Слайд 1Лицензионный и уведомительный режимы осуществления предпринимательской деятельности
Лекция 6
Слайд 2Правовой режим предпринимательской деятельности
Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных
законодательством и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых
способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования (доктринальное определение).
Слайд 3Лицензирование предпринимательской деятельности
Дополнительная литература:
Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства
России в ВТО, ЕврАзЭс и Таможенном союзе. / Отв. ред.
И.В. Ершова. М.: Норма, 2014.
Багандов А.Б. Лицензионное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М.: Эксмо, 2004.
Шишкин С.Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики. М.-Берлин: Инфотропик Медиа, 2011.
Слайд 4Правовая основа лицензирования
ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 4
мая 2011 г. № 99-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности»
Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»
Постановление Правительства РФ от 16 июля 2012 г. № 722
«Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов»
Постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826
«Об утверждении типовой формы лицензии»
Порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется положениями, которые утверждаются Правительством РФ
Слайд 5Договорно-правовая основа лицензирования
ВТО: Пункт 4 ст. VI Генерального соглашения по
торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15.04.1994)
− меры, относящиеся к требованиям лицензирования, не должны создавать неоправданных барьеров в торговле услугами.
ЕАЭС: Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014), а именно Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (протокол 16)
Слайд 6Правовая позиция ВС РФ
Если федеральным законом разрешено заниматься предпринимательской деятельностью
только при наличии специального разрешения (лицензии), но порядок и условия
не были установлены, а лицо стало осуществлять такую деятельность в отсутствие специального разрешения (лицензии), то действия этого лица, сопряженные с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, следует квалифицировать как осуществление незаконной предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23)
Слайд 7Понятие лицензирования
Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий,
продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия
лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Слайд 8Сущность лицензирования
Лицензирование – прямой, административный, директивный способ государственного регулирования предпринимательской
деятельности.
С.Н. Шишкин: Лицензирование – организационная форма государственного регулирования, причем достаточно
жесткая.
Слайд 9Сущность лицензирования
Е.И. Спектор: Лицензирование, являясь специальным административно-правовым режимом, представляет собой
один из универсальных и достаточно эффективных легализующих средств государственного регулирования
экономики.
Слайд 10Понятие лицензии (от лат. licentia – разрешение, право)
Лицензия − специальное
разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного
вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Слайд 11Критерии лицензирования
К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь
за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью
граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием – данное положение соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Слайд 12Лицензируемые виды деятельности
Лицензированию подлежат виды деятельности, указанные в ст. 1
и 12 Закона о лицензировании.
Положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности
Слайд 13Сфера действия Закона о лицензировании
Закон о лицензировании не применяется к
лицензированию видов деятельности, указанных в ч. 2 ст. 1 (деятельность
кредитных организаций, страховая и др.) – порядок лицензирования определяется специальным законодательством (например, Законом о банках, Законом о РЦБ). Особенности лицензирования могут устанавливаться в отношении видов деятельности, указанных в ч. 4 ст. 1 (оказание услуг связи, образовательная деятельность и др.).
Слайд 14Лицензионный режим
В рамках лицензионного режима существует дифференциация на:
- общий лицензионный
режим (определен Законом о лицензировании и распространяется на указанные в
ст. 12 виды деятельности;
- специальный лицензионный режим (определен специальным законодательством и распространяется на указанные в ст. 1 виды деятельности).
Слайд 15Лицензирующие органы
Лицензирование может осуществляться федеральными органами исполнительной власти. Осуществление полномочий
в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам
государственной власти субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Слайд 16Лицензирующие органы
Постановлением Правительства РФ от
21 ноября 2011 г. № 957
утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов
деятельности и названы виды деятельности, полномочия по лицензированию которых переданы органам исполнительной власти субъектов РФ.
Слайд 17Лицензирующие органы
Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта
РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии
уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957.
Слайд 18Лицензирующие органы
В отношении видов деятельности, указанных ст. 1 Закона о
лицензировании, лицензирование может осуществляться и органами местного самоуправления (например, лицензирование
розничной продажи алкогольной продукции – ч. 10 ст. 18 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Слайд 19Срок действия лицензии
По общему правилу лицензия действует бессрочно.
Ограничение срока действия
лицензии предусматривается федеральными законами, устанавливающими специальный лицензионный режим.
Слайд 20Получение лицензии
Заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются документы:
1) копии
учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
2) копии документов,
перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;
3) опись прилагаемых документов.
Слайд 21Порядок представления документов
Документы представляются в лицензирующий орган:
а) непосредственно;
б) направляются
заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
в) направляются в форме
электронных документов.
Правила предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2012 г. № 722.
Слайд 22Контроль на стадии предоставления лицензии
В срок, не превышающий 45 рабочих
дней, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в
заявлении и документах сведений. В случае обнаружения нарушений (требований оформления заявления либо представления документов не в полном объеме) лицензирующий орган вручает соискателю уведомление о необходимости их устранения.
Слайд 23Лицензионные требования
Совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на
обеспечение достижения целей лицензирования.
Слайд 24Правовая позиция Конституционного Суда РФ
Установление лицензионных требований положениями о лицензировании
«не создает, вопреки утверждению заявителя, правовую основу для ограничения прав
и свобод граждан и не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права».
Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. № 592-О-О
Слайд 25Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении
Оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом
решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением). Типовая форма лицензии утверждена постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826.
Слайд 26Основания отказа в предоставлении лицензии
наличие в представленных соискателем лицензии заявлении
о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной
или искаженной информации;
установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Решение об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии.
Слайд 27Мероприятия в рамках лицензирования
Переоформление лицензии
Приостановление действия лицензии
Аннулирование
Прекращение действия
лицензии
Основания и порядок определены Законом о лицензировании.
Слайд 28Переоформление лицензии
Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в
форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также
в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Слайд 29Переоформление лицензии
В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление
лицензии допускается только при условии наличия у каждого участвующего в
слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
Слайд 30Приостановление действия лицензии
Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1)
привлечение лицензиата к административной ответственности (ст. 19.5 КоАП РФ) за
неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Слайд 31Порядок аннулирования лицензии
По общему правилу лицензия аннулируется по решению суда
на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Слайд 32Порядок аннулирования лицензии
В отношении указанных в ст. 1 Закона о
лицензировании видов деятельности предусмотрены случаи аннулирования лицензия и во внесудебном
порядке. Положение об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 2012 г. № 824.
Слайд 33Судебная практика
При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о
приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности
судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (пункт 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10)
Слайд 34Прекращение действия лицензии
Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида
деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:
1) представление
лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Слайд 35Прекращение действия лицензии
3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Слайд 36Административная ответственность
в сфере лицензирования
Ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской
деятельности:
без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия)
обязательно (обязательна),
с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией),
с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Слайд 37Правовая позиция ВС РФ
В тех случаях, когда административная ответственность за
осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением
предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ").
Слайд 38Административная ответственность
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом,
не имеющим лицензию на данный вид деятельности – ч. 1 ст. 6.2
КоАП РФ;
нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов − ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ;
осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии – ст. 14.1.2 и др.
Слайд 39Уголовная ответственность
Ст. 171 УК РФ – осуществление предпринимательской деятельности без
специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно,
или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном (особо крупном) размере.
Ст. 169 УК РФ – неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.
Слайд 40Уведомительный режим
Правовая основа
• Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
• Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
Слайд 41Уведомительный режим
Легальное определение
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности – документ,
который представляется зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке юридическим лицом,
индивидуальным предпринимателем в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти и посредством которого такое юридическое лицо, такой индивидуальный предприниматель сообщают о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.
Слайд 42Уведомительный режим
• Перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под уведомительный режим,
предусмотрен ст. 8 Закона от 26
декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
• Перечень работ и услуг в составе указанных видов ПД (в соответствии с ОКВЭД и ОКУН) утвержден постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584.
Слайд 43Уведомительный режим
Перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под уведомительный режим: предоставление
гостиничных услуг, предоставление бытовых услуг, предоставление услуг общественного питания организациями
общественного питания; издательская и полиграфическая деятельность и др.
Слайд 44Уведомительный режим
Перечень работ и услуг
Например, в состав такого вида деятельности,
как предоставление бытовых услуг, включены: ремонт, окраска и пошив обуви;
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; химическая чистка и крашение, услуги прачечных; услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий; услуги бань и душевых; парикмахерские услуги и др.
Слайд 45Уведомительный режим
Содержание
ЮЛ, ИП обязаны уведомить о начале осуществления отдельных
видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности
орган (органы) государственного контроля (надзора).
Предъявление требований о получении ЮЛ, ИП разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.
Слайд 46Уведомительный режим
В уведомлении указывается о соблюдении ЮЛ, ИП обязательных
требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской
деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Уведомление представляется ЮЛ, ИП в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
Слайд 47Уведомительный режим
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные принимать уведомления, определены постановлением
Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584: Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное медико-биологическое агентство и др.
Слайд 48Уведомительный режим
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить сведения: об изменение
места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
об изменение места жительства индивидуального предпринимателя; о реорганизация юридического лица.
Слайд 49Уведомительный режим
Судебная практика
Признавая незаконным отказ в Роспотребнадзора по Московской области
в регистрации уведомления ФАС Московской области в постановлении от 3
апреля 2012 г. № Ф05-2547/12 указал, что Правила не содержат указания на то, что заявленный в уведомлении вид деятельности должен также обязательно указываться в выписке из ЕГРЮЛ.
Слайд 50Уведомительный режим
Ответственность
Нарушение ЮЛ или ИП установленного порядка представления уведомления о
начале осуществления предпринимательской деятельности является основанием привлечения к административной ответственности
по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.
Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).