Слайд 1Леонардо да Винчи
(15 апреля 1453 – 2 мая 1519)
—
великий итальянский художник, скульптор, учёный, инженер и архитектор, яркий представитель
типа «универсального человека» (homo universale) — идеала итальянского Ренессанса.
"Блистательный своей наружностью, явивший высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе,
а словами своими он мог любое упрямство заставить сказать "да" или "нет".
Своей силой он смирял любую неистовую ярость и
правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как будто они были сделаны из свинца"
ВАЗАРИ
Слайд 2Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452
в местечке Анкиано
близ города Винчи недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро
да Винчи, нотариус из известной семьи города Винчи. Матерью была либо крестьянка, либо хозяйка таверны Катерина. Примерно в 4,5 г. Леонардо взяли в дом отца, и в документах он назван незаконным сыном Пьеро.
Слайд 3«Кто спорит, ссылаясь на авторитет, тот применяет не свой ум,
а скорее память»
Кодексы Леонардо:
Атлантический кодекс
• Кодекс о полёте птиц
• Кодекс Тривульцио
• Витрувианский человек
Слайд 6Трактат о живописи
В справедливых жалобах сетует живопись, что она изгнана
из числа свободных искусств, ибо она — подлинная дочь природы
и осуществляется наиболее достойным чувством. Поэтому, о писатели, вы не правы, что оставили ее вне числа этих свободных искусств, ибо она занимается не только творениями природы, но и бесконечно многим, чего природа никогда не создавала.
Слайд 7В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и
ювелира Андреа дель Верроккио (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь
ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккио «Крещение» (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккио.
Слайд 8«Благовещение»
(ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция).
Размер картины 98 x
217 см, дерево, темпера.
Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо,
хотя
его авторство оспаривается многими специалистами.
К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.
Слайд 9«Мадонна с цветком», т.н. «Мадонна Бенуа»
(ок. 1478, Государственный Эрмитаж,
Санкт - Петербург)
Размер картины 50 x 32 см, дерево,
масло.
Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники.
Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.
Слайд 10«Мадонна с младенцем»
(Мадонна Литта)
1490 - 1491 Эрмитаж,
Санкт-Петербург
Размер
картины 42 x 33 см, дерево, темпера.
Композиция картины лаконична
и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания.
Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название.
Слайд 11«Мадонна в гроте»
(1483–1484, Лувр, Париж)
«Мадонна в скалах»
(1506–1508,
Британская Национальная галерея, Лондон).
Слайд 12«Мадонна в гроте»
1483-1494 годы. Музей Лувр, Париж.
Размер картины 198
x 123 см, холст, дерево, масло.
К картине «Мадонна в
гроте» Леонардо да Винчи приступил в 1483 году, получив заказ на алтарную картину от одного из религиозных братств. Расхождения с заказчиками из-за оплаты привели к тому, что Леонардо да Винчи оставил картину у себя, окончательно завершив ее между 1490 и 1494 годами.
Слайд 13 Не получив от Леонардо да Винчи обещанной
картины «Мадонна в гроте», заказчики возбудили против него тяжбу, тянувшуюся
около двадцати лет. Только между 1505 и 1508 годами ученик Леонардо Амброджо де Предис под непосредственным руководством самого мастера закончил (с некоторыми изменениями в деталях) повторение картины «Мадонна в гроте», которое было передано заказчикам.
Ныне эта картина, сильно уступающая в художественном отношении луврскому варианту, находится в Лондонской Национальной галерее.
«Мадонна в скалах»
Слайд 14«Дама с горностаем» (1484, Музей Чарторыйского, Краков.
Размер картины 54,8
x 40,3 см, дерево, масло) – одна из первых работ
Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо.
Фон переписан другим художником.
Слайд 15«Тайная вечеря»
(1495-1497)
Фреска (площадь 4,5 × 8,6 м) расположена на
стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане,
на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной.
Слайд 16Судьба этого произведения оказалась поистине трагической. Предпринятые Леонардо по его
обыкновению экспериментальные работы над красками и грунтом не были удачными
— красочный слой оказался недостаточно прочным, и уже в 16 веке началось разрушение фрески, которое со временем усилилось и было довершено грубыми и неумелыми реставрациями. В 1954 году фреска была очищена от более поздних наслоений, а остатки подлинной живописи выявлены и закреплены, благодаря чему можно получить общее представление о композиции и красочном решении шедевра Леонардо да Винчи.
Слайд 17За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре
Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан
драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова:
«Один из вас предаст Меня».
Слайд 18Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре –
Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены,
точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
Слайд 19Юный мечтательный Иоанн, помещенный по правую руку от Христа, как
бы бессильно поник от полученного удара.
Слайд 20Находящийся по левую руку от Христа Иаков Старший красноречивым жестом
недоумения развел руки в стороны, а приподнявшийся со своего места
рядом с ним юный Филипп — образ высокой душевной красоты — склоняется перед Христом в порыве самопожертвования.
Слайд 21«Мона Лиза»
(1503–1506, Лувр, Париж).
Размер картины 77 x 53
см,
дерево, масло.
Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была
третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо.
«Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны
здесь и воплощены в форму женщины...»
Мона — в переводе единственная
Джоконда — в переводе радующаяся
Слайд 29Кухня Леонардо
Комната Леонардо
Спальня Леонардо