Слайд 1ЛЕКЦИЯ № 5.
Формирование у младших школьников представлений и понятий
в процессе изучения курса «Окружающий мир»
Слайд 2ВОПРОСЫ:
1. Характеристика естествоведческих представлений и понятий
2. Методика формирования у младших
школьников естествоведческих представлений и понятий
Слайд 3
Представление —
- это отражение образа предмета в отсутствие последнего,
т.е. совокупность существенных и второстепенных признаков определяемого предмета или явления,
зафиксированная в сознании в различном виде (вербально, графически, символически).
Слайд 4Это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый в сознании
и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы
чувств.
Слайд 5Представления бывают:
бытовыми (донаучными) и научными,
по памяти, когда называние
какого-либо объекта актуализирует в памяти ребенка некогда увиденный образ или
приобретенный опыт (например, фраза «Вы откусили кусочек лимона» вызывает вкусовые ощущения),
Слайд 6воображения — создание (конструирование) образа объекта на основании имеющихся представлений
о других предметах или явлениях («пальма — фонарный столб с
листьями папоротника наверху»).
Слайд 7Понятие
категория философии, логики, психологии, педагогики,
- это форма научного знания,
отражающая объективно существенное в вещах и явлениях и закрепляемая специальными
терминами или обозначениями;
Слайд 8Понятие
есть совокупность существенных признаков определяемого предмета или явления, выраженная различными
способами (вербальным, графическим, символическим
Слайд 9Любое понятие характеризуется по следующим критериям:
1) содержание понятия—совокупность существенных признаков,
определяющих предмет или явление,
2) объем понятия, характеризующийся количеством обобщенных, включенных
в него элементов знаний,
Слайд 10
3) динамика развития понятия: «по горизонтали» и по «вертикали»
4)
формы (способы) выражения
Слайд 11Классификация понятий дисциплины «окружающий мир» по содержанию:
Слайд 15По объему понятия
подразделяются на
простые (единичные),
собирательные
сложные (общие)
находятся в постоянном
изменении и развитии, т.е. в динамике.
Слайд 16деление
на «простые» (видовые) и
«сложные» (родовые)
понятия чаще всего связывается
с биологическими объектами,
н: заяц — животное,
дуб — лиственное
растение
Слайд 17На единичные и общие
— с географическими,
н: Москва –
река;
Эльбрус – гора.
Слайд 18Простые и единичные понятия включают в себя какой-то один элемент
знания,
сложные и общие — несколько,
например:
«река» — единичное
понятие по отношению к понятию «водоем»,
«холм» — к единичное понятие по отношению к понятию «поверхность земли».
Слайд 19общие понятия чаще всего выражаются терминами,
единичные — названиями или
именами собственными.
Слайд 20различают понятия
одного уровня — «одноуровневые» (равнозначные, одинаковые по объему) и
«несопоставимые», сильно отличающиеся по уровню и содержанию (например, стекло как
вещество и дождь как погодное явление)
Слайд 21динамика развития понятия
Понятия подлежат развитию
«по горизонтали»: одно и то
же понятие может быть по отношению к другому либо единичным,
либо собирательным, либо общим, что определяется словосочетанием «по отношению»
н: понятие «горы низкие» единичное по отношению к общему понятию «горы»; «горы» (единичное) — «поверхность Земли» (общее)
Слайд 22«по вертикали»: происходит качественное совершенствование понятий, связанное с их переходом
на новую ступень («качественную»), требующее специальной методики, длительно (бесконечно) осуществляемой
на практике,
т.е. каждое понятие находится в постоянном движении
Слайд 23формы (способы) выражения понятия
Вербальная (словесная)
Символическая
Схематическая
Графическая
В виде формул
Разновыраженность понятий важно для
НШ!!!
Слайд 24Ступени развития понятия
(по С.П.Баранову, Л.И.Буровой, И.Д.Лушниковой :
1) элементарная: существенные признаки
понятия еще опираются на чувственный опыт и доступны живому созерцанию.
Они абстрагируются на основе непосредственного восприятия предметов, явлений или их изображений и содержат достаточно небольшое число элементов знания, невысокую степень обобщения. Чаще всего такие понятия вводятся впервые и называются также первоначальными;
Слайд 252) понятия характеризуются более высокой степенью абстрагирования: их существенные признаки
скрыты от живого созерцания и являются обобщением характеристик элементарных понятий;
конкретизировать последние можно опосредованно, через ряд простых понятий;
Слайд 263) самая высокая степень обобщенности, когда понятие приобретает статус закона
или теории. Велика степень его удаленности от чувственного опыта (нередко
рассматриваются как результат чистой абстракции).
Слайд 27Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий.
В них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем
мире, обобщены существенные признаки изучаемых объектов и явлений.
Слайд 282. Методика формирования у младших школьников естествоведческих представлений и понятий
Проблемой
формирования и развития понятий занимались
педагоги и методисты –
К.Д.Ушинский,
К.П.Ягодовский, М.Н.Скаткин, А.П.Медовая, Н.А.Рыков, И.Д.Зверев, Л.С. Короткова, Е.А.Флерова, М. И. Мельников,
психологи –
Д. Н. Богоявленский, Л. В. Занков и др.
Слайд 29Процесс формирования понятий последовательно проходит следующие этапы:
1) восприятие предметов (организовать
наблюдение объектов и явлений природы с участием всех органов чувств);
2)
формирование представления (выявить и проанализировать все свойства объектов);
Слайд 303) подведение под понятие (стадия предпонятия: на основе сравнения объектов,
их характеристик абстрагироваться от несущественных признаков и выделить общие существенные);
4)
применение понятия на практике, в новых ситуациях (конкретизация, приведение новых примеров, выведение следствий из определения понятия, разбиение его множества на классы, установление связей между понятиями).
Слайд 31Именно поэтому работа в 1 - 2 классах нацелена на
накопление образов предметов окружающего мира, чем и обусловлена ее деятельностно-практическая
направленность (множество экскурсий, наблюдений, игр, наглядности и т.п.)
Поэтому одна из основных задач обучения естествознанию в начальной школе — сделать понятийный аппарат визуальным (наглядным) и интерактивным (позволяющим действовать)
Слайд 32Данный процесс может осуществляться различными путями:
по характеру введения
индуктивно (от
конкретного, части к общему, что чаше всего и используется в
I, II классах и начальной школе в целом, когда в опоре на наблюдения, опыты дети знакомятся с фактами, свойствами, а затем делают выводы) или
Слайд 33дедуктивно (от общего к частному, т.е. понятие иллюстрируется конкретным образом);
для данного пути характерны либо рассказ учителя в сочетании с
использованием наглядных средств, практических работ, либо введение эксперимента);
Слайд 34в зависимости от основы получения знаний
опосредованно (в процессе
проведения специального опыта),
непосредственно (в ходе наблюдения за объектами),
комбинированно (на основе двух предшествующих приемов, например в деятельности самого ребенка).
Слайд 35Уровни развития понятий
(по А.В.Усовой)
Фактологический (общий, эмпирический, низкий)
Операционно-деятельностный (описательный, аналитический,
образный)
Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный)
Творческий
Слайд 36
1. Фактологический (общий, эмпирический, низкий)
Характеризуется изучением и фиксацией единичного, особенного,
накоплением конкретных фактов
Носит в основном репродуктивный характер,основан на запоминании типа:
знание – копия
На этом уровне дети без труда справляются с заданиями типа: выбери, назови, подпиши, покажи, нарисуй, дай определение
Балльный эквивалент – отметка «3» (удовлетворительно)
Слайд 37
2. Операционно-деятельностный (описательный, аналитический, образный)
Уровень, базирующийся на фактологическом, характеризующийся «трафаретным»
мышлением
Знания в основном носят описательный характер
Уч-ся справляются с заданиями: из
чего состоит, как происходит, на что похоже, опиши,приведи свои примеры
Балльный эквивалент – отметка «4» (хорошо)
Слайд 38
3. Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный)
Хар-ся способностью школьников отстаивать свою точку
зрения, выявляя причинно-следственные связи, прогнозируя динамику процессов изменения, давать свои
собственные определения понятиям
Девиз: я знаю, я могу доказать
Уч-ся справляются с заданиями типа: почему, докажи, что происходит так, из-за чего, дай свое определение
Балльный эквивалент – отметка «5» (отлично)
Слайд 39
4. Творческий
Хар-ся способностью применять знания в новых условиях, делать научные
открытия
Девиз: пробуй!
Доминируют задания: как ты думаешь, как ты понимаешь, предложи
новую ситуацию
Балльный эквивалент – отметка «5+5» (отлично)
Слайд 40Предварительное планирование хода работы на конкретном уроке переориентируется с подробного
дословного конспектирования на составление понятийной грозди, позволяющей наглядно, в виде
алгоритма представить не только минимум усваиваемых ребенком знаний, но и последовательность, логику их введения.
Слайд 41Алгоритм составления понятийной грозди
Анализ программы, учебника, методических рекомендаций по теме
урока
Выявление и составление списка формируемых на уроке представлений/ понятий (составление
«мусорной корзины»)
Упорядочение представлений/понятий от самого общего к самому частному, конкретному
Выделение одноуровневых понятий
Составление понятийной грозди
Слайд 422. Методика формирования понятий
есть отражение в учебном процессе философской теории
познания, которая и является ее методологией: «от живого созерцания –
к абстрактному мышлению, а от него – к практике»
ощущения – восприятие – представление – понятие
Слайд 43
Формирование представлений
Наблюдения
Эксперимент
Работа с наглядностью
Создание образа словом
Система вопросов (уточняющих свойства, признаки)
Зарисовки
по памяти
Упражнения на различение, узнавание
Слайд 44Педагогические условия формирования представлений:
Учитель должен умело формулировать вопросы и задания,
требующие воспроизведения ощущений
Упражнять детей в зарисовке объектов по памяти
Организовать упражнения
по узнаванию и различению об. и явл. природы
Слайд 45Педагогические условия формирования понятий
Организация проблемного обучения (создание проблемных ситуаций)
Определенная логическая
последовательность в изложении нового материала
Проведение систематического тематического повторения и терминологической
работы
Реализация межпредметных связей
Применение знаний на практике (формирование умений и навыков)
Слайд 46
ЛИТЕРАТУРА
Аквилева, Г.П., Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе.
- М.: Владос, 2004.-240 с.
Козина, ЕФ., Степанян, ЕН. Методика преподавания
естествознания / ЕФ. Козина, ЕН. Степанян.- М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 496 с.
Пакулова, В.М., Кузнецова, В. И. Методика преподавания природоведения.] / ВМ.Пакулова, ВИ.Кузнецова. - М.: Просвещение. - 1990.- 192 с.
Пономарева, ИН., Соломин, ВП, Сидельникова, ГД. Общая методика обучения биологии / ИН.Пономарева, ВП.Соломин, ГД.Сидельникова. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 272 с.