лекция № 1. Требования промышленной безопасности к ОПО
Вопросы:
Основные положения в
области промышленной безопасности
Экспертиза промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности
Литература:
Федеральный
закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» (в ред. от 13.07.2015)
Слайд 21. Основные положения в области промышленной безопасности
Слайд 3Промышленная безопасность ОПО (ПБ) - состояние защищенности жизненно важных интересов
личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных
аварий.
Требования промышленной безопасности (ТПБ) - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования (ОТ), содержащиеся в ФЗФЗ, принимаемых в соответствии с ними НПА Президента РФ, Правительства РФ, федеральных нормах и правилах (ФНП) в области ПБ.
ТПБ должны соответствовать нормам:
в области ЗНТ от ЧС,
санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
охраны окружающей среды,
экологической безопасности,
пожарной безопасности,
охраны труда,
строительства, а также
обязательным требованиям технического регулирования.
Слайд 4ФНП в области ПБ устанавливают ОТ к:
деятельности в области ПБ,
в т.ч. к работникам ОПО, экспертам в области ПБ;
безопасности технологических
процессов на ОПО, в т.ч. к порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО;
обоснованию безопасности ОПО.
Обоснование безопасности ОПО (ОБ ОПО) - документ, содержащий:
сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы,
условия безопасной эксплуатации ОПО,
требования к эксплуатации, кап. ремонту, консервации и ликвидации ОПО.
Слайд 5ОБ ОПО, изменения, вносимые в него - подлежат экспертизе ПБ.
Применение ОБ ОПО без положительных заключений экспертизы ПБ такого обоснования
и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.
ОБ ОПО направляется организацией, эксплуатирующей ОПО, в ФОИВ в области ПБ при регистрации ОПО в государственном реестре (Ростехнадзор).
Слайд 6К видам деятельности в области ПБ относятся:
изготовление,
проектирование,
строительство,
эксплуатация,
реконструкция,
капитальный ремонт,
техническое перевооружение,
консервация и ликвидация ОПО;
изготовление,
монтаж,
наладка,
обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
проведение экспертизы ПБ;
подготовка и переподготовка работников ОПО в необразовательных учреждениях.
Слайд 7Отдельные виды деятельности в области ПБ подлежат лицензированию.
Обязательное требование к
соискателю лицензии – наличие
документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию,
или
положительных заключений экспертизы ПБ на тех. устройства, здания и сооружения на ОПО,
+
деклараций ПБ (ДПБ).
Обязательное требование к тех. устройству, применяемому на ОПО – экспертиза ПБ:
до начала его применения на ОПО;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого тех. устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в тех. документации данных о сроке службы тех. устройства, если фактический срок его службы ˃ 20 лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов тех. устройства, (восстановительного ремонта) после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено тех. устройство.
Слайд 8Не допускаются тех. перевооружение, консервация и ликвидация ОПО
без положительного
заключения экспертизы ПБ, которое внесено в реестр заключений экспертизы ПБ,
либо
если документация на тех. перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Слайд 9Не допускаются отклонения от
проектной документации ОПО в процессе его
строительства, реконструкции, кап. ремонта,
документации на тех. перевооружение, кап. ремонт,
консервацию и ликвидацию ОПО
в процессе его тех. перевооружения, консервации и ликвидации.
Изменения, вносимые в
проектную документацию на строительство, реконструкцию ОПО - подлежат экспертизе проектной градостроительной документации;
документацию на консервацию и ликвидацию ОПО - подлежат экспертизе ПБ;
документацию на тех. перевооружение ОПО - подлежат экспертизе ПБ и согласовываются с ФОИВ в области ПБ (его тер. органом).
Слайд 10При вводе в эксплуатацию ОПО проверяется:
готовность организации к эксплуатации ОПО
и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии;
наличие у
организации договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Слайд 11Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана (25):
соблюдать положения ФЗФЗ, принимаемых в соответствии
с ними НПА Президента РФ, Правительства РФ, ФНП в области
ПБ;
обеспечивать безопасность опытного применения тех. устройств на ОПО;
иметь лицензию на конкретный вид деятельности в области ПБ;
уведомлять ФОИВ в области ПБ (его тер. орган) о начале осуществления конкретного вида деятельности (295-ФЗ);
обеспечивать укомплектованность штата работников ОПО;
допускать к работе на ОПО лиц, удовлетворяющих квал. требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области ПБ;
иметь НПА, устанавливающие требования ПБ и правила ведения работ на ОПО;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением ТПБ;
создать систему управления ПБ и обеспечивать ее функционирование;
Слайд 1211) обеспечивать наличие и функционирование приборов и систем контроля за
производственными процессами;
12) обеспечивать проведение экспертизы ПБ зданий, сооружений и тех.
устройств, применяемых на ОПО, проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и тех. устройств, в установленные сроки и по предписанию ФОИВ в области ПБ (его тер. органа);
13) предотвращать проникновение на ОПО посторонних лиц;
14) обеспечивать выполнение ТПБ к хранению опасных веществ;
15) разрабатывать декларацию ПБ;
16) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии;
17) выполнять указания, распоряжения и предписания ФОИВ в области ПБ (его тер. органов) и ДЛ, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
Слайд 1318) приостанавливать эксплуатацию ОПО самостоятельно или по решению суда в
случае аварии, инцидента, обнаружения открывшихся обстоятельств, влияющих на ПБ;
19) осуществлять
МП по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, оказывать содействие гос. органам в расследовании причин аварии;
20) принимать участие в тех. расследовании причин аварии на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
21) анализировать причины возникновения инцидента на ОПО, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
22) своевременно информировать ФОИВ в области ПБ (тер. органы), иные ОГВ, ОМСУ и население об аварии на ОПО;
23) принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии;
24) вести учет аварий и инцидентов на ОПО;
25) представлять в ФОИВ в области ПБ (его тер. орган) информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Слайд 14Работники ОПО обязаны:
соблюдать положения НПА, устанавливающих ТПБ, правила ведения работ
на ОПО и порядок действий в случае аварии или инцидента;
проходить
подготовку и аттестацию в области ПБ;
ставить в известность непосредственного руководителя (ДЛ) об аварии или инциденте;
приостанавливать работу в случае аварии или инцидента;
участвовать в проведении работ по локализации аварии.
Слайд 15В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации
последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
планировать и осуществлять МП по
локализации и ликвидации последствий аварий;
заключать с профессиональными АСС (АСФ) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных ФЗФЗ, НПА - создавать собственные профессиональные АСС (АСФ), НАСФ из числа работников;
создавать на ОПО I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном МЧС России;
иметь РФМР для локализации и ликвидации последствий аварий;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Слайд 16Планирование МП по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
I, II и III классов опасности осуществляется посредством разработки и
утверждения
Планов МП по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
Организации, эксплуатирующие ОПО I или II класса опасности, обязаны создать системы управления ПБ (СУПБ) и обеспечивать их функционирование.
СУПБ - комплекс взаимосвязанных организационных и технических МП, осуществляемых организацией, эксплуатирующей ОПО, в целях
предупреждения аварий и инцидентов на ОПО,
локализации и ликвидации последствий таких аварий
Слайд 17СУПБ обеспечивают:
определение целей и задач организаций, эксплуатирующих ОПО, в области
ПБ, информирование общественности о данных целях и задачах;
идентификацию, анализ и
прогнозирование риска аварий и связанных с ними угроз;
планирование и реализацию мер по снижению риска аварий, в т.ч. при выполнении работ (оказании услуг) на ОПО сторонними организациями (инд. предпринимателями);
координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов;
осуществление производственного контроля за соблюдением ТПБ;
безопасность опытного применения тех. устройств на ОПО;
своевременную корректировку мер по снижению риска аварий;
участие работников организаций, эксплуатирующих ОПО, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий;
информационное обеспечение осуществления деятельности в области ПБ.
Слайд 18По каждой аварии специальной комиссией во главе с представителем ФОИВ
в области ПБ (тер. органа) проводится тех. расследование ее причин.
Состав
комиссии:
представители субъекта РФ и (или) ОМСУ;
представители организации, эксплуатирующей ОПО;
представители страховщика;
другие представители в соответствии с законодательством РФ.
Комиссия может привлекать к расследованию экспертные организации, экспертов в области ПБ и специалистов в области изысканий, проектирования, НИОКР, изготовления оборудования и в других областях.
Слайд 19Организация, эксплуатирующая ОПО, ее работники, организация, проводившая экспертизу ПБ, обязаны
представлять комиссии всю необходимую информацию.
Результаты тех. расследования заносятся в акт,
где указывают
причины и обстоятельства аварии,
размер причиненного вреда,
допущенные нарушения ТПБ,
лица, допустившие эти нарушения,
меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии,
и содержатся
предложения по предупреждению подобных аварий.
Материалы тех. расследования направляются в ФОИВ в области ПБ (его тер. орган, членам комиссии, в иные заинтересованные гос. органы).
Слайд 20В случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате
аварии или инцидента на ОПО эксплуатирующая организация или иной владелец
ОПО, ответственные за причиненный вред, обязаны обеспечить выплату компенсации в счет возмещения причиненного вреда:
гражданам, имеющим право на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), - 2 млн руб.;
гражданам, имеющим право на возмещение вреда, причиненного здоровью, - в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством РФ. Размер компенсации в этом случае не может превышать 2 млн руб.
Слайд 212. Экспертиза промышленной безопасности
Слайд 22Экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности,
предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
Слайд 23Экспертизе ПБ подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию ОПО;
документация на тех. перевооружение
ОПО;
тех. устройства, применяемые на ОПО;
здания и сооружения на ОПО, предназначенные
для осуществления Тл процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация ПБ, разрабатываемая в составе документации на тех. перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация ПБ;
ОБ ОПО и изменения, вносимые в ОБ ОПО.
Экспертизу ПБ проводит организация, имеющая лицензию на её проведение, за счет средств ее заказчика.
Результат экспертизы ПБ - заключение, подписываемое руководителем организации, проводившей экспертизу ПБ, и экспертом (экспертами).
Слайд 24Заключение экспертизы ПБ представляется ее заказчиком в ФОИВ в области
ПБ (его тер. орган), которые вносят в реестр заключений экспертизы
ПБ это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления.
Заключение экспертизы ПБ, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы ПБ.
Заведомо ложное заключение экспертизы ПБ - заключение, подготовленное
без проведения указанной экспертизы или
после ее проведения, но противоречащее
материалам, предоставленных эксперту (экспертам) и рассмотренных в ходе проведения экспертизы, или
фактическому состоянию тех. устройств, зданий и сооружений, являвшихся объектами экспертизы.
Слайд 25Руководитель организации, проводящей экспертизу ПБ, обязан:
организовать проведение экспертизы ПБ в
порядке, установленном ФНП;
обеспечить проведение экспертизы ПБ экспертами в области ПБ;
обеспечить
наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы ПБ.
Эксперт в области ПБ обязан:
определять соответствие объектов экспертизы ПБ - ТПБ путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу ПБ, и фактического состояния тех.устройств, зданий и сооружений, подготавливать заключение экспертизы ПБ и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу;
соблюдать установленные ФНП в области ПБ порядок проведения экспертизы и требования к оформлению заключения экспертизы;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов в заключении;
обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу и конфиденциальность информации, полученной в ходе экспертизы.
Слайд 263. Декларация промышленной безопасности
Слайд 27Разработка ДПБ предполагает:
всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею
угрозы;
анализ достаточности принятых мер
по предупреждению аварий,
по обеспечению
готовности организации к эксплуатации ОПО в соответствии с ТПБ,
к локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
разработку МП, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии.
ДПБ разрабатываются для ОПО I и II классов опасности, на которых (7):
получаются,
используются,
перерабатываются,
образуются,
хранятся,
транспортируются,
уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в прил. 2 116-ФЗ.
Слайд 30ДПБ разрабатывается в составе
проектной документации на
строительство,
реконструкцию ОПО,
документации
на
тех. перевооружение,
консервацию,
ликвидацию ОПО.
ДПБ находящегося в эксплуатации ОПО
разрабатывается вновь:
по истечении 10 лет со дня внесения в реестр ДПБ последней ДПБ;
при изменении Тл процессов на ОПО либо увеличения более чем на 20% кол-ва опасных веществ на ОПО;
в случае изменения ТПБ;
по предписанию ФОИВ в области ПБ (его тер. органа) при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в ДПБ, сведениям, полученным в ходе федерального гос. надзора в области ПБ.
Слайд 31ДПБ представляют ОГВ, ОМСУ, общественным объединениям и гражданам.
ДПБ, разрабатываемая
в составе документации на
техническое перевооружение,
консервацию,
ликвидацию ОПО;
ДПБ, разрабатываемая вновь
–
проходят экспертизу ПБ.
Проектная документация на строительство, реконструкцию ОПО, содержащая ДПБ, подлежит экспертизе.
ДПБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО.
Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ДПБ.
ДПБ, представленная в ФОИВ в области ПБ (его тер. орган) вносится в реестр ДПБ в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов.