Слайд 2Трассирование
Под трассированием понимают комплекс геодезических работ по выбору, проложению, ориентированию
и закреплению на местности осевой линии (трассы) линейного сооружения.
Трассирование
начинают на топографической карте или плане (камеральное трассирование) с учётом характеристик проектируемого объекта, а также других условий, определяемых решением той или иной инженерной задачи, после чего продолжают на местности (полевое трассирование).
Слайд 3Камеральное трассирование
Камеральное трассирование имеет своей целью выбор места расположения оси
проектируемого линейного сооружения с учётом характера местности и требований к
сооружению технического и экономического характера.
К ним относятся: соблюдение предельных (для дорог) или минимальных (для каналов, водоводов и т.п.) уклонов, обеспечения минимального объёма земляных работ, обеспечение примерного баланса объёмов выемок и насыпей и др.
Слайд 4Полевое трассирование
включает в себя следующие работы:
вынос трассы в натуру (вынос
начальной точки и начального направления);
разбивка пикетажа (с учётом характеристик линейного
сооружения и задач трассирования);
нивелирование трассы.
После камеральной обработки результатов нивелирования и построения профиля по данному направлению он передаётся для дальнейшего использования заказчику работ
Слайд 5Вынос трассы в натуру
выполняют известными способами привязкой к
пунктам геодезического обоснования или привязкой к местным предметам. Углы поворота
трассы, если они имеются, измеряют теодолитом одним полным приёмом. С помощью теодолита выполняют и провешивание линий. Расстояния измеряют мерной лентой, рулеткой или светодальномером с относительной погрешностью 1:1000 – 1:2000. В некоторых случаях, при отсутствии топографических карт или планов, трассирование выполняют непосредственно на местности, исходя из условий решения той или иной задачи.
Слайд 6Разбивка пикетажа
Пикет – это деревянный колышек сечением 3 х
3 или 4 х 4 см длиной 10-15 см, забиваемый
в землю вровень с поверхностью (верх колышка должен выступать над поверхностью земли на 1-2 см). Рядом с пикетом устанавливают сторожок (маяк), возвышающийся на 20-50 см над поверхностью земли колышек, на котором записывают номер соответствующего пикета. Пикеты устанавливают друг от друга на одинаковом расстоянии в горизонтальной плоскости (на одинаковом горизонтальном проложении). Чаще всего через 100 или 50 м. Если расстояния между пикетами 50 м, то пикеты обозначают следующим образом: ПК00, ПК05, ПК10, … , ПК55, ПК60, … . При расстояниях между пикетами в 100 м – ПК0, ПК1, ПК2, … , ПК23, … . При разбивке пикетажа учитывают углы наклона отрезков линий для приведения наклонных расстояний к горизонту.
Слайд 7Плюсовые точки
Колышками помечают также точки перегибов
рельефа. Такие точки называют плюсовыми, а их
номером является горизонтальное проложение от ближайшего заднего по ходу пикета. Например, плюсовая точка ПК7+83 находится на расстоянии 83 м от пикета 7, т.е. на расстоянии 783 м от начала трассы (от ПК0). Плюсовыми точками являются все углы поворота трассы, точки поперечных профилей, в том числе и точек пересечения продольного и поперечного профилей, точки перегибов рельефа, а также ими могут быть точки пересечения трассы с контурами ситуации и линейными сооружениями (объектами).
Одновременно с разбивкой пикетажа производится инструментальная съёмка местности в полосе шириной 20-30 м и до 50 м с каждой стороны от оси трассы. Съёмка производится в основном способом перпендикуляров, иногда линейными и угловыми засечками. Для некоторых заданий по трассированию съёмка местности не производится.
Слайд 8Главные точки кривой на трассе
При дорожном строительстве, выполняют разбивку главных
точек кривой на трассе : начало кривой (НК), конец кривой
(КК) и угол поворота (УП).
Выполняют вычисления элементов кривой и пикет за кривой переносят вперёд на величину домера (Д).
Слайд 9Расчёт положения главных точек
Радиусы закруглений R для каждого сооружения
стандартные. Например, для железных дорог
(м):
4000, 3000, 2500, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400, 350, 300, 250 и 200. В проекте сооружения указывают угол поворота φ трассы, окончательное значение которого определяют на местности
Слайд 10Формулы для вычисления элементов
Тангенс (Т) Начало кривой (НК)
Биссектриса (Б) Конец кривой (КК)
Кривая
(К)
Домер (Д)
Слайд 11Нивелирование поперечных профилей
Разбивку поперечных профилей трассы выполняют перпендикулярно к ее
оси и производят в тех случаях, когда поперечный скат местности
более 1:5. Точка пересечения поперечного профиля с продольным может совпадать со связующей точкой, либо быть плюсовой точкой (с пикетажным наименованием). Характерные точки поперечного профиля (точки перегибов рельефа) определяют вправо и влево от оси трассы соответствующим расстоянием. На их месте устанавливают сторожок. На плюсовую точку берут по рейке только чёрный отсчёт.
Слайд 12Обработка результатов нивелирования трассы
Слайд 14Построение профиля трассы
Пример профиля с картограммой земляных работ
Слайд 16Нивелирование площадей
Данный вид геодезических работ применяют для составления проектов вертикальной
планировки поверхности земли перед различными сооружениями (вокзалами, складами, пакгаузами, в
населённых пунктах, у строящихся мостов), при строительстве аэродромов и др.
Нивелирование площадей выполняют следующими способами: по квадратам; параллельными линиями; способом полигонов.
Слайд 17Состав работ
рекогносцировка участка;
построение на местности основных квадратов или прямоугольников с
их проектным ориентированием;
построение заполняющих квадратов;
передача отметки на вершину одного из
квадратов или отдельно на закреплённую точку;
нивелирование вершин всех квадратов;
обработка результатов измерений и построение рельефа;
нанесение ситуации (при необходимости) и составление плана.
Слайд 18Разбивка на квадраты от магистрали