Разделы презентаций


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

Содержание

Словарь: Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей. Основные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ

Слайд 2Словарь:

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи,

включающая эволюцию жанров, тематики и различное использование классического наследия, переосмысление

вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей.

Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.
Словарь:  Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и различное

Слайд 3СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ:
I мировая война (1914 – 1918 гг.)
Октябрьская революция


(7 ноября 1917 г.)
Гражданская война

(1917 – 1922 гг.)
политика военного коммунизма (1918 – 1920 гг.)
НЭП (1921 – 1929 гг.).


СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ:I мировая война (1914 – 1918 гг.)Октябрьская революция   (7 ноября 1917 г.)Гражданская война

Слайд 4Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это

многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией «О политике партии

в области художественной литературы»: «Партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области»

Литературные течения, существовавшие в 20-е годы:

имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты, анархисты-биокосмисты, форм-либристы, эмоционалисты, фуисты, «ничевоки»

Первая половина 20-х годов характеризуется многообразием форм литературной жизни. Это многообразие было закреплено в 1925 году резолюцией

Слайд 5ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ
«САБЛЯ И КНИГА – ЧЕГО

ЕЩЁ»
А.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ»
Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ»
А.СЕРАФИМОВИЧ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»
Н.ОСТРОВСКИЙ «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»
ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ
М.БУЛГАКОВ

«БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
И.БАБЕЛЬ «КОНАРМИЯ»
И.БУНИН «ОКАЯННЫЕ ДНИ»
М.ГОРЬКИЙ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ»

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА  ЛИТЕРАТУРУ РАЗДЕЛИЛА НАДВОЕ.РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ«САБЛЯ И КНИГА – ЧЕГО ЕЩЁ»А.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ»Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ»А.СЕРАФИМОВИЧ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК»Н.ОСТРОВСКИЙ «КАК

Слайд 6ЭМИГРАНТЫ
И.БУНИН
А.КУПРИН
З.ГИППИУС
Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ
И.ШМЕЛЁВ
К.БАЛЬМОНТ
А. АВЕРЧЕНКО
М.ЦВЕТАЕВА
О.МАНДЕЛЬШТАМ
В.НАБОКОВ
Н.ГУМИЛЁВ
Л.АНДРЕЕВ и др.

ЭМИГРАНТЫИ.БУНИНА.КУПРИНЗ.ГИППИУСД.МЕРЕЖКОВСКИЙИ.ШМЕЛЁВК.БАЛЬМОНТА. АВЕРЧЕНКОМ.ЦВЕТАЕВАО.МАНДЕЛЬШТАМВ.НАБОКОВН.ГУМИЛЁВЛ.АНДРЕЕВ и др.

Слайд 7Литературные объединения
РАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе

различных объединений пролетарских поэтов.
Журнал «На посту» – печатный орган РАПП.

Поэтому писателей, входивших в эту группу иначе называли «напостовцы»
Литературные объединенияРАПП – Российская ассоциация пролетарских поэтов, сложившаяся на основе различных объединений пролетарских поэтов.Журнал «На посту» –

Слайд 8Представители РАПП
Александр
Фадеев
Дмитрий Фурманов
Юрий Либединский

Представители РАППАлександр ФадеевДмитрий ФурмановЮрий Либединский

Слайд 9Литературные объединения
ЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и

ставший его преемником в советской литературе
В. В. Маяковский возглавлял ЛЕФ

Литературные объединенияЛЕФ – Левый фронт искусств, выросший из футуризма и ставший его преемником в советской литературеВ. В.

Слайд 10Представители ЛЕФа
Николай Асеев
Борис Пастернак

Представители ЛЕФаНиколай АсеевБорис Пастернак

Слайд 11Представители ЛЕФа
Василий Каменский
Осип Брик
Портрет работы
Д. Бурлюка

Представители ЛЕФаВасилий КаменскийОсип БрикПортрет работы Д. Бурлюка

Слайд 12Литературные объединения
«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее

в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл

немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.

Литературные объединения«Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано

Слайд 13Представители «Серапионовых братьев»
К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов,
Е. Полонская,

М. Зощенко, Н. Никитин,
И. Груздев, В. Каверин

Представители «Серапионовых братьев»К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В.

Слайд 14Представители «Серапионовых братьев»
Евгений Иванович Замятин
Михаил Зощенко

Представители «Серапионовых братьев»Евгений Иванович ЗамятинМихаил Зощенко

Слайд 15Представители «Серапионовых братьев»
Вениамин Каверин (Зильбер)
Константин Федин

Представители «Серапионовых братьев»Вениамин Каверин (Зильбер)Константин Федин

Слайд 16Литературные объединения
«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под

руководством Александра Воронского при созданном им журнале «Красная новь». При

этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин.
Первоначально объединяла молодых поэтов (Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный и др.), отколовшихся от «Молодой гвардии» и «Октября». Группа оформилась в конце 1923 — начале 1924 года и получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической.
Первоначально группа была немногочисленной, но с 1926 состав её растёт, и в 1927 под манифестом «Перевала» подписалось 56 писателей.
Литературные объединения«Перевал» — советская литературная группа, существовавшая в 1923—1932 годах. Организована под руководством Александра Воронского при созданном им журнале

Слайд 17«Перевал»- марксистская литературная группа
Возникла в Москве в 1923 –

1924 годах.
Противопоставление другим группам:
уважительное отношение к классикам («У них

нужно учиться»)
психологизм – главное понятие.
художник максимально должен использовать интуицию

Литературные объединения

«Перевал»- марксистская литературная группа  Возникла в Москве в 1923 – 1924 годах.Противопоставление другим группам: уважительное отношение

Слайд 18Идея и художественный образ «Перевала»
Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества.
Большое

внимание к эстетике, а не к партийным директивам.
Выступали за изображение

полноценного человека.
Крайность:
Психологизм рассматривался на уровне подсознательного, интуитивного.

Художественный образ гораздо выше, сложнее, многозначнее любой голой идеи, схемы.

Идея и художественный образ «Перевала»Искренность творца, т.е. свобода, нравственность творчества.Большое внимание к эстетике, а не к партийным

Слайд 19Представители «Перевала»
Александр Воронский, советский критик, теоретик искусства
Михаил Светлов (Шейнкман)

Представители «Перевала»Александр Воронский, советский критик, теоретик искусстваМихаил Светлов (Шейнкман)

Слайд 20Представители «Перевала»
Михаил Пришвин
Андрей Платонов

Представители «Перевала»Михаил ПришвинАндрей Платонов

Слайд 21 РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
Во главе группы

– Леопольд Авербах – любимец Троцкого.
Главное:
Ориентация на массового пролетарского

читателя, утверждение партийной пролетарской литературы.
ЦЕЛИ:
управлять литературным процессом
заменить вдохновение социальным заказом
стремление рассадить писателей по классовым нишам, «скамейкам»

Литературные объединения

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)   Во главе группы – Леопольд Авербах – любимец Троцкого.

Слайд 22Руководство РАППа:
А. Фадеев
А. Серафимович
Д. Фурманов
позже в РАПП придет В.Маяковский, порвав

с ЛЕФом
Фурманов
Маяковский
РАПП был распущен в 1932 году, вскоре стало очевидно,

что эта верхушка организации, как и ее лидер Леопольд Авербах, «стала проклятьем для литературы» (И. В. Сталин).
Руководство РАППа:А. ФадеевА. СерафимовичД. Фурмановпозже в РАПП придет В.Маяковский, порвав с ЛЕФомФурмановМаяковскийРАПП был распущен в 1932 году,

Слайд 23Журналы и основные идеи РАППа
«На посту»
«На литературном посту»

(журналы были пропитаны ненавистью и доносительством, теоретики РАППа чаще всего

упорно вселяли в них чувство «идейной неполноценности», вечного отставания от жизни, отступлений от «генеральной линии»).

Отрицание классического искусства. «Нет литературы советской, нет литературы вообще, есть литература буржуазная и пролетарская» (Радов).
Писатель не пролетарского происхождения – «попутчик».
Категории добра и зла рассматриваются на классовом уровне. Человек – схема. Главное, чтобы содержание было классово выражено.
Уравнивают марксистское мировоззрение с художественным методом.

Журналы и основные идеи РАППа«На посту»«На литературном посту»   (журналы были пропитаны ненавистью и доносительством, теоретики

Слайд 24Проза и поэзия 20-х годов
Несмотря на большое количество поэтов, 20-е

годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических форм, о чем

с горечью говорил Б. Пастернак: «стихи не заражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания была личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима»

Обсуждение вопроса:
Почему именно прозаические формы вышли на первый план в 20-е годы?

Проза и поэзия 20-х годовНесмотря на большое количество поэтов, 20-е годы, скорее, эпоха эпических, а не лирических

Слайд 25Прозаические формы
Необыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две

прозаические формы – сказовая и орнаментальная.
Сказ – повествование от лица

рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового разговора

Какие сказовые произведения вы знаете?

Прозаические формыНеобыкновенную популярность, особенно в среде молодых авторов, приобретают две прозаические формы – сказовая и орнаментальная.Сказ –

Слайд 26Сказовые произведения
Н. С. Лесков «Левша»
П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
Б. В.

Шергин «Поморские были и сказания»
М. Х. Кочнев «Шелковые крылья»
М. Зощенко

«Юмористические рассказы»

Борис Шергин

Сказовые произведенияН. С. Лесков «Левша»П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка»Б. В. Шергин «Поморские были и сказания»М. Х. Кочнев

Слайд 27Орнаментальная проза
Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам

поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры,

образы, ассоциации.

Евгений Замятин, Борис Пильняк, Юрий Олеша и др.

Орнаментальная прозаОрнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на

Слайд 28Орнаментальная проза
Тревожный полусон, тревожная дремота царила.
Еще не ушла зима, еще

не прошла весна... Но стали смешливее
лучи, зашумели гулы...
Дул низкий, упругий,

треплющий волосы девушки ветерок...
Потянуло за город.
Побежали мечты.
Нарождалась весна.
И мы встретились в первый раз

Борис Пильняк (Вогау)

Орнаментальная прозаТревожный полусон, тревожная дремота царила.Еще не ушла зима, еще не прошла весна... Но стали смешливеелучи, зашумели

Слайд 29Фантастическая проза
Один из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет

– отношение к фантастике. С одной стороны многие писатели были

уверены, что только фантастика способна угнаться за скоростью тех преобразований, которые переживает современная им действительность.

Е. Замятин «Мы»,
А. Н. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»
Ю. Олеша «Зависть»,
М. Булгаков «Собачье сердце»

С другой стороны лефовцы отрицали художественный вымысел вообще и противопоставляли ему, так называемую, «литературу факта»

Фантастическая прозаОдин из краеугольных камней литературной полемики тех горячих лет – отношение к фантастике. С одной стороны

Слайд 30МИХАИЛ ЗОЩЕНКО

И.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ
«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»
Сатирическая проза

МИХАИЛ ЗОЩЕНКОИ.ИЛЬФ И Е.ПЕТРОВ«ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ»Сатирическая проза

Слайд 311932 год
Союз советских
писателей
«О перестройке литературно-художественных организаций».

1932 годСоюз советских писателей«О перестройке литературно-художественных организаций».

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика