Слайд 2Понятие о личности. Индивид. Личность. Индивидуальность.
Автор лекции по курсу «Психология
и педагогика» -
Зайнетдинова Ирина Фаритовна, старший преподаватель кафедры социальной антропологии
и психологии УГТУ-УПИ
Екатеринбург 2007
Слайд 3Содержание
Вопросы для рассмотрения
Основные феномены психики человека
Макроструктурное психологическое описание человека
Социальная сущность
личности (основные положения)
Социальная сущность личности (определения)
Подходы к трактовке самосознания
Компоненты самосознания
Темы
для рефератов
Вопросы для обсуждения
Игры и практические упражнения
Зарубежные концепции личности
Глоссарий
Выводы
Список источников
Последний слайд (29)
Слайд 4 Вопросы для рассмотрения:
Основные феномены психики человека: человек, индивид, личность,
субъект, индивидуальность
Понятие о личности: социальная сущность личности, структура личности
Самосознание личности:
образ «Я», самооценка, уровень притязаний
Зарубежные концепции личности
Изучение темы способствует формированию представлений
об основных подходах к рассмотрению личности в отечественной и зарубежной психологии;
даёт знания
о структуре самосознания и роли самосознания в регуляции поведения человека.
Слайд 5Основные феномены психики человека
Слайд 6 Макроструктурное психологическое
описание человека
Слайд 7Социальная сущность личности
Личность – человек как субъект общества и культуры,
субъект активного взаимодействия со средой.
Индивидом рождаются, личностью становятся.
Личность складывается прижизненно,
поэтому важно рассматривать личность в соответствии с жизненной историей человека.
В основе личности лежит ее структура – связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов.
Ведущий компонент структуры личности – направленность – система устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся условиях.
Субъективно для человека личность выступает как его «Я», система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний.
Слайд 8Социальная сущность личности
«Личность – это человек, взятый в
совокупности таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие значение для него самого и окружающих» (Р. С. Немов)
«Личность – это «вершина» структуры психологических свойств человека» (Б. Г. Ананьев)
Слайд 9Самосознание личности
Психологические подходы к проблеме самосознания
Самосознание
предшествует
сознанию
(В.М. Бехтерев)
ТРАКТОВКИ
Самосознание –
этап в развитии
сознания
(С. Л. Рубинштейн)
Самосознание
развивается
одновременно
с сознанием
(И.М. Сеченов)
Слайд 10Компоненты самосознания
Самосознание личности
самочувствие
самолюбие
скромность
гордость
самообладание
самоконтроль
самооценка
самовоспитание
Слайд 11Самосознание личности
Темы для рефератов и докладов
Природа человеческого
сознания
Структура и функции самосознания
Формы проявления самосознания
Сознание и бессознательное
Самооценка: формирование и
влияние на развитие личности
Нарушения самосознания
Понятие идентичности. Стадии формирования идентичности по Э.Эриксону
Слайд 12Самосознание личности
Кризис идентичности в подростковом и юношеском возрасте
Идентификация как механизм
самоопределения
Развитие “Я” ребенка в концепции Л.С. Выготского
Структура и функции “Я”
в психоаналитических концепциях
Развитие человеческого “Я” и культура
“Образ Я” и “Образ мира”
Референтная группа и ее влияние на самосознание личности
Ценностные ориентации личности
Слайд 13Самосознание личности
Вопросы для обсуждения
Как “различают” себя животные и люди?
Что такое
“фантомные боли”? Какова их причина?
Как объясняют сторонники психоанализа формирование
самосознания?
Что такое ложная идентификация? Приведите примеры.
От чего зависит наша половая идентификация? Возможно ли ее изменение?
Слайд 14Самосознание личности
Что дает человеку возможность анализировать свои собственные мысли? Каковы
основные функции рефлексии?
Что такое “Я-образ”? Назовите и охарактеризуйте три компонента
структуры “Я”.
В чем заключается основная идея концепции “зеркального Я” Ч.Х. Кули?
Слайд 15Самосознание личности
Что из перечисленного ниже влияет на формирование “Я-образа”? Аргументируйте
свой ответ.
личный опыт;
культура;
роли, которые мы играем;
сравнение себя с другими;
оценка нас
другими.
Согласны ли вы с Э.Эриксоном в том, что главным кризисом в подростковом возрасте является “достижение чувства идентичности – спутанность ролей (ролевое смешение)”? Как вы полагаете, вы сами переживали такой кризис?
Слайд 16Самосознание личности
Что такое внешний (экстернальный) локус контроля? Как, по-вашему, будет
проявлять себя человек с ярко выраженным внутренним (интернальным) локусом контроля
в сфере производственных отношений, в учебе, по отношению к своему здоровью?
Какие нарушения самосознания вы знаете?
Слайд 17Самосознание личности
Игры и практические упражнения
“Рабочая тетрадь”
“Кто
Я?” (Методика Куна и Макпартленда)
“Разотождествление”
“Субличности”
Я не роль
“Прожектор”
“Ассоциативные таблицы” (выполняется
в парах)
“Здесь и сейчас”
“Фокусировка”
Слайд 20Глоссарий по теме лекции
Аффект неадекватности
Деперсонализация
Защитные механизмы
Идентификация
Идентификация
полоролевая
Идентичность личности
Интроспекция
Локус контроля
Референтная группа
Референтная личность
Слайд 21Глоссарий по теме лекции
Рефлексия
Сознание
Самоотношение
Самооценка
Самоконтроль
Саморегуляция
Самосознание
Социализация
Уровень притязаний
Я-образ
Глоссарий
Слайд 22Выводы
Основные понятия, используемые для описания человека в психологии – индивид,
личность, субъект, индивидуальность.
Это разные уровни организации человека,
позволяющие представить все многообразие его психологических свойств.
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако, большинство исследователей согласны с тем, что личность складывается прижизненно, а ведущим компонентом структуры личности является направленность как система устойчивых мотивов.
Самосознание личности – осознание человеком самого себя, способность отделить в представлении себя, свое “Я” от своего жизненного окружения (“Я” от “не-Я”), сделать свой внутренний мир предметом осмысления и понимания.
Слайд 23Выводы
К основным формам проявления самосознания относятся образ
«Я», самооценка, уровень притязаний, самоконтроль.
Личность в различных психологических концепциях (отечественных
и зарубежных, экзистенциальных и психоаналитических) рассматривается с точки зрения следующих основных вопросов:
Что является движущими силами развития личности;
Как человек меняется в течение жизни;
Является ли человек свободным и разумным существом;
Каковы причины психологических проблем;
Каковы способы разрешения психологических проблем.
Слайд 24Список источников литературы по теме
Основная литература
Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и
воспитание. – М., 1986.
Кон И.С. В поисках себя: личность и
ее самосознание. –М.: Политиздат, 1984.
Кон И.С. Открытие “Я”. – М., 1978.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь: ПГПИ, 1990.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис.
Слайд 25Список источников литературы по теме
Дополнительная литература
Абульханова – Славская К.А. Развитие
личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности.
– М.: Изд-во “Наука”, 1981. – С. 19-44.
Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. –ЛГУ, 1971.– с.144-150.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992.
Слайд 26Список источников литературы по теме
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение
в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987.
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение, 1979.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М.: Политиздат, 1975.
Слайд 27Список источников литературы по теме
Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности
в юношеском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
Михайлов Ф.Г. Сознание и
самосознание. – М., 1991.
Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
Психология личности: тексты. – М., 1992.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2 т. – М., 1989.
Сафин В.Ф. Психология самоопредления личности: Учеб. пособие. – Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986.
Слайд 28Список источников литературы по теме
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.
– М., 1995.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.:
Сзд-во Моск. Ун-та, 1980.
Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. – С. 220-231.
Столин В.В. Самосознание личности. –М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.
Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.
Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб:“Питер”, 1999.
Слайд 29 Курс лекций является частью учебно-методического комплекса «Психология
и педагогика», авторский коллектив:
Пономарева Ольга Яковлевна, к.пс.н., доцент
Федотова Людмила
Павловна, к. п. н., доцент
Зайнетдинова Ирина Фаритовна, ст. преподаватель
Таранова Ольга Владимировна, ст. преподаватель
Учебно-методический комплекс подготовлен на кафедре социальной антропологии и психологии факультета гуманитарного образования ГОУ ВПО УГТУ-УПИ
Никакая часть данной презентации не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения авторов