Слайд 1Лекция №6.
БАНКОВСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Слайд 2Направления автоматизации банковской деятельности
Автоматизированная банковская система (АБС) - это
система, которая функционирует на основе ЭВМ и других технических средств,
обеспечивающих процессы сбора, регистрации, передачи, обработки, хранения и актуализации данных для решения задач управления банковской деятельностью.
Информационные банковские технологии распространяются на все направления банковского бизнеса, обеспечивая автоматизацию следующих основных операций, как:
- Межбанковские безналичные расчеты;
- Клиринговые операции;
- Операции с наличными денежными средствами;
- Кредитные и депозитные операции;
- Платежные карточные операции;
- Операции с иностранной валютой;
- Операции с ценными бумагами;
- Инвестиционные и маркетинговые операции.
Слайд 3Назначение АБС
Информационные банковские технологии обеспечивают безбумажный документооборот как внутри банка,
так и при взаимодействии центральный офис-филиал-территориально отдаленное безбалансовое отделение (ТОБО),
а также при взаимодействии банк-клиент.
Обмен электронными банковскими сообщениями между банком и клиентом обеспечивается системой «Клиент - банк».
Для дистанционного банковского обслуживания банки используют коммуникационные и сервисные возможности Интернета. На сегодня системы банковского обслуживания через Интернет (Интернет-банкинг) надо-ют клиенту основном услуги информационного характера.
Слайд 4Особенности автоматизации банковских задач
Особенности автоматизации банковских задач в том, что
большинство банковских операций заключаются в изменении остатков на соответствующих лицевых
и балансовых счетах. Документы, связанные с отражением и ведением данных по счетам, являются основными в информационном обеспечении АБС.
Большинство банковских задач, автоматизируемых сейчас, - это преимущественно те, которые можно отнести к классу задач OLTP (Оn-Line Transaction Processing). Незначительная доля в АБС принадлежит аналитическим задачам типа OLAP (On-Line Analyse Processing Systems), с помощью которых решались бы такие задачи, как анализ ресурсов, активов, доходности, состояния финансовых рынков, оценка рисков и т.д.. Почти нет в АБС задач класса DSS (Decision Support Systems) по поддержке принятия решений, с помощью которых возможно принятие оптимального решения при решении неструктурированных или слабо структурированных проблем.
Слайд 5Направления автоматизации банковской деятельности
Основным направлением совершенствования информационных технологий в
банках является переход от «файл-серверных» систем к системам типа «клиент
- сервер» с использованием профессиональных распределенных реляционных СУБД, таких как Sybase, Oracle, Informix и др..
Информационные системы, разработанные в среде этих СУБД, предоставляют ряд существенных преимуществ при работе с банковской системой:
1. Поддержка распределенной базы данных не только в локальной сети, но и в территориально распределенной системе, что позволяет банкам оперативно управлять работой филиалов и контролировать их.
2. Обеспечение надежности хранения данных благодаря наличию механизма поддержки транзакций и репликации, который обеспечивает целостность и согласованность данных.
Слайд 6Преимущества
3. Требованием обеспечения безопасности банковской информации разграничением и поддержкой различных
уровней доступа и автоматизированного ведения журнала, протоколирует все действия пользователей.
4.
Отсутствие существенных ограничений при использовании в банковской сфере с точки зрения объемов информации в базе данных, скорости обработки и т.д..
5. Наличие современных средств разработки клиент-серверных технологий, таких как CASE-средства и объектно-ориентированные языки программирования.
Слайд 7Направления автоматизации банковской деятельности
В настоящее время известны и используются
в АБС две архитектуры технологии «клиент-сервер»: двухуровневая и трехуровневая.
Двухуровневая
архитектура включает сервер БД и рабочие станции клиентов. Все обработки информации за ней выполняется на рабочей станции, а сервер используется только для хранения и поиска данных. Однако из-за сложной логики приложений такая технология выдвигает довольно высокие требования к компьютерам клиентского рабочего места.
Слайд 8Направления автоматизации банковской деятельности
С целью реализации сложной прикладной логики
для рабочих станций необходимо выделять очень мощные машины. Устранение этого
недостатка достигается трехуровневой архитектурой, когда выделяется вся прикладная логика. Этот уровень называется сервер-прикладного программного обеспечения, или сервер приложений.
Архитектура этой технологии состоит из сервера базы данных, сервера приложений и рабочей станции. Такая технология устраняет элементы дублирования, связанные с реализацией подобной логики на разных рабочих станциях, а также проблему «толстого» клиента. По трехуровневой архитектуры компьютер пользователя используется как интерфейсный средство.
Слайд 9Требования к АБС
Основным требованием, предъявляемым к АБС, является требование о
ее функциональной полноты.
Полнофункциональной можно считать систему, если набор ее
функций позволяет выполнять все операции конкретного банка. Конечно, система, которая отвечает нынешним потребностям, может не удовлетворять их завтра, если у банка появятся новые функции. Поэтому следующей требованием, предъявляемым к АБС, является ее гибкость.
Слайд 10Требования к АБС
Гибкость - это один из основных факторов, который
заключается в том, что любая банковская система должна иметь возможность
расширяться и развиваться, и не только фирмой-разработчиком, но и силами специалистов банка. Развитие системы может происходить в двух направлениях: количественном (при увеличении количества филиалов или клиентов) и качественному (при расширении спектра банковских операций и услуг). Количественные изменения обусловливают потребность наращивания системы, которое может выполняться двумя способами:
- За счет установки в главной конторе мощной ЭВМ или путем распараллеливания процесса обработки на несколько ЭВМ;
- За счет увеличения производительности вычислительных комплексов в филиалах банка и перехода на распределенный обработки данных, сохранив за центральным вычислительным комплексом только функции консолидации баланса и обслуживание текущих информационных потребностей.
Слайд 11Требования к АБС
Надежность заключается в том, что АБС должна обеспечивать
работу большого количества пользователей, которые одновременно могут вводить, корректировать документы
(счета или сделки), формировать отчетность без каких-либо конфликтов, связанных с одновременным доступом к данным.
Реальный масштаб времени после введения документа АБС должна обеспечивать бухгалтерские проводки. Новое состояние счетов сразу становится доступным для всех пользователей и отражается в балансе, а также может быть использована при расчете нормативов. Система, построенная с учетом этого требования, имеет следующие преимущества:
Позволяет в любой момент иметь полную картину финансового состояния банка;
Позволяет оперативно отслеживать информацию, поступающую в систему;
Предоставляет возможность получения дополнительных кредитных ресурсов.
Слайд 12Требования к АБС
Интегрированность системы означает, что система должна состоять из
информационно и функционально связанных между собой модулей.
Информационная связь заключается
в том, что все составляющие системы работают с общей базой данных, что позволяет избежать дублирования и обеспечивает целостность и согласованность данных.
Функциональная связь позволяет функциональным задачам, которые характеризуются одинаковой прикладной логикой, но решаются на разных АРМ, использовать общие процедуры, хранятся в библиотеках (например, начисление процентных ставок).
Слайд 13Требования к АБС
Обеспечение многофилиального работы банка заключается в том, что
для банков, имеющих много филиалов, и особенно для тех, структура
которых является трехуровневой, важным моментом является обеспечение единства и целостности технологии. Выполнение этого требования в идеальном варианте - это обеспечение распределенного обработки данных в режиме On-line. Обеспечение распределенного обработки данных в таком режиме стоит пока довольно дорого и под силу не всем банкам. Поэтому реальной с точки зрения обеспечения этого требования является единство технологий, то есть системы всех уровней должны иметь одинаковую структуру данных, одинаковые интерфейсы и инструментальные средства разработки программного обеспечения.
Слайд 14Требования к АБС
Безопасность и защищенность системы - это один из
жизненно необходимых требований, предъявляемых к АБС. По оценкам западных специалистов,
даже большой и стабильный банк обанкротится, если он откроет всю свою документацию. Поэтому АБС должна быть защищена как внутри от возможных злоупотреблений работниками банка, так и снаружи от различных попыток раскрытия банковской тайны и махинаций с его средствами.
Слайд 15Программно-техническая платформа АБС
Разработка АБС должна выполняться в соответствии с международными
стандартами, что позволит банковской системе Украины работать на мировых финансовых
рынках. Поэтому при создании АБС необходимо руководствоваться именно стандартами, которые являются общепризнанными в мировой практике.
Важнейшим вопросом, который возникает при создании АБС, является выбор программно-технической платформы, которая является главной при определении таких основных характеристик системы, как:
Аппаратная неприхотливость, что позволяет работать как на одном, отдельно взятом ПК, так и на сложной комбинации локальных сетей, работающих в разных концах города и даже страны;
Сохранение ранее сделанных капиталовложений при переходе на более производительный вариант аппаратной платформы;
Возможность работы в режиме реального времени;
Слайд 16Программно-техническая платформа АБС
Обеспечение обмена с другими системами автоматизации;
Надежность защиты от
несанкционированного доступа и возможность восстановления данных в случае их физических
разрушений;
Приемлемая стоимость для минимальной конфигурации АБС и возможность при этом использования оборудования, отвечающего современным техническим достижениям;
Поддержка механизмов транзакций и репликации при одновременной многопользовательской работы, а также в случаях аппаратных сбоев и аварий системы;
Переносимость программного обеспечения на различные аппаратные плат-формы.
Слайд 17Программно-техническая платформа АБС
Основными составляющими программно-технической платформы являются: аппаратные средства, операционные
системы (ОС) и СУБД.
Учитывая то, что между аппаратными средствами и
операционными системами существует определенная зависимость, их можно разделить на следующие три группы:
MAINFRAME - операционные системы МVS, VSE и аналогичные на компьютерах IBM/370/390 и их аналогах;
MS-DOS, OS / 2, Windows NT, Novell NetWare, которые работают на аппаратуре Intell;
UNIX - Unix-подобные операционные системы, которые могут работать на различных аппаратных платформах.
Слайд 18Программно-техническая платформа АБС
Анализ западных АБС свидетельствует, что как СУБД чаще
всего используются мощные, надежные, многопользовательские, так называемые профессиональные реляционные системы
Sybase, ORАCLE, Informix, SQL Server, Progress, DB2 и др..
Системы, разработанные в среде этих СУБД, характеризуются следующими преимуществами:
поддерживают стандартный язык манипулирования данными (SQL), обеспечивая тем самым открытость систем;
легко переносятся из одной аппаратно-системной платформы на другую;
обеспечивают поддержку целостности базы данных.