Слайд 1Лекция № 3
Тема : Культура речи. Речевая культура.
Продолжение
4. Этические нормы
речевой культуры, их национальная специфика.
5. Социальные аспекты культуры речи.
Слайд 2Этический аспект культуры речи
связан с морально-нравственными ценностями, которые проявляются
в общении.
Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения,
– это коммуникативные и этические нормы.
Слайд 3Коммуникативные и этические нормы
это правила, которые помогают осуществить оптимальное
(эффективное) общение.
Слайд 4Оптимальное (эффективное) общение -
это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для
реализации целей, намерений участников общения (как субъекта речи, так и
адресата), для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров.
Слайд 5Коммуникативные и этические нормы -
это правила речевого поведения в различных
коммуникативных ситуациях.
Слайд 6Этические нормы
требуют соответствия речи моральным законам общества, а также
внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места
в жизни и в данном обществе
Слайд 7Во всех культурах к моральным ценностям относят
честность,
правдивость,
уважение
к другим, заботу о них,
справедливость,
доброту,
доброжелательность,
искренность,
образованность
и др.
Слайд 9Этикет
- слово французского происхождения, первоначально обозначало «колышек, к
которому прикреплялась бумажка с названием товара», позже – саму «бумажку
с надписью».
Сейчас слово имеет несколько значений: «надпись», «этикетка», «ярлык» и «церемониал» (собственно этикет).
Под термином этикет понимается совокупность правил поведения человека, в которых выражается внешняя сторона общения.
Слайд 10Речевой этикет -
– это сумма устойчивых формул вежливого общения (узкое
понимание).
Основная функция речевого этикета – контактоустанавливающая (или фатическая), поскольку
этикетные формы помогают наладить взаимоотношения с собеседником, гармонизировать общение.
– это социально заданные правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества (в широком понимании).
Слайд 11Речевой этикет выполняет в общении ещё несколько функций
функция идентификации:
определяем своего и чужого («Мы с тобой одной крови!»);
функция «социального
поглаживания» («Я тебя замечаю, хочу с тобой общаться, ты мне интересен») – обеспечивает наше комфортное состояние в обществе;
выполнение речевого действия (совет, обещание, благодарность);
выражение вежливости (обеспечивает доброжелательный микроклимат в семье, коллективе);
сохранение национальной культуры (Бью челом, Нижайше кланяюсь, Покорнейше благодарю).
Слайд 16История русского речевого этикета
В русский язык понятие этикет стало входить
в начале XVIII века, хотя изложение правил поведения, принятых на
Руси, можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха, и в «Домострое» - литературном памятнике XVI века. В «Домострое» нашли отражение правила, предписывающие почтительное отношение младших к старшим, к родителям.
Слайд 17Началом повсеместного введения правил этикета в России считается эпоха Петровских
реформ.
Пётр I издал ряд специальных указов, предписывающих нормы этикетного поведения
для всех слоёв граждан.
Собственноручно обрезал бороды бояр, ввёл правила, предписывающие носить европейскую одежду, парики, выезжать на специальные вечерние праздники – «ассамблеи», а также пользоваться особыми формулировками вежливого обращения, «политесом».
Слайд 18В 1817 г. вышел составленный по приказу Петра I учебник
«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
В книге
давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете:
Ожидай, пока другие со стороны похвалят…
Не облизывай перстов…
Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори…
Не пей много – помни, что вино развязывает язык, но связывает разум…
Если отец позовёт, то отвечай так: «Что изволите, государь батюшка?» Невежливо ответствовать: «Что, чего, чего хочешь?»
Слайд 19Специфика русского речевого этикета
В российском обществе издревле особую ценность представляют
такие качества, как:
тактичность,
предупредительность,
терпимость,
доброжелательность,
выдержанность.
Слайд 20Тактичность –
это этическая норма, требующая от говорящего умения понимать
собеседника, избегать неловких вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными
для него.
Слайд 21Предупредительность
заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника,
готовность подробно проинформировать его по всем интересующим его темам разговора.
Слайд 22Терпимость (толерантность)
состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным
расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать
мнение других людей. Стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Слайд 23Доброжелательность
необходима как в отношении к собеседнику, так и во
всём построении разговора: в его содержании и форме, интонации и
подборе слов.
Слайд 24Аспекты речевого этикета
Аспект социолингвистики изучает социальные роли говорящих в процессе
общения, связан с разделом науки о языке - социолингвистикой, которая
исследует широкий круг вопросов о взаимодействии языка и общества.
Слайд 25Люди, вступающие в процесс общения, являются участниками разных социальных групп
- постоянных (статусных) и переменных. Постоянные группы выделяются на основании
таких критериев, как :
возраст (дети, подростки, среднее и старшее поколения),
социальная принадлежность с точки зрения рода занятий (интеллигент, рабочий, крестьянин),
уровень образования (образованный человек, владеющий литературным языком, малообразованный носитель просторечного языка), место жительства (город, деревня),
гендерные факторы (считается, что речь женщин более правильна и культурна, чем речь мужчин) и т.д.
Слайд 26Переменные социальные роли
получили такое название потому, что каждому приходится вступать
в отношения типа:
родитель – ребёнок,
водитель – пассажир,
покупатель
– продавец,
врач – пациент,
начальник – подчинённый и др.
Слайд 27Аспект стилистики
выражения речевого этикета можно характеризовать как стилистически сниженные и
стилистически повышенные наряду с большим количеством нейтральных.
Стилистическая маркированность выражений
обеспечивается в первую очередь официальностью или неофициальностью обстановки.
Непринуждённо-разговорные формы: Ну, пока! Всего! Как жизнь?
Протокольно-вежливые: Разрешите поприветствовать вас; Рад вас приветствовать.
Слайд 28Аспект порождения текста и особенности грамматики.
Говорящий производит сложную операцию
отбора определённого выражения, которое отличается от аналогичных и является:
а) наиболее
уместным в данной ситуации;
б) наиболее привычным, типичным для говорящего в связи с его социальными и индивидуальными признаками;
в) наиболее приемлемым для собеседника.
Речевой этикет обусловливает выбор грамматически правильных или разговорно- упрощённых форм выражения реплик:
Как обстоят дела? – Как делишки-то?
Слайд 29Аспект лингвострановедения
определяет специфику выбора речевых действий, характерную для носителей определённого
языка.
Грамматически правильно составленная фраза оказывается неприемлемой для представителя другого
народа:
Здравствуйте, продавец! Могу ли я получить хлеб?
Ответ на телефонный звонок, приемлемый в Польше, но совершенно не подходящий в России: Здесь Квасовский.
Неправильная форма обращения к прохожему: Пожалуйста, где здесь театр?
Слайд 30Эго-состояние человека
каждый человек в каждый момент времени ассоциирует своё речевое
поведение с тремя состояниями своего «Я»:
Родителя,
Взрослого,
Ребёнка.
Слайд 31Эго-состояние Родителя
характеризуется двумя противоположными речевыми тактиками:
с одной стороны,
критического состояния Родителя (требовательное, авторитарное, бескомпромиссное, реализуемое через запреты, приказания,
нравоучения и др.)
с другой, - кормяще-заботливое состояние (чрезмерно заботливое, потакающее, предостерегающее, реализуемое через похвалы, советы, фразы «Будь я на твоём месте»).
Слайд 32Эго-состояние Взрослого
передаётся серьёзным, адекватным ситуации речевым поведением, содержащим фразы,
показывающие наличие практического опыта у человека,
его умение принимать обдуманные
решения, руководить другими,
брать на себя ответственность и т.д.
Слайд 33Эго-состояние Ребёнка
– это чрезмерно эмоциональное, несколько наигранное инфантильное поведение.
Человек постоянно бурно выражает свою радость или, наоборот, отчаяние, ищет
сочувствия, поддержки, ждёт похвалы, капризничает.
Использует «детские слова»: «Не ругайте меня, я знаю, что я плохая девочка!» Детская манера картавить, шепелявить.