Разделы презентаций


Лекция № 3 Тема : Культура речи. Речевая культура. Продолжение

Содержание

Этический аспект культуры речи связан с морально-нравственными ценностями, которые проявляются в общении. Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения, – это коммуникативные и этические нормы.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 3 Тема : Культура речи. Речевая культура. Продолжение
4. Этические нормы

речевой культуры, их национальная специфика.
5. Социальные аспекты культуры речи.

Лекция № 3 Тема : Культура речи. Речевая культура. Продолжение4. Этические нормы речевой культуры, их национальная специфика.5.

Слайд 2Этический аспект культуры речи
связан с морально-нравственными ценностями, которые проявляются

в общении.
Существуют и специальные механизмы, регулирующие разные стороны общения,

– это коммуникативные и этические нормы.
Этический аспект культуры речи связан с морально-нравственными ценностями, которые проявляются в общении. Существуют и специальные механизмы, регулирующие

Слайд 3Коммуникативные и этические нормы
это правила, которые помогают осуществить оптимальное

(эффективное) общение.

Коммуникативные и этические нормы это правила, которые помогают осуществить оптимальное (эффективное) общение.

Слайд 4Оптимальное (эффективное) общение -
это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для

реализации целей, намерений участников общения (как субъекта речи, так и

адресата), для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров.
Оптимальное (эффективное) общение -это взаимодействие, позволяющее выработать наилучшие условия для реализации целей, намерений участников общения (как субъекта

Слайд 5Коммуникативные и этические нормы -
это правила речевого поведения в различных

коммуникативных ситуациях.

Коммуникативные и этические нормы -это правила речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях.

Слайд 6Этические нормы
требуют соответствия речи моральным законам общества, а также

внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места

в жизни и в данном обществе
Этические нормы требуют соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей,

Слайд 7Во всех культурах к моральным ценностям относят
честность,
правдивость,
уважение

к другим, заботу о них,
справедливость,
доброту,
доброжелательность,
искренность,
образованность

и др.
Во всех культурах к моральным ценностям относят честность, правдивость, уважение к другим, заботу о них, справедливость, доброту,

Слайд 8Этические принципы общения

Этические принципы общения

Слайд 9Этикет
- слово французского происхождения, первоначально обозначало «колышек, к

которому прикреплялась бумажка с названием товара», позже – саму «бумажку

с надписью».
Сейчас слово имеет несколько значений: «надпись», «этикетка», «ярлык» и «церемониал» (собственно этикет).
Под термином этикет понимается совокупность правил поведения человека, в которых выражается внешняя сторона общения.
Этикет - слово французского происхождения, первоначально обозначало «колышек, к которому прикреплялась бумажка с названием товара», позже –

Слайд 10Речевой этикет -
– это сумма устойчивых формул вежливого общения (узкое

понимание).
Основная функция речевого этикета – контактоустанавливающая (или фатическая), поскольку

этикетные формы помогают наладить взаимоотношения с собеседником, гармонизировать общение.
– это социально заданные правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества (в широком понимании).
Речевой этикет -– это сумма устойчивых формул вежливого общения (узкое понимание). Основная функция речевого этикета – контактоустанавливающая

Слайд 11Речевой этикет выполняет в общении ещё несколько функций
функция идентификации:

определяем своего и чужого («Мы с тобой одной крови!»);
функция «социального

поглаживания» («Я тебя замечаю, хочу с тобой общаться, ты мне интересен») – обеспечивает наше комфортное состояние в обществе;
выполнение речевого действия (совет, обещание, благодарность);
выражение вежливости (обеспечивает доброжелательный микроклимат в семье, коллективе);
сохранение национальной культуры (Бью челом, Нижайше кланяюсь, Покорнейше благодарю).
Речевой этикет выполняет в общении ещё несколько функций функция идентификации: определяем своего и чужого («Мы с тобой

Слайд 12Свойства речевого этикета

Свойства речевого этикета

Слайд 13Основные этикетные жанры

Основные этикетные жанры

Слайд 14Нормы ТЫ-ВЫ общения

Нормы ТЫ-ВЫ общения

Слайд 15Грани вежливости

Грани вежливости

Слайд 16История русского речевого этикета
В русский язык понятие этикет стало входить

в начале XVIII века, хотя изложение правил поведения, принятых на

Руси, можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха, и в «Домострое» - литературном памятнике XVI века. В «Домострое» нашли отражение правила, предписывающие почтительное отношение младших к старшим, к родителям.
История русского речевого этикетаВ русский язык понятие этикет стало входить в начале XVIII века, хотя изложение правил

Слайд 17Началом повсеместного введения правил этикета в России считается эпоха Петровских

реформ.
Пётр I издал ряд специальных указов, предписывающих нормы этикетного поведения

для всех слоёв граждан.
Собственноручно обрезал бороды бояр, ввёл правила, предписывающие носить европейскую одежду, парики, выезжать на специальные вечерние праздники – «ассамблеи», а также пользоваться особыми формулировками вежливого обращения, «политесом».
Началом повсеместного введения правил этикета в России считается эпоха Петровских реформ.Пётр I издал ряд специальных указов, предписывающих

Слайд 18В 1817 г. вышел составленный по приказу Петра I учебник

«Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
В книге

давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете:
Ожидай, пока другие со стороны похвалят…
Не облизывай перстов…
Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори…
Не пей много – помни, что вино развязывает язык, но связывает разум…
Если отец позовёт, то отвечай так: «Что изволите, государь батюшка?» Невежливо ответствовать: «Что, чего, чего хочешь?»
В 1817 г. вышел составленный по приказу Петра I учебник «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому

Слайд 19Специфика русского речевого этикета
В российском обществе издревле особую ценность представляют

такие качества, как:
тактичность,
предупредительность,
терпимость,
доброжелательность,
выдержанность.

Специфика русского речевого этикетаВ российском обществе издревле особую ценность представляют такие качества, как: тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность,

Слайд 20Тактичность –
это этическая норма, требующая от говорящего умения понимать

собеседника, избегать неловких вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными

для него.
Тактичность – это этическая норма, требующая от говорящего умения понимать собеседника, избегать неловких вопросов, обсуждения тем, которые

Слайд 21Предупредительность
заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника,

готовность подробно проинформировать его по всем интересующим его темам разговора.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем интересующим

Слайд 22Терпимость (толерантность)
состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным

расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать

мнение других людей. Стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
Терпимость (толерантность) состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов

Слайд 23Доброжелательность
необходима как в отношении к собеседнику, так и во

всём построении разговора: в его содержании и форме, интонации и

подборе слов.
Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всём построении разговора: в его содержании и

Слайд 24Аспекты речевого этикета
Аспект социолингвистики изучает социальные роли говорящих в процессе

общения, связан с разделом науки о языке - социолингвистикой, которая

исследует широкий круг вопросов о взаимодействии языка и общества.
Аспекты речевого этикетаАспект социолингвистики изучает социальные роли говорящих в процессе общения, связан с разделом науки о языке

Слайд 25Люди, вступающие в процесс общения, являются участниками разных социальных групп

- постоянных (статусных) и переменных. Постоянные группы выделяются на основании

таких критериев, как :

возраст (дети, подростки, среднее и старшее поколения),
социальная принадлежность с точки зрения рода занятий (интеллигент, рабочий, крестьянин),
уровень образования (образованный человек, владеющий литературным языком, малообразованный носитель просторечного языка), место жительства (город, деревня),
гендерные факторы (считается, что речь женщин более правильна и культурна, чем речь мужчин) и т.д.

Люди, вступающие в процесс общения, являются участниками разных социальных групп - постоянных (статусных) и переменных. Постоянные группы

Слайд 26Переменные социальные роли
получили такое название потому, что каждому приходится вступать

в отношения типа:
родитель – ребёнок,
водитель – пассажир,
покупатель

– продавец,
врач – пациент,
начальник – подчинённый и др.
Переменные социальные ролиполучили такое название потому, что каждому приходится вступать в отношения типа: родитель – ребёнок, водитель

Слайд 27Аспект стилистики
выражения речевого этикета можно характеризовать как стилистически сниженные и

стилистически повышенные наряду с большим количеством нейтральных.
Стилистическая маркированность выражений

обеспечивается в первую очередь официальностью или неофициальностью обстановки.
Непринуждённо-разговорные формы: Ну, пока! Всего! Как жизнь?
Протокольно-вежливые: Разрешите поприветствовать вас; Рад вас приветствовать.
Аспект стилистикивыражения речевого этикета можно характеризовать как стилистически сниженные и стилистически повышенные наряду с большим количеством нейтральных.

Слайд 28Аспект порождения текста и особенности грамматики.
Говорящий производит сложную операцию

отбора определённого выражения, которое отличается от аналогичных и является:
а) наиболее

уместным в данной ситуации;
б) наиболее привычным, типичным для говорящего в связи с его социальными и индивидуальными признаками;
в) наиболее приемлемым для собеседника.

Речевой этикет обусловливает выбор грамматически правильных или разговорно- упрощённых форм выражения реплик:
Как обстоят дела? – Как делишки-то?
Аспект порождения текста и особенности грамматики. Говорящий производит сложную операцию отбора определённого выражения, которое отличается от аналогичных

Слайд 29Аспект лингвострановедения
определяет специфику выбора речевых действий, характерную для носителей определённого

языка.
Грамматически правильно составленная фраза оказывается неприемлемой для представителя другого

народа:
Здравствуйте, продавец! Могу ли я получить хлеб?
Ответ на телефонный звонок, приемлемый в Польше, но совершенно не подходящий в России: Здесь Квасовский.
Неправильная форма обращения к прохожему: Пожалуйста, где здесь театр?
Аспект лингвострановеденияопределяет специфику выбора речевых действий, характерную для носителей определённого языка. Грамматически правильно составленная фраза оказывается неприемлемой

Слайд 30Эго-состояние человека
каждый человек в каждый момент времени ассоциирует своё речевое

поведение с тремя состояниями своего «Я»:
Родителя,
Взрослого,
Ребёнка.

Эго-состояние человекакаждый человек в каждый момент времени ассоциирует своё речевое поведение с тремя состояниями своего «Я»:Родителя, Взрослого,

Слайд 31Эго-состояние Родителя
характеризуется двумя противоположными речевыми тактиками:
с одной стороны,

критического состояния Родителя (требовательное, авторитарное, бескомпромиссное, реализуемое через запреты, приказания,

нравоучения и др.)
с другой, - кормяще-заботливое состояние (чрезмерно заботливое, потакающее, предостерегающее, реализуемое через похвалы, советы, фразы «Будь я на твоём месте»).
Эго-состояние Родителя характеризуется двумя противоположными речевыми тактиками: с одной стороны, критического состояния Родителя (требовательное, авторитарное, бескомпромиссное, реализуемое

Слайд 32Эго-состояние Взрослого
передаётся серьёзным, адекватным ситуации речевым поведением, содержащим фразы,

показывающие наличие практического опыта у человека,
его умение принимать обдуманные

решения, руководить другими,
брать на себя ответственность и т.д.
Эго-состояние Взрослого передаётся серьёзным, адекватным ситуации речевым поведением, содержащим фразы, показывающие наличие практического опыта у человека, его

Слайд 33Эго-состояние Ребёнка
– это чрезмерно эмоциональное, несколько наигранное инфантильное поведение.

Человек постоянно бурно выражает свою радость или, наоборот, отчаяние, ищет

сочувствия, поддержки, ждёт похвалы, капризничает.
Использует «детские слова»: «Не ругайте меня, я знаю, что я плохая девочка!» Детская манера картавить, шепелявить.
Эго-состояние Ребёнка – это чрезмерно эмоциональное, несколько наигранное инфантильное поведение. Человек постоянно бурно выражает свою радость или,

Слайд 34Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика