Слайд 1Лесной сказочник
Жизнь и творчество
Виталия Бианки
Слайд 2 Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые
каким-то особенным отношением ко всему живому.
Одним из них был
писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Слайд 3 Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему
от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура.
От отца — учёного-орнитолога (орнитология – это наука, изучающая птиц) — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».
Слайд 4 Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук и он
ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных
птиц и зверей. Это был удивительный мир. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Семья жила прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.
Слайд 5 Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. Там
их ждали рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов, зайчат, ежей, белок.
«Отец
рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать.»
Слайд 6
Там мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему
тогда лет 5-6. С тех пор лес стал для него
волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование.
Слайд 7Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук в университете,
позднее — занятия в институте истории искусств. А своим главным
лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Слайд 8 Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на
всю жизнь определила его интерес к родной природе.
В семье Бианки
часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
Слайд 9 Тридцать пять лет писал
Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его
книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Слайд 10В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по
Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.
В 1917 переехал в Бийск,
где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей.
В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок».
Слайд 11Первый опубликованный детский рассказ Бианки –
«Чей нос лучше?» (1923).
Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных
героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
Слайд 12Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем.
В 1923 он начал публиковать фенологический календарь в ленинградском журнале
«Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой «Лесной газеты» (1927).
Слайд 13Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к природе». Он
написал более 30 сказок о природе, в числе которых такие
классические произведения, как
«Первая охота» (1923),
«Кто чем поет» (1923),
«Как Муравьишка домой спешил» (1935),
Сказки зверолова (1937) и др.
Слайд 14По некоторым из них («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья» «Синичкин календарь»
и др.) сняты мультфильмы.
Слайд 15Бианки писал также тематические циклы «Мышонок Пик», 1926,
«Синичкин календарь»,
1945 и др.
Слайд 16За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов,
сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники
и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Слайд 17Растения и животные, леса и горы, моря, ветры, дожди, зори
- весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами….
Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.
Виталий Бианки