Слайд 1Страницы биографии,
рассказ "Иуда Искариот" и Евангелие
Леонид
Николаевич Андреев
Слайд 4Содружество писателей литературного кружка “Среда”
Слайд 10Сравнительный
анализ евангельского
и андреевского
Иуды
Слайд 11 Моя суть в том, что я не принимаю мира таким,
каким мне дали его наставники и учителя, а беспокойнейшим образом
ставлю ему вопросы, расковыриваю, раскапываю, перевертываю, перелицовываю.
Л.Н.Андреев
Слайд 12Образ Иуды в Новом Завете
Лишен положительных качеств;
Предатель в абсолюте;
Поступок Иуды
страшнее, чем безумие толпы, пославшей на казнь Иисуса;
Предает только ради
денег;
Лишен конкретных человеческих черт;
Не вызывает сочувствия и осуждается за предательство;
Слайд 14История создания рассказа “Иуда Искариот”
Находясь после смерти
жены на Капри в гостях у Горького, Андреев сообщил ему
замысел рассказа об Иуде, возникший под впечатлением стихотворения
А. Рославлева “ Иуде”:
-Я хочу писать об Иуде ,-еще в России я прочитал стихотворение о нем- не помню чье ,- очень умное…что ты думаешь об Иуде? ( Из очерка М.Горького о Л. Андрееве).
Вот распят он, но лик его судьбы
Не возбудил кровавой жажды мщенья.
Рабы стоят и смотрят, как рабы.
Ты проклял их...(Рославлев “Иуде”)
Слайд 15Из очерка Горького о Л.Андрееве
…У меня в то время лежал
чей-то перевод тетралогии Ю.Векселля “Иуда и Христос”, перевод рассказа Т.
Гедберга и поэма Голованова, -я предложил ему прочитать эти вещи.
-Не хочу, у меня есть своя идея, а эта меня может запутать. Расскажи мне лучше- что они писали? Нет, не надо, не рассказывай…
Дорогой он рассказал содержание “Иуды”, а через три дня принес рукопись.
Слайд 16Андреев говорил Горькому: «Знаешь –если бы Иуда был убежден, что
в лице Христа перед ним сам Иегова, - он все-таки
предал бы его. Убить Бога, унизить его позорной смертью, - это, брат, не пустячок!»
Слайд 17“Иуда Искариот”- одно из величайших произведений русской и мировой литературы
Автор
о рассказе: “…нечто по психологии, этике и практике предательства”.
Тема предательства
в то время витала в воздухе. Это было связано с крахом первой русской революции и разоблачением провокаторов (самый знаменитый- Евно Азеф, руководитель организации эсеров), но в рассказе она приобрела метафизический характер и не была прямо связана с событиями того времени. “Иуда Искариот” является символическим произведением, и его нельзя понимать буквально.
Слайд 18Проблемный вопрос:
Почему об этом произведении забыли?
Случайно ли это?
Представьте на секунду, что Иуда из
Кариота- хороший человек. И даже
не
просто хороший, а более того- лучший,
самый хороший, ближайший к Христу.
Задумайтесь…Страшно. Страшно, потому
что не понятно, кто тогда мы, если он
хороший.
Слайд 21Андреевский Иуда- живой человек. Портрет героя.
Во внешности Иуды
все
двойственно:
странный череп,
“точно разрубленный
с затылка”; лицо, одна сторона
которого подвижна, с
морщинками, другая-
плоская и
застывшая; разные глаза- один
черный и острый, другой
слепой, не смыкающийся,
покрытый белесой мутью.
“Голос имел переменчивый…то
мужественный и сильный, то
крикливый, как у старой
женщины”.
Слайд 22Противоречия в характере и поступках Иуды
Положительное:
Любит Христа;
Предает не из-за
денег;
Бросается защищать
Иисуса от толпы;
Хочет любить
любовью деятельной в
отличие от других;
Хочет спасти Христа;
Материнская
нежность
К Христу;
Отрицательное:
Презирает людей, мать,
отца, жену.
Ворует деньги из
казны;
Ждет благодарности
от него;
Становится
провокатором и
предателем;
Проверяет силу Христа;
Ревность, приводящая к
преступлению;
Слайд 23Кого пытается спровоцировать Иуда?
Мысли Иуды:…когда иудеи увидят страдания Христа в
железных руках римских солдат, они поднимут восстание и свергнут власть
римлян и фарисеев. Пойдут ли люди защищать Иисуса? Т.е. проверить любовь людей к нему.
Слайд 25Два варианта исхода этого эксперимента, по мнению Иуды:
Первый вариант: если
толпа спасет Иисуса и пойдет за ним, то предательство Иуды
будет оправдано и послужит благой цели.
Второй вариант: если толпа не спасет Иисуса, тогда для кого учение Христа? Для трусливых людей, оставивших в беде своего Учителя? Тогда и сам Иуда не предатель. А цель оправдывает средства!
Слайд 27Суд Иуды над учениками Христа
Оправдания учеников:
“Что могли мы сделать?”
“Я
обнажил меч, он сказал- не надо”
“Кто не повинуется ему, тот
идет в
геенну огненную”;
“Он сам хотел этой жертвы. Его
жертва прекрасна”;
“Он грех всех людей взял на себя”;
“Как могли мы убить всех врагов?
Учитель не велел убивать.”
“Если бы все умерли, кто бы
рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение?”
Обвинения Иуды:
“Как вы позволили? Где же была ваша любовь? Кто любит, тот не спрашивает, что делать?”;
“И ты послушался? Разве понимает он что-нибудь в людях? ”;
“Отчего ты не пошел? Зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь?”;
“Разве есть прекрасная жертва? Где жертва, там и палач, и позор для всех!”
“Вы на себя взяли весь грех! Разве не от тебя начнется род предателей?”
“Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?”
“Что такое правда в устах предателя? Разве не ложью становится она? ”
Слайд 28“Люблю” Иуды. Верите ли вы в любовь Иуды?
Не правда:
К
любви примешана злоба.
Правда:
Бросает деньги в лица первосвященника и судей;
Обвиняет
в предательстве других, которые не взяли оружие, чтобы спасти Христа;
Он верен до конца, что Христос совершит чудо и избавит себя от страданий;
Мечтает стать любимым учеником;
Сам лишает себя жизни “…Я иду к нему!”
Слайд 29Идея рассказа
Автор намеревался не оправдать предательство, но выставить напоказ иные,
не столь явные, но типичные его формы. Героями его рассказа
стали именно "другие" - ученики Христа, его апостолы, которые, как "кучка напуганных ягнят" теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять учителя. В "день мести", свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам-первосвященникам. Так проясняется главная идея рассказа: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель.
Апостол Фома неловко оправдывает себя и других: "Подумай, если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все - и Петр, и Иоанн, и я?" - "А что такое сама правда в устах предателей?" - резонно и гневно парирует Иуда9. И грозно пророчествует дальнейшую историю христианского учения, все глубже погрязающего во лжи: "Любимый ученик? Разве не от тебя начнется род предателей, порода малодушных и лжецов? Слепцы, что сделали вы с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!"
Слайд 30Какая связь существует между логикой Иуды и поколением русских революционеров?
В
1917 году произошел переворот в России. Согласно этой логике, Ленин,
например, призывал к поражению Россию в первой мировой войне. Он рассуждал так: если в результате поражения в стране наступит хаос, в ней начнется революция. В результате революции победит социализм и все будут счастливы! Если этого не произойдет, значит, и России никакой не надо, пусть все прахом летит!
Цель оправдывает средства!
Но Андреев-то, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. И он заставляет своего Иуду не торжествовать победу, а повеситься…
Слайд 35Домашнее задание:
Написать сочинение на тему:
“Мой Иуда Искариот”.