Разделы презентаций


Лекция № 5. Вмешательство государства и общественное благосостояние

Содержание

ВопросыПричины государственного регулирования (фиаско рынка)Инструменты государственного регулированияВнешние эффектыОбщественные блага

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция № 5. «Вмешательство государства и общественное благосостояние»

Лекция № 5.   «Вмешательство государства и общественное благосостояние»

Слайд 2Вопросы
Причины государственного регулирования (фиаско рынка)
Инструменты государственного регулирования
Внешние эффекты
Общественные блага




ВопросыПричины государственного регулирования (фиаско рынка)Инструменты государственного регулированияВнешние эффектыОбщественные блага

Слайд 3
Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти

на условия и порядок формирования уровня цен и объемов продаж

на каком-либо рынке.

Государственное регулирование рыночного механизма представляет собой воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования уровня цен

Слайд 4Основными методами государственного регулирования уровня цен являются:
УСТАНОВЛЕНИЕ ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕН:
если

фиксированная цена превосходит равновесную, то на рынке образуется избыток;
если

фиксированная цена ниже равновесной, то на рынке образуется дефицит;
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ ЦЕН, регулирующих верхнюю или нижнюю границу рыночной цены.
Основными методами государственного регулирования уровня цен являются:УСТАНОВЛЕНИЕ ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕН: если фиксированная цена превосходит равновесную, то на рынке

Слайд 5МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА (ЦЕНА ПОТОЛКА)
устанавливаемая государством максимально возможная цена, по

которой могут осуществляться продажи на рынке.

Если цена потолка устанавливается

на уровне ниже равновесного, то величина спроса оказывается больше величины предложения и на рынке возникает ситуация дефицита.
Если цена потолка устанавливается на уровне выше равновесного, то она не оказывает влияния на рыночное равновесие.

МАКСИМАЛЬНАЯ ЦЕНА (ЦЕНА ПОТОЛКА) устанавливаемая государством максимально возможная цена, по которой могут осуществляться продажи на рынке. Если

Слайд 6Пример 1: введение фиксированной цены или потолка цен
S
P
Функция рыночного

спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного

предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения потолка цен
Pmax = 20?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

30

40

70

70

10

100

20

20

Дефицит

50

800

Пример 1: введение фиксированной цены или потолка ценS PФункция рыночного спроса задана как Qd = 70 –

Слайд 7Пример 2: введение потоварного налога
S1: Qs = 2P – 20


P
Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 –

P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения налога на продавцов в размере t=9 с каждой проданной единицы товара?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

30

40

70

70

10

S2: Qs = 2(P-9) – 20 = 2P – 38

19

34

36

27

578

289

306

Пример 2: введение потоварного налогаS1: Qs = 2P – 20 PФункция рыночного спроса задана как Qd =

Слайд 8Пример 3: введение квоты
S
P
Функция рыночного спроса задана как Qd

= 70 – P. Функция рыночного предложения задана как Qs

= 2P – 20.
Каковы последствия введения ограничения продаж (квоты) на уровне
Qmax = 20?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

30

40

70

70

10

200

20

20

50

700

Пример 3: введение квотыS PФункция рыночного спроса задана как Qd = 70 – P. Функция рыночного предложения

Слайд 9Вывод
Сокращение объема торговли в результате вмешательства государства приводит к потерям

общественного благосостояния.
Аналогичные потери общественного благосостояния происходят и при монополизации рынка.
А

как изменится общественное благосостояние при увеличении объема торговли в результате вмешательства государства?
ВыводСокращение объема торговли в результате вмешательства государства приводит к потерям общественного благосостояния.Аналогичные потери общественного благосостояния происходят и

Слайд 10Пример 4: введение потоварной субсидии
S1: Qs = 2P – 20


P
Функция рыночного спроса задана как Qd = 70 –

P. Функция рыночного предложения задана как Qs = 2P – 20.
Каковы последствия введения субсидии продавцам в размере s=9 за каждую проданную единицу товара?
Рассчитайте новые величины излишков потребителя и производителя.

Qd, QS

D

30

40

70

70

10

S2: Qs = 2(P+9) – 20 = 2P – 2

24

46

1

33

1058

414

529

Пример 4: введение потоварной субсидииS1: Qs = 2P – 20 PФункция рыночного спроса задана как Qd =

Слайд 11Итог
Любое вмешательство государства в рассмотренных условиях приводит к снижению общественного

благосостояния: вмешиваясь в работу какого-либо рынка, государство способно изменить положение

потребителей и/или производителей на этом рынке, а также других своих граждан (например, налогоплательщиков). При этом потери от вмешательства государства всегда больше, чем выигрыши.
Классическая экономическая теория рекомендует свести к минимуму государственное вмешательство в рыночный механизм, предоставив работать «невидимой руке рынка»
ИтогЛюбое вмешательство государства в рассмотренных условиях приводит к снижению общественного благосостояния: вмешиваясь в работу какого-либо рынка, государство

Слайд 12В каких случаях все-таки требуется вмешательство государства в работу рыночной

экономики?
Защита конкуренции, предотвращение монополизации рынков.
Перераспределение доходов, сокращение неравенства
Корректировка проблем внешних

эффектов и общественных благ.
Макроэкономическое регулирование
В каких случаях все-таки требуется вмешательство государства в работу рыночной экономики?Защита конкуренции, предотвращение монополизации рынков.Перераспределение доходов, сокращение

Слайд 13Case: Валютный рынок
Нарисуйте спрос и предложение на валютном рынке. Кто

может предъявлять спрос рубли и кто может их продавать?
Нарисуйте

последствия повышения мировых цен на нефть для российского валютного рынка при условии, что курс валюты изменяется свободно.
Нарисуйте последствия повышения мировых цен на нефть для российского валютного рынка при условии, что ЦБ стремится к удержанию валютного курса на прежнем уровне и осуществляет валютные интервенции. Что должен делать ЦБ?
Объясните, использую модель спроса и предложения, почему в настоящий момент курс рубля падает относительно доллара?
Case: Валютный рынокНарисуйте спрос и предложение на валютном рынке. Кто может предъявлять спрос рубли и кто может

Слайд 14S
P
Qd, QS
D
Повторение: потеря общественного благосостояния при гос. вмешательстве
S
P
Qd,

QS
D
Дефицит
введение фиксированной цены или потолка цен
P
Qd, QS
D
введение потоварного налога
введение

квоты

P

Qd, QS

D

введение потоварной
субсидии

S PQd, QSDПовторение: потеря общественного благосостояния при гос. вмешательствеS PQd, QSDДефицитвведение фиксированной цены или потолка цен PQd,

Слайд 15Потеря общественного благосостояния при монополизации рынка
Равновесие при совершенной конкуренции, P=MC
MC

P
Qd, QS
D
MR
Равновесие при монополии, MR=MC
«Мертвый груз» монополии

Потеря общественного благосостояния при монополизации рынкаРавновесие при совершенной конкуренции, P=MCMC PQd, QSDMRРавновесие при монополии, MR=MC«Мертвый груз» монополии

Слайд 16Неравенство доходов

Неравенство доходов

Слайд 17Способы измерения неравенства доходов
Коэффициент Джини и кривая Лоренца.
Децильный коэффициент дифференциации

и коэффициент фондов
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Способы измерения неравенства доходовКоэффициент Джини и кривая Лоренца.Децильный коэффициент дифференциации и коэффициент фондовДоля населения с доходами ниже

Слайд 18Децильный коэффициент и коэффициент фондов
Децильный коэффициент показывает во сколько раз

минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10%

наименее обеспеченного населения.
Коэффициент фондов определяется как соотношение между средними уровнями доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Децильный коэффициент и коэффициент фондовДецильный коэффициент показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают

Слайд 19Децильный коэффициент дифференциации доходов в регионах России в 1995 г.


Источник: Доходы и уровень жизни населения: Мониторинг. М.: Минтруд, 1997.

С. 22.
Децильный коэффициент дифференциации доходов в регионах России в 1995 г. Источник: Доходы и уровень жизни населения: Мониторинг.

Слайд 20Пример построения кривой Лоренца

Пример построения кривой Лоренца

Слайд 21Пример построения кривой Лоренца
Y
50
X
100
70
90
50
100
40
20

Пример построения кривой Лоренца Y50 X 100709050 1004020

Слайд 22Кривая Лоренца и коэффициент Джини
Y
50
X
100
70
90
50
100
40
20
S1
S2
Gini =

S1/S2

Кривая Лоренца и коэффициент Джини Y50 X 100709050 1004020S1S2Gini = S1/S2

Слайд 23Коэффициенты Джини в разных странах мира

Коэффициенты Джини в разных странах мира

Слайд 24Рыночные реформы в России

Рыночные реформы в России

Слайд 25Неравномерность распределения доходов
Дилемма:
отсутствие перераспределения – одни купаются в роскоши,

другие не могут позволить себе самого необходимого
Полное перераспределение – отсутствие

стимулов к успеху
Должен быть найден компромисс.
Неравномерность распределения доходовДилемма: отсутствие перераспределения – одни купаются в роскоши, другие не могут позволить себе самого необходимогоПолное

Слайд 26Способы перераспределения доходов
Дотации малоимущим, безработным, инвалидам и т.д.
Прогрессивная шкала налогообложения
Социальное

перемешивание за счет бесплатного образования
Страховка
Дотации медицине
Примечание: акцизы на предметы роскоши

во многих случаях не приводят к перераспределению доходов.
Способы перераспределения доходовДотации малоимущим, безработным, инвалидам и т.д.Прогрессивная шкала налогообложенияСоциальное перемешивание за счет бесплатного образованияСтраховкаДотации медицинеПримечание: акцизы

Слайд 27Внешние эффекты (externalities)
Внешние эффекты - это выгоды/издержки третьих лиц, не

участвующих в процессе производства/потребления данного блага.
Внешние эффекты могут быть положительными

(выгоды третьих лиц) или отрицательными (издержки третьих лиц)
Примеры положительных внешних эффектов:
В потреблении: обучение, платные прививки от гриппа, красивый фасад дома
В производстве: научные изыскания, «пчелы и гречка»
Примеры отрицательных внешних эффектов:
В потреблении: сигареты, алкоголизм, автомобили, громкая музыка
В производстве: промышленное загрязнение окружающей среды, локальные (ЦБК на Байкале) и глобальные («озоновая дыра») экологические проблемы

А почему эти эффекты называют «внешними»?

Внешние эффекты (externalities)Внешние эффекты - это выгоды/издержки третьих лиц, не участвующих в процессе производства/потребления данного блага.Внешние эффекты

Слайд 28Отрицательные внешние эффекты
В случае отрицательного внешнего эффекта, при отсутствии вмешательства

в функционирование рынка, в равновесии товара продается слишком много и

по слишком низкой цене.

Внешний эффект

MC с точки зрения производителя

P

Qd, QS

D

MC с точки зрения всего общества

Фактическое равновесие

Желательное
равновесие

Отрицательные внешние эффектыВ случае отрицательного внешнего эффекта, при отсутствии вмешательства в функционирование рынка, в равновесии товара продается

Слайд 29Положительные внешние эффекты
В случае положительного внешнего эффекта, при отсутствии вмешательства

в функционирование рынка, в равновесии товара продается слишком мало и

по слишком низкой цене.

Внешний эффект

Выгода с
точки зрения покупателя

P

Qd, QS

S

Выгода с точки зрения всего общества

Фактическое равновесие

Желательное
равновесие

Положительные внешние эффектыВ случае положительного внешнего эффекта, при отсутствии вмешательства в функционирование рынка, в равновесии товара продается

Слайд 30Последствия внешних эффектов
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
«Неправильная цена»
Избыточное производство блага
Неоптимальное распределение ресурсов
Потери

эффективности для общества
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ
«Неправильная цена»
Недопроизводство блага
Неоптимальное распределение ресурсов
Необходимость стимулирования

дополнительного предложения и спроса

Последствия внешних эффектовОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ«Неправильная цена»Избыточное производство благаНеоптимальное распределение ресурсовПотери эффективности для обществаПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ«Неправильная цена»Недопроизводство благаНеоптимальное

Слайд 31Причины возникновения внешних эффектов

Экономические агенты сталкиваются с «неправильной ценой», или

формой проявления «фиаско рынка»
Отсутствующие рынки благ, в которых заинтересованы экономические

агенты
«Дефекты» в правах собственности, приводящие к тому, что нарушается механизм формирования цен по принципу альтернативных издержек

Причины возникновения внешних эффектовЭкономические агенты сталкиваются с «неправильной ценой», или формой проявления «фиаско рынка»Отсутствующие рынки благ, в

Слайд 32Выводы
Внешние эффекты приводят к неоптимальному распределению ресурсов и неэффективному их

использованию
Существование внешних эффектов – свидетельство «фиаско рынка»
Требуется корректировка рыночного механизма

координации экономического выбора в направлении «коррекции» рыночных цен, формирования («достраивания») рынков, устранения «дефектов» в правах собственности

ВыводыВнешние эффекты приводят к неоптимальному распределению ресурсов и неэффективному их использованиюСуществование внешних эффектов – свидетельство «фиаско рынка»Требуется

Слайд 33Что может сделать государство для решения проблемы внешних эффектов?
Административные меры
Интернализация

внешних эффектов:
- с помощью налогов / субсидий
- торговля

правами; рынок квот на загрязнения и выбросы парниковых газов, появившийся после подписания Киотского протокола (теоретическая основа: теорема Коуза, «Pollution, Property and Prices» Д.Дэйлса)
Что может сделать государство для решения проблемы внешних эффектов?Административные мерыИнтернализация внешних эффектов: - с помощью налогов /

Слайд 34Теорема Коуза
«Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны

нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и

эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности»
Теорема Коуза«Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет

Слайд 35Общественные блага
Общественные блага – это блага, обладающие свойствами неисключаемости и

неконкурентности.
Неисключаемость: никто из желающих пользоваться данным благом не может

быть отстранен от пользования им (с небольшими транзакционными издержками)
Неконкурентность: если один потребитель использовал данное благо, его не становится меньше для других
Пример благ, обладающих только…
…свойством неисключаемости: рыба в мировом океане
…свойством неконкурентности: музыка, ноу-хау
Примеры общественных благ: салют, светофоры, услуги по защите страны от внешней агрессии, от эпидемий, от пожаров, охрана правопорядка и.т.д

Является ли общественным благом…
Бесплатный автобус для пенсионеров? Бесплатная автотрасса?

Это квазиобщественные блага

Общественные благаОбщественные блага – это блага, обладающие свойствами неисключаемости и неконкурентности. Неисключаемость: никто из желающих пользоваться данным

Слайд 36Проблема «зайцев» (безбилетников) Free rider’s problem
Без вмешательства государства у каждого есть

искушение пользоваться общественным благом (так как оно неисключаемо), но не

платить за него.
Примеры: магнитофон в студенческом общежитии; домофон и консьержка в многоквартирном доме.
В результате на производство общественного блага собирается слишком мало денег и оно потребляется в недостаточном количестве.
Проблема «зайцев» (безбилетников) Free rider’s problemБез вмешательства государства у каждого есть искушение пользоваться общественным благом (так как

Слайд 37Решение проблемы «зайцев»
Государство собирает налоги с целью финансирования производства общественных

благ

В случае квазиобщественных благ их также можно сделать исключаемыми (пример:

платные автодороги)
Решение проблемы «зайцев»Государство собирает налоги с целью финансирования производства общественных благВ случае квазиобщественных благ их также можно

Слайд 38Рыночный спрос на общественное благо
Рыночный спрос на обычное благо получается

из индивидуальных суммированием по горизонтали. При этом мы складываем количества,

которые индивидуальные покупатели купят по одной и той же цене.
Рыночный спрос на общественное благо получается из индивидуальных суммированием по вертикали. При этом мы складываем вклады в общую цену, которую готовы заплатить различные индивидуальные покупатели, чтобы потом пользоваться данным количеством общественного блага совместно.

Рыночный спрос на  общественное благоРыночный спрос на обычное благо получается из индивидуальных суммированием по горизонтали. При

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика