Слайд 1Содержание обучения русскому языку
Лекция 3.
Слайд 2Содержание обучения – основная категория методики, отвечающая на вопрос: чему
учить?
Слайд 3Содержание обусловлено двумя факторами:
предметом обучения
(русский язык в реальном функционировании
в качестве многоуровневой системы)
целями и результатами обучения
(личностные, метапредметные, предметные)
Слайд 4Системно-деятельностный подход
«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств
− возможно лишь в деятельности»
(Л.С. Выготский)
Слайд 5Компоненты учебной деятельности:
познавательные и учебные мотивы;
учебная цель;
учебная задача;
учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка).
Слайд 6Процесс обучения на уроке становится процессом обучения деятельности:
научить ставить цель,
формировать мотивацию к активной позиции на уроке, находить пути и
средства к достижению поставленной цели, формировать собственные умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд 7Содержание работы по русскому языку определяется:
1) составом школьного курса русского
языка;
2) принципами отбора учебного материала;
3) нацеленностью на метапредметные и личностные
результаты.
Слайд 8Состав школьного курса русского языка (типы учебного материала)
Слайд 10Три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций:
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции;
Слайд 11Лингвистические понятия в школьном курсе характеризуют сквозные линии:
Речь, речевая деятельность,
текст, стили речи, жанры речи –коммуникативная компетенция.
Слайд 12Общие сведения о языке. Наука о русском языке.
Система языка.
Правописание (сведения о графике, орфографии и пунктуации).
Культура речи - лингвистическая
и языковая компетенция
Слайд 13Язык и культура. Русский речевой этикет. Этимологические словари – культуроведческая
компетенция
Слайд 14Лингвистические (языковые) факты как учебные единицы -
это языковые явления,
выпадающие из той или иной системы.
Слова-исключения, разносклоняемые существительные, непарные согласные,
разноспрягаемые глаголы
Слайд 15
Принципы отбора знаний для школьного курса русского языка
Слайд 19Система умений
3 группы интеллектуально-мыслительных умений , источником которых являются язык,
речь,
правописание.
Учебно-языковые умения
Речевые
умения
Правописные умения
опознавательные;
классификационные;
аналитические
некоммуникативные;
коммуникативные
орфографические;
пунктуационные
Слайд 20Универсальные учебные действия -
это совокупность способов действий, которая обеспечивает
способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию
самого процесса усвоения;
это умения учиться.
Слайд 21Универсальные учебные действия – индикаторы функциональной грамотности
Коммуника-тивные универсальные учебные действия
Познавательные
универсаль-
ные учебные действия
Регулятив-
ные универсальные учебные действия
Слайд 22Коммуникативные УУД:
строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
владеть всеми
видами речевой деятельности;
адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными
видами чтения;
Слайд 23точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме;
соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной
речи и правила русского речевого этикета и др.
Слайд 24Познавательные УУД:общеучебные
формулировать проблему;
выдвигать аргументы;
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников;
определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид
чтения в зависимости от коммуникативной цели;
Слайд 25применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств;
перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
Слайд 26логические:
выделение главного, существенного в языковом явлении;
установление, классификация языковых явлений
по определениям;
сравнение изучаемых явлений в каких-либо отношениях;
анализ языковых
явлений в тексте.
Слайд 27
Регулятивные УУД:
ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);
планировать последовательность действий
и при необходимости изменять её (планирование);
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию
и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)
Слайд 28умение самоконтроля:
нахождение орфографических ошибок в своей и чужой работе;
совершенствование содержания
высказывания в соответствии с темой и основной мыслью сочинения.
Слайд 29Структура обучения русскому языку
Программа по русскому языку реализует коммуникативно-деятельностный подход.
Каждый
раздел программы представлен в виде двух блоков: 1) перечень лингвистических
понятий;
2) основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Слайд 30
Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов
универсальных учебных действий: коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Слайд 31Примерные программы по русскому языку – это основа создания рабочих
программ.
Примерная программа определяет инвариатную (обязательную часть) часть учебного курса.
Рабочие программы
составленные на основе примерной программы могут использоваться в учебных заведениях разного типа и разной специализации.
Слайд 32Первая содержательная линия
Разделы «Речь и речевое общение»; «Речевая деятельность»; «Текст»;
«Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия
Разделы «Общие сведения о языке»; «
Фонетика и графика»; «Морфемика и словообразование»; «Морфология», «Синтаксис»; «Культура речи»; «Правописание: орфография и пунктуация»
Третья содержательная линия
Разделы «Язык и культура»
Слайд 33Раздел 2. Речевая деятельность.
1. Речь. Как деятельность. Виды речевой
деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2.
Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух.
Слайд 34Передача содержания прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развернутом
виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Овладение различными видами
чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками.
Слайд 35Создание устных и письменных монологических, устных диалогических высказываний разной коммуникативной
направленности с учетом целей, сферы и ситуации общения.
Отбор и
систематизация материала на определенную тему; поиск и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Слайд 36Раздел 14. Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории
народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения
в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение значений с помощью лингвистических словарей.
Слайд 37Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории
происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции
страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Слайд 38Место предмета
«Русский язык» в учебном плане:
Базисный учебный план (вариант
1) предусматривает обязательное изучение русского языка в объёме 735 часов.
Из
них:
а) инвариантная часть – 661 ч.
б) вариативная часть – 74 ч. (проведение контрольных, самостоятельных, практических работ).
5 класс – 175 ч. ( 5 часов в неделю).
6 класс – 210 ч. (6 часов в неделю).
7 класс – 140 ч. (4 часа в неделю).
8 класс – 105 ч. (3 часа в неделю).
9 класс – 105 ч. (3 часа в неделю).