Слайд 1Мдк 02.02. основы реабилитации
Лекция № 18: Реабилитация пациентов в детском
возрасте
Слайд 2Цели лекционного занятия
Познакомиться с многоуровневой системой реабилитации детей и подростков.
Определить
особенности проведения реабилитационных мероприятий у детей в разных возрастных группах
(в том числе, раннего возраста) с учётом анатомо-физиологических особенностей, при отставании в развитии и т.д.
Изучить организацию санаторно-курортного лечения детей и подростков в РФ
Слайд 3абилитация
- это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение
тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся
к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.
Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве.
Слайд 4Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей
младшего возраста;
реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего
возраста и взрослых.
Слайд 5Принципы реабилитации в педиатрии
— реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на
самых ранних стадиях болезни;
— процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока
не будет достигнуто максимально возможное восстановление здоровья ребенка;
— реабилитация на каждом этапе носит комплексный характер;
— индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применения средств учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
Слайд 6Конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него
условиям жизни, учебы,
а при необходимых изменениях — адаптация к
новым условиям жизни.
Слайд 7Первый этап реабилитации— клинический (стационарный)
Кабинеты физиотерапии, ЛФК, массажа в детских
стационарах
Отделение реабилитации ГБУЗ «ВОДКБ»
ул. Асланова, 5а
Слайд 8Второй этап реабилитации — санаторный
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от
5 мая 2016 г. N 279н
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО
ЛЕЧЕНИЯ»
Слайд 91. санаториях;
2. санаториях для детей, в том числе для детей
с родителями;
3. санаториях-профилакториях;
4. курортной поликлинике;
5. грязелечебнице;
6. бальнеологической лечебнице;
7. санаторном оздоровительном
лагере круглогодичного действия.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в :
Слайд 10Третий этап реабилитации — адаптивный
70-80% детей
первого года
жизни
нуждаются
в
проведении
ЛГ и массажа
(одновременно,
выполняется
одним
человеком).
Слайд 11Комплексы лечебной гимнастики и массажа № 1-9
Слайд 12используют упражнения ЛФК
• Рефлекторные (опоры, ходьбы, Бабинского и др.): их
проводят в первые 3 месяца (до 6-ти);
• пассивные – с
1,5-3 месяцев;
• активно-пассивные: - с 4- 6 месяцев (с поворотом со спины на живот, ползание);
• дыхательные – с 8 месяцев (с движениями рук, с ритмичными надавливаниями на грудную клетку ребенка);
• динамические – с 10 месяцев (возьми игрушку, встать-сесть, ходьба)
Слайд 13 Приемы массажа у детей:
• Поглаживание, затем глажение, граблеобразное;
• Растирание: проводят кончиками
пальцев, пиление продольное на спине, спиралевидное, кольцевидное голеней и бедер;
• Разминание:
в основном, щипцеобразное, непрерывное продольное длинных мышц спины, поперечное, растяжение и сдвигание;
• Вибрация: непрерывное, сотрясение, встряхивание конечностей дрожательными движениями, потряхивании; рубление мягкое и похлопывание одной рукой;
• Точечный массаж - используют для нормализации мышечного тонуса.
Массаж используют только ручной, не аппаратный.
Слайд 14Особенности физиотерапии у детей
1. назначают только одну процедуру в день;
2.
уменьшение дозировки, сокращение продолжительности физиотерапевтических процедур, уменьшение площади воздействия, увеличение
промежутка между процедурами, снижение общего количества процедур за весь курс лечения;
3. во время проведения процедур необходимо вести наблюдение за реакцией организма ребенка;
4. не воздействуют физиотерапией на область сердца, ростковые зоны костей, места с нарушенным кровообращением, паренхиматозные, эндокринные органы.
Слайд 16Перечень используемой литературы:
1. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией [Электронный
ресурс] / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2017.
2. Лечебная физическая культура и массаж [Электронный ресурс] : учебник / В. А. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
3. Физиотерапия [Электронный ресурс] : учебник / Г.Н. Пономаренко, В.С. Улащик - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.