Слайд 1ЛЕКЦИЯ
СТИЛЬ. ИМПРЕССИОНИЗМ.
РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
4 КЛАСС
Преподаватель
– Оксана Валерьевна Михайлова
ДХШ
№6 Им. Акцыновых
Слайд 2Николай Богданов-Бельский,
Лето, 1911
Слайд 3Николай Клодт, Заросший пруд, 1910
Слайд 4Борис Гладченко, Ранняя осень. Прогулка в парке, 1970
Слайд 6Николай Богданов-Бельский, День рождения учительницы, 1920
Слайд 7Иван Коваленко, Платановая аллея, 1969
Слайд 8Сергей Радюк, Купальщицы, 1990
Слайд 9Николай Богданов-Бельский,
Симфония, 1920
Слайд 10Николай Богданов-Бельский,
Мальчики,
1910
Слайд 11Николай Богданов-Бельский, Солнечное утро, 1935
Слайд 12Николай Богданов-Бельский, В ожидании парома, 1915
Слайд 13Сергей Виноградов, Дорожка в парке, 1892
Слайд 14Петр Кончаловский, Каток «Динамо», 1948
Слайд 15Константин Коровин,
Девушка у окна, 1910
Слайд 18Николай Богданов-Бельский, Латгальские девочки, 1920
Слайд 19Георгий Савицкий, Улица в Сухуми, 1939
Слайд 20Виктор Борисов-Мусатов, Маки в саду, 1894
Слайд 21Импрессионизм зародился в конце XIX — начале XX веков во
Франции и затем распространился по всему миру. Представители импрессионизма стремились
разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Переносные мольберты и краски в тюбиках дали импрессионистам то, чего не было у их предшественников, — возможность рисовать почти где угодно. Художник мог устроиться у входа в кафе и нарисовать обедающих или сесть у речки и изображать на холсте что-то обыденное, например лучи солнца, пронизывающие листву. Импрессионисты изменили не только то, где рисует художник, но и как он это делает. За пределами студии работать приходилось быстро. Художники старались передавать не детали, а впечатления.
ФРАНЦУЗСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
Слайд 22РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
Русский импрессионизм - условное название произведений
русских живописцев конца XIX —
начала XX в., в которых сказалось воздействие творчества французских импрессионистов.
Опираясь на
опыт работы с натуры, накопленный в отечественном искусстве, русские художники помогли характерным чертам «эталонного» французского импрессионизма укорениться на новой почве — в нашей стране. Свет, которым залиты их полотна, заполняет пространство, изображенное на холсте, свежим воздухом, который так и хочется вдохнуть полной грудью, раздельный мазок подчеркивает динамику пленэрной работы, а фрагментарность и этюдность импрессионистических работ передают стремление остановить мгновение, увековечив его в ярких, живых красках.
Слайд 23Некоторым художникам стало тесно в рамках движения передвижников, кто-то смог
попасть на выставки импрессионистов в Париж.
Технические приёмы импрессионизма начали
приживаться в России, а точнее в Москве - по большей степени представители русского импрессионизма - выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Русский импрессионизм сохранил внешние приемы французских законодателей школы: письмо чистыми цветами, особое внимание к передаче света, высокая скорость работы, непременно, на пленэре. Отечественная живопись тяготела к созданию картин, наполненных смыслом. За мимолетной эмоцией, непременно должен был раскрываться внутренний мир самого художника.
Первое, и, наверное, самое главное отличие русского импрессионизма от западного в том, что наши соотечественники старались не только поймать момент и сиюминутное видение, но и уловить душу изображаемого человека или пейзажа.
Слайд 24В отличие от тяготеющего к скорости, динамики и городским жанровым
сценам, русский импрессионизм был куда более мягким, склонным показывать сельские
зарисовки и пейзажи;
Русские импрессионисты старались в каждой работе передать еще и свое эмоциональное, субъективное настроение.
Началом русского импрессионизма принято считать с картины Константина Коровина - Портрет Хористки.
К «русскому импрессионизму» относят периоды творчества Исаака Левитана, Ильи Репина, Василия Поленова, Василия Сурикова, Федора Васильева, Константина Коровина, Валентина Серова, Игоря Грабаря, Абрама Архипова, Архипа Куинджи.
Также яркие периоды импрессионизма можно отметить у Виктора Борисова-Мусатова, Николая Богданова-Бельского, Петра Нилуса, Константина Юона, Дмитрия Налбандяна и других именитых мастеров.
Слайд 25САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
РУССКИЕ ИМПРЕССИОНИСТЫ
Слайд 26 ВАЛЕНТИН СЕРОВ (1865-1911)
Живопись Серова пронизана присущей только русскому
импрессионизму чертой – в его картинах отражено не только впечатление
от увиденного художником, но и состояние его души в данный момент. После путешествия по Италии Валентин Серов возвращается в Абрамцево, где и создает «Девочку с персиками», на котором изображена старшая дочь Саввы Мамонтова Вера. На момент создания Серову было всего 22 года, но его профессионализм позволил наполнить свою работу сразу несколькими жанрами: на картине мы видим и портрет, и натюрморт, и пейзаж за окном. Серов писал картину ежедневно около трех месяцев, чем, по его собственным словам, «измучил двенадцатилетнюю Верочку». Но у зрителя все же создается впечатление, что девочка присела всего на минутку, и художнику удалось поймать момент и поделиться с нами своим мимолетным, светлым и счастливым впечатлением.
Слайд 27Валентин Серов,
Девочка с персиками, 1887
Слайд 28Валентин Серов, Девушка освещенная солнцем, 1888
Слайд 29Валентин Серов, Купание лошади, 1905
Слайд 30Валентин Серов,
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896
Слайд 31 Валентин Серов, Летом. Портрет О. Ф. Серовой, 1895
Слайд 32Валентин Серов, Открытое окно. Сирень,
1886
Слайд 33Александр Герасимов (1881-1963)
Одним из учеников Коровина и Серова, перенявшим у
них экспрессивный мазок, яркую палитру и этюдную манеру письма, стал
Александр Михайлович Герасимов. Расцвет творчества художника пришелся на время революции, что не смогло не отразиться в сюжетах его картин. Несмотря на то что Герасимов отдал свою кисть на службу партии и прославился благодаря выдающимся портретам Ленина и Сталина, он продолжал работать над импрессионистическими пейзажами, близкими его душе. Работа Александра Михайловича «После дождя» открывает нам художника как мастера передачи воздуха и света на картине, чему Герасимов обязан влиянию своих именитых наставников.
Слайд 34Александр Герасимов, После дождя. Мокрая терраса, 1935
Слайд 35Александр Герасимов, Летний день, 1950
Слайд 37Александр Герасимов, Натюрморт. Полевой букет, 1952
Слайд 38Александр Герасимов, Портрет Надежды Гиляровской, 1912
Слайд 39ИГОРЬ ГРАБАРЬ (1871-1960)
Игорь Эммануилович Грабарь, перенял многие техники французских живописцев
второй половины XIX века, благодаря своим многочисленным поездкам в Европу.
Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма.
Слайд 40Игорь Грабарь, Февральская лазурь, 1904
Слайд 41Игорь Грабарь, Зимний вечер, 1903
Слайд 42Игорь Грабарь, Неприбранный стол, 1907
Слайд 43Игорь Грабарь, Мартовский снег, 1904
Слайд 44Игорь Грабарь, Цветы и фрукты на рояле, 1904
Слайд 45Игорь Грабарь, Майский вечер, 1905
Слайд 46Игорь Грабарь, Сирень и незабудки, 1905
Слайд 48Игорь Грабарь, Сентябрьский снег, 1903
Слайд 49ЮРИЙ ПИМЕНОВ (1903-1977)
Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и
в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов,
пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма. Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930-х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. «Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. Глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма. Советский лирик Юрий Пименов сам себя называл «реалистическим импрессионистом». Каждая его картина была талантливо пойманным мгновенным впечатлением.
Слайд 50Юрий Пименов, Новая Москва, 1937
Слайд 52Юрий Пименов, Вид из окна. Москва, 1954
Слайд 53Юрий Пименов, Мокрые афиши,
1973
Слайд 54Юрий Пименов, Уголок кабинета, 50-60 годы