Слайд 1Лекция № 7
Тема 7. ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО
ПЕРЕВОЗКАМ
Вопросы:
1. Понятие и признаки ответственности
за
нарушения обязательств по перевозке
2. Особенности ответственности за нарушение
обязательств по перевозке
3. Основания и условия ответственности за
нарушения обязательств по перевозке
4. Претензии и иски
Слайд 2Вопрос 1. Понятие и признаки ответственности за нарушения обязательств по
перевозке
За нарушение обязательств по
транспортным договорам их стороны несут гражданско-правовую ответственность. Её признаки и особенности – в транспортном законодательстве.
Признаки: 1.При неисполнении обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК).
Слайд 3Общие положения об ответственности:
ГК
РФ: гл.25 (нарушение обязательств), ст. 791-796 (нарушения при организации перевозок),
гл.59 (вред, причиненный здоровью пассажира).
Транспортные уставы и кодексы: - специальная глава, конкретизирующая положения ГК, расширяющая круг нарушений субъектов транспортных договорных отношений.
Право сторон своим соглашением устанавливать нерегламентированную законом ответственность – даёт дополнительные гарантии надлежащего исполнения транспортных обязательств.
Слайд 42 признак: гражданско-правовая ответственность при перевозках является следствием нарушения договорных
обязательств, связанных с перевозкой.
а) определение деяний, относящихся к правонарушениям
(несвоевременная подача транспорта под погрузку и предъявление груза, несохранность груза, несоблюдение срока доставки, задержка и опоздание транспорта при перевозке пассажиров и др.);
б) правовые формы фиксации правонарушений (виды и формы документов о нарушении, порядок их составления: коммерческий акт, общей формы).
Слайд 53 признак: применение гражданско-правовой ответственности в порядке государственного принуждения.
Особенность:
принуждению
обязательно предшествует предъявление претензии перевозчику, нарушившему условия договора, т.е. решение
вопроса о добровольном несении им ответственности. Только в случае отказа - государственное принуждение на основе судебного решения.
Слайд 64 признак: конкретные неблагоприятные последствия для должника проявляются в форме
умаления имущественного положения стороны, нарушившей условия договора, – в виде
возмещения убытков и выплаты неустойки. Т.е.: - носит имущественный характер; - направлена на восстановление имущественного положения пострадавшей стороны.
Специфика транспортной ГПО: – ограничение права грузополучателя на получение груза при невнесении платы за перевозку; - уплата процентов на сумму просроченного платежа за перевозку;
Слайд 7 Гражданско-правовая ответственность при перевозке -
вызванное нарушением обязательств претерпевание правонарушителем - предусмотренных законами (ГК, транспортными
уставами и кодексами) и соглашением сторон транспортных договорных отношений - дополнительных неблагоприятных последствий имущественного характера в виде установленных санкций, осуществляемое в добровольном порядке или в порядке государственного принуждения и направленное на восстановление имущественного положения потерпевшего.
Слайд 8 Вопрос 2. Особенности ответственности за нарушение обязательств по перевозке.
а)
Договорная ответственность при перевозках – претерпевание неблагоприятных последствий в виде
санкций за нарушение транспортных договорных обязательств.
б) Внедоговорная ответственность – ответственность перевозчика за вред, причиненный при выполнении перевозки потерпевшему, с которым он не состоит в договорных отношениях (наезд на пешехода, столкновение транспортных средств и др. Транспорт – источник повышенной опасности).
регулирование:
а) договорная ответственность – общие нормы: гл. 25 ГК
(ст. 393-406); - отдельные нарушения по перевозкам: (ст.793-796 ГК), статьи транспортных уставов и кодексов, статьи договора перевозки;
б) внедоговорная ответственность - ст. 1064 и 1079 ГК (общие основания за причинение вреда и за вред от деятельности, создающей повышенную опасность).
Слайд 10 Различия видов ответственности по перевозкам:
1. Формы и размеры договорной ответственности устанавливаются законом и договором,
внедоговорной – только законом.
2. В договоре стороны могут устанавливать ответственность, не предусмотренную законом (например, за перегруз транспортного средства при автоперевозках, за неправильное крепление груза при жд перевозках и т.п.).
Слайд 113. Договорная ответственность носит ограниченный характер, внедоговорная устанавливает полное возмещение
вреда (п. 1 ст. 1064 ГК).
По законодательству, гражданско-правовая ответственность перевозчика
в договорных отношениях имеет ограниченный характер, который лишает пассажира, грузоотправителя (получателя) права на полное возмещение причиненных им убытков. Например, несохранность груза или багажа и просрочка их доставки.
Слайд 12 Ущерб грузу возмещается только в размере стоимости утраченного
или недостающего груза, а в случае его повреждения – в
размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Ответственность установлена в форме возмещения реального ущерба, упущенная выгода не возмещается.
Ответственность за просрочку доставки - в форме исключительной неустойки, хотя последствия просрочки могут превосходить ее размеры.
Слайд 13 Реальный ущерб возмещается также не в
полном объеме. При несохранности груза не предусмотрено возмещение расходов по
подготовке груза к перевозке (затариванию, маркировке, сортировке, группировке и др.), по доставке груза на железнодорожную станцию, в порт, аэропорт, т.е. к месту погрузки, по погрузке и др. Ограничение ответственности основано на норме ГК (п. 1 ст. 400): по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков.
Слайд 144. Стороны договора могут повысить и иногда понизить ответственность перевозчика,
установленную законом (п. 2 ст. 793 ГК, п. 5 ст.
170, п. 2 ст. 175, ст. 191 КТМ, ст. 123 ВК).
Однако, закон не допускает договоренности об освобождении перевозчика от ответственности или об уменьшении установленных пределов его ответственности. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны (п. 2 ст. 793 ГК).
Слайд 15 Исключение: п. 2 ст. 175 КТМ -
право перевозчика заключать соглашение об освобождении его от ответственности или
уменьшении ее пределов в случаях:
с момента принятия груза до его погрузки на судно и после выгрузки груза до его сдачи («от талей до талей»);
если состояние груза и условия перевозки существенно отличаются от обычных;
Основание: ст.7 Гаагско-Висбийских правил.
Слайд 16 Вопрос о доказывании вины лица, нарушившего договорные
транспортные обязательства.
Общее правило (п. 3 ст. 401 ГК): бремя
доказывания невиновности возлагается на лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности.
Для транспортных правоотношений (ст. 796 ГК): перевозчик несет ответственность за несохранность груза «если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело».
Слайд 17 Несоответствие транспортных уставов и кодексов Гражданскому кодексу
РФ: - ст. 168 КТМ, ст.118 УЖТ: перевозчик не
несет ответственности за несохранность груза, прибывшего по назначению в исправных грузовых помещениях с исправными пломбами отправителя, в исправной таре без следов вскрытия в пути, а также перевозящегося в сопровождении представителя отправителя, если получатель не докажет, что утрата или повреждение произошли по вине перевозчика;
- ч. 10 ст. 34 УАТГНЭТ : пассажир доказывает вину перевозчика за несохранность ручной клади.
Слайд 18 Особенность ответственности перевозчика, нарушившего обязательства
при перевозке пассажира (ст. 800 ГК): за вред, причиненный жизни
и здоровью пассажира, перевозчик отвечает по правилам гл. 59 ГК (возмещение причиненного вреда в полном объеме), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. (КТМ: при перевозке пассажира ответственность перевозчика не должна превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Действует только для иностранных граждан и судовладельцев).(Конвенция по огр. морск. требований 1976г.)