Разделы презентаций


ЛЕКЦИЯ № 5. Формирование у младших школьников представлений и понятий в

Содержание

ВОПРОСЫ: 1. Характеристика естествоведческих представлений и понятий2. Методика формирования у младших школьников естествоведческих представлений и понятий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 5. Формирование у младших школьников представлений и понятий

в процессе изучения курса «Окружающий мир»

ЛЕКЦИЯ № 5.  Формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Слайд 2ВОПРОСЫ:
1. Характеристика естествоведческих представлений и понятий
2. Методика формирования у младших

школьников естествоведческих представлений и понятий

ВОПРОСЫ: 1. Характеристика естествоведческих представлений и понятий2. Методика формирования у младших школьников естествоведческих представлений и понятий

Слайд 3 Представление —
- это отражение образа предмета в отсутствие последнего,

т.е. совокупность существенных и второстепенных при­знаков определяемого предмета или явления,

зафиксированная в сознании в различном виде (вербально, графически, символически).
Представление —  - это отражение образа предмета в отсутствие последнего, т.е. совокупность существенных и

Слайд 4Это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании

и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы

чувств.

Это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и

Слайд 5Представления бывают:
бытовыми (донаучными) и научными,

по памяти, когда называние

какого-либо объекта актуализирует в памяти ребенка некогда увиденный образ или

приобретенный опыт (например, фраза «Вы откусили кусочек лимона» вызывает вкусовые ощущения),

Представления бывают:  бытовыми (донаучными) и научными, по памяти, когда называние какого-либо объекта актуализирует в памяти ребенка

Слайд 6воображения — создание (конструирование) образа объекта на основании имеющихся представлений

о других предметах или явлениях («пальма — фонарный столб с

листьями папоротника наверху»).

воображения — создание (конструирование) образа объекта на основании имеющихся представлений о других предметах или явлениях («пальма —

Слайд 7Понятие
категория философии, логики, психологии, педагогики,
- это форма научного знания,

отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными

терминами или обозначениями;

Понятие категория философии, логики, психологии, педагогики, - это форма научного знания, отражающая объективно существенное в вещах и

Слайд 8Понятие
есть совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными

способами (вербальным, графическим, символическим

Понятие есть совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными способами (вербальным, графическим, символическим

Слайд 9Любое понятие характеризуется по следующим критериям:

1) содержание понятия—совокупность существенных признаков,

определяющих предмет или явление,
2) объем понятия, характеризующийся количеством обобщенных, включенных

в него элементов знаний,

Любое понятие характеризуется по следующим критериям:1) содержание понятия—совокупность существенных признаков, определяющих предмет или явление,2) объем понятия, характеризующийся

Слайд 10
3) динамика развития понятия: «по горизонтали» и по «вертикали»

4)

формы (способы) выражения

3) динамика  развития понятия: «по горизонтали» и по «вертикали»4) формы (способы) выражения

Слайд 11Классификация понятий дисциплины «окружающий мир» по содержанию:

Классификация понятий дисциплины «окружающий мир» по содержанию:

Слайд 15По объему понятия подразделяются на

простые (единичные),
собирательные
сложные (общие)
находятся в постоянном

изменении и развитии, т.е. в динамике.

По объему понятия  подразделяются напростые (единичные), собирательныесложные (общие)находятся в постоянном изменении и развитии, т.е. в динамике.

Слайд 16деление
на «простые» (видовые) и
«сложные» (родовые)
понятия чаще всего связывается

с биологическими объектами,
н: заяц — животное,
дуб — лиственное

растение
делениена «простые» (видовые) и «сложные» (родовые) понятия чаще всего связывается с биологическими объектами, н: заяц — животное,

Слайд 17На единичные и общие
— с географическими,
н: Москва –

река;
Эльбрус – гора.

На единичные и общие — с географическими, н: Москва – река; Эльбрус – гора.

Слайд 18Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент

знания,
сложные и общие — несколько,
например:
«река» — единичное

понятие по отношению к понятию «водоем»,
«холм» — к единичное понятие по отношению к понятию «поверхность земли».
Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент знания, сложные и общие — несколько, например:

Слайд 19общие понятия чаще всего выражаются терминами,
единичные — названиями или

именами собственными.

общие понятия чаще всего выражаются терминами, единичные — названиями или именами собственными.

Слайд 20различают понятия

одного уровня — «одноуровневые» (равнозначные, одинаковые по объему) и


«несопоставимые», сильно отличающиеся по уровню и содержанию (например, стекло как

вещество и дождь как погодное явление)
различают понятияодного уровня — «одноуровневые» (равнозначные, одинаковые по объему) и «несопоставимые», сильно отличающиеся по уровню и содержанию

Слайд 21динамика развития понятия
Понятия подлежат развитию
«по горизонтали»: одно и то

же понятие может быть по отношению к другому либо единичным,

либо собирательным, либо общим, что определяется словосочетанием «по отношению»
н: понятие «горы низкие» единичное по отношению к общему понятию «горы»; «горы» (единичное) — «поверхность Земли» (общее)
динамика  развития понятияПонятия подлежат развитию«по горизонтали»: одно и то же понятие может быть по отношению к

Слайд 22«по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом

на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики, длительно (бесконечно) осуществляемой

на практике,
т.е. каждое понятие находится в постоянном движении
«по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики,

Слайд 23формы (способы) выражения понятия

Вербальная (словесная)
Символическая
Схематическая
Графическая
В виде формул
Разновыраженность понятий важно для

НШ!!!

формы (способы) выражения понятияВербальная (словесная)СимволическаяСхематическаяГрафическаяВ виде формулРазновыраженность понятий важно для НШ!!!

Слайд 24Ступени развития понятия (по С.П.Баранову, Л.И.Буровой, И.Д.Лушниковой :

1) элементарная: существенные признаки

понятия еще опираются на чувственный опыт и доступны живому созерцанию.


Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или их изображений и содержат достаточно небольшое число элементов знания, невысокую степень обобщения. Чаще всего такие понятия вводятся впервые и называются также первоначальными;
Ступени развития понятия (по С.П.Баранову, Л.И.Буровой, И.Д.Лушниковой :1) элементарная: существенные признаки понятия еще опираются на чувственный опыт

Слайд 252) понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки

скрыты от живого созерцания и являются обобщением характеристик элементарных понятий;

конкретизировать последние можно опосредованно, через ряд простых понятий;
2) понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки скрыты от живого созерцания и являются обобщением

Слайд 263) самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона

или теории. Велика степень его удаленности от чувственного опыта (нередко

рассматриваются как результат чистой абстракции).

3) самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона или теории. Велика степень его удаленности от

Слайд 27Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий.


В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем

мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений.
Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. В них отражен определенный уровень изученности учебного

Слайд 282. Методика формирования у младших школьников естествоведческих представлений и понятий
Проблемой

формирования и развития понятий занимались
педагоги и методисты –
К.Д.Ушинский,

К.П.Ягодовский, М.Н.Скаткин, А.П.Медовая, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев, Л.С. Короткова, Е.А.Флерова, М. И. Мельников,
психологи –
Д. Н. Богоявленский, Л. В. Занков и др.
2. Методика формирования у младших школьников естествоведческих представлений и понятий Проблемой формирования и развития понятий занимались педагоги

Слайд 29Процесс формирования понятий последовательно проходит следующие этапы:
1) восприятие предметов (организовать

наблюдение объектов и явлений природы с участием всех органов чувств);
2)

формирование представления (выявить и проанализировать все свойства объектов);
Процесс формирования понятий последовательно проходит следующие этапы: 1) восприятие предметов (организовать наблюдение объектов и явлений природы с

Слайд 303) подведение под понятие (стадия предпонятия: на основе сравнения объектов,

их характеристик абстрагироваться от несущественных признаков и выделить общие существенные);
4)

применение понятия на практике, в новых ситуациях (конкретизация, приведение новых примеров, выведение следствий из определения понятия, разбиение его множества на классы, установление связей между понятиями).

3) подведение под понятие (стадия предпонятия: на основе сравнения объектов, их характеристик абстрагироваться от несущественных признаков и

Слайд 31Именно поэтому работа в 1 - 2 классах нацелена на

накопление образов предметов окружающего мира, чем и обусловлена ее деятельностно-практическая

направленность (множество экскурсий, наблюдений, игр, наглядности и т.п.)
Поэтому одна из основных задач обучения естествознанию в начальной школе — сделать понятийный аппарат визуальным (наглядным) и интерактивным (позволяющим действовать)
Именно поэтому работа в 1 - 2 классах нацелена на накопление образов предметов окружающего мира, чем и

Слайд 32Данный процесс может осуществляться различными путями:
по характеру введения
индуктивно (от

конкретного, части к общему, что чаше всего и используется в

I, II классах и начальной школе в целом, когда в опоре на наблюдения, опыты дети знакомятся с фактами, свойствами, а затем делают выводы) или
Данный процесс может осуществляться различными путями:по характеру введения индуктивно (от конкретного, части к общему, что чаше всего

Слайд 33дедуктивно (от общего к частному, т.е. понятие иллюстрируется конкретным образом);

для данного пути характерны либо рассказ учителя в сочетании с

использованием наглядных средств, практических работ, либо введение эксперимента);

дедуктивно (от общего к частному, т.е. понятие иллюстрируется конкретным образом); для данного пути характерны либо рассказ учителя

Слайд 34в зависимости от основы получения знаний
опосредованно (в процессе

проведения специального опыта),
непосредственно (в ходе наблюдения за объектами),


комбинированно (на основе двух предшествующих приемов, например в деятельности самого ребенка).
в зависимости от основы получения знаний опосредованно  (в процессе проведения специального опыта),  непосредственно (в ходе

Слайд 35Уровни развития понятий (по А.В.Усовой)
Фактологический (общий, эмпирический, низкий)
Операционно-деятельностный (описательный, аналитический,

образный)
Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный)
Творческий

Уровни развития понятий  (по А.В.Усовой)Фактологический (общий, эмпирический, низкий)Операционно-деятельностный (описательный, аналитический, образный)Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный)Творческий

Слайд 36 1. Фактологический (общий, эмпирический, низкий)
Характеризуется изучением и фиксацией единичного, особенного,

накоплением конкретных фактов
Носит в основном репродуктивный характер,основан на запоминании типа:

знание – копия
На этом уровне дети без труда справляются с заданиями типа: выбери, назови, подпиши, покажи, нарисуй, дай определение
Балльный эквивалент – отметка «3» (удовлетворительно)
1. Фактологический (общий, эмпирический, низкий) Характеризуется изучением и фиксацией единичного, особенного, накоплением конкретных фактовНосит в основном

Слайд 37 2. Операционно-деятельностный (описательный, аналитический, образный)
Уровень, базирующийся на фактологическом, характеризующийся «трафаретным»

мышлением
Знания в основном носят описательный характер
Уч-ся справляются с заданиями: из

чего состоит, как происходит, на что похоже, опиши,приведи свои примеры
Балльный эквивалент – отметка «4» (хорошо)

2. Операционно-деятельностный (описательный, аналитический, образный) Уровень, базирующийся на фактологическом, характеризующийся «трафаретным» мышлениемЗнания в основном носят описательный

Слайд 38 3. Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный)
Хар-ся способностью школьников отстаивать свою точку

зрения, выявляя причинно-следственные связи, прогнозируя динамику процессов изменения, давать свои

собственные определения понятиям
Девиз: я знаю, я могу доказать
Уч-ся справляются с заданиями типа: почему, докажи, что происходит так, из-за чего, дай свое определение
Балльный эквивалент – отметка «5» (отлично)
3. Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный) Хар-ся способностью школьников отстаивать свою точку зрения, выявляя причинно-следственные связи, прогнозируя

Слайд 39 4. Творческий
Хар-ся способностью применять знания в новых условиях, делать научные

открытия
Девиз: пробуй!
Доминируют задания: как ты думаешь, как ты понимаешь, предложи

новую ситуацию
Балльный эквивалент – отметка «5+5» (отлично)


4. Творческий Хар-ся способностью применять знания в новых условиях, делать научные открытияДевиз: пробуй!Доминируют задания: как ты

Слайд 40Предварительное планирование хода работы на конкретном уроке переориентируется с подробного

дословного конспектирования на составление понятийной грозди, позволяющей наглядно, в виде

алгоритма представить не только минимум усваиваемых ребенком знаний, но и последовательность, логику их введения.
Предварительное планирование хода работы на конкретном уроке переориентируется с подробного дословного конспектирования на составление понятийной грозди, позволяющей

Слайд 41Алгоритм составления понятийной грозди

Анализ программы, учебника, методических рекомендаций по теме

урока
Выявление и составление списка формируемых на уроке представлений/ понятий (составление

«мусорной корзины»)
Упорядочение представлений/понятий от самого общего к самому частному, конкретному
Выделение одноуровневых понятий
Составление понятийной грозди

Алгоритм составления понятийной гроздиАнализ программы, учебника, методических рекомендаций по теме урокаВыявление и составление списка формируемых на уроке

Слайд 422. Методика формирования понятий
есть отражение в учебном процессе философской теории

познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания –

к абстрактному мышлению, а от него – к практике»
ощущения – восприятие – представление – понятие
2. Методика формирования понятийесть отражение в учебном процессе философской теории познания, которая и является ее методологией: «от

Слайд 43 Формирование представлений
Наблюдения
Эксперимент
Работа с наглядностью
Создание образа словом
Система вопросов (уточняющих свойства, признаки)
Зарисовки

по памяти
Упражнения на различение, узнавание

Формирование представлений НаблюденияЭкспериментРабота с наглядностьюСоздание образа словомСистема вопросов (уточняющих свойства, признаки)Зарисовки по памятиУпражнения на различение, узнавание

Слайд 44Педагогические условия формирования представлений:
Учитель должен умело формулировать вопросы и задания,

требующие воспроизведения ощущений
Упражнять детей в зарисовке объектов по памяти
Организовать упражнения

по узнаванию и различению об. и явл. природы
Педагогические условия формирования представлений:Учитель должен умело формулировать вопросы и задания, требующие воспроизведения ощущенийУпражнять детей в зарисовке объектов

Слайд 45Педагогические условия формирования понятий
Организация проблемного обучения (создание проблемных ситуаций)
Определенная логическая

последовательность в изложении нового материала
Проведение систематического тематического повторения и терминологической

работы
Реализация межпредметных связей
Применение знаний на практике (формирование умений и навыков)
Педагогические условия формирования понятийОрганизация проблемного обучения (создание проблемных ситуаций)Определенная логическая последовательность в изложении нового материалаПроведение систематического тематического

Слайд 46 ЛИТЕРАТУРА
Аквилева, Г.П., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествозна­ния в начальной школе.

- М.: Владос, 2004.-240 с.
Козина, ЕФ., Степанян, ЕН. Методика преподавания

естествознания / ЕФ. Козина, ЕН. Степанян.- М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 496 с.
Пакулова, В.М., Кузнецова, В. И. Методика преподавания природоведе­ния.]­ / ВМ.Пакулова, ВИ.Кузнецова. - М.: Просвещение. - 1990.- 192 с.
Пономарева, ИН., Соломин, ВП, Сидельникова, ГД. Общая методика обучения биологии / ИН.Пономарева, ВП.Соломин, ГД.Сидельникова. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 272 с.

ЛИТЕРАТУРА Аквилева, Г.П., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествозна­ния в начальной школе. - М.: Владос, 2004.-240 с.Козина,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика