Слайд 1логопедическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития
(ЗПР)
О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент
О. Елецкая: логопедам:
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 2Основными признаками нарушений речи при УО и ЗПР являются выраженный
дефицит экспрессивного словаря и позднее появление фразы у ребенка по
сравнению со сверстниками. Следует отметить, что дети с нормальным развитием значительно различаются как по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь, так и по темпу прочного усвоения речевых навыков.
Слайд 3Для логопедической практики важно определить доброкачественный (темповый) или патологический характер
носит задержка речевого развития.
Слайд 4До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого
развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в
отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р.Е., 1975; Корнев А.Н., 2006).
Слайд 5Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает
от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных
отклонения.
Слайд 6Вопросы отграничения общего недоразвития речи (ОНР) от временных обратимых состояний,
трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР) базируются на том
положении, что развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.
Слайд 7Кроме того, дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному
овладению языковыми обобщениями, что малодоступно детям с ОНР, которые осваивают
языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий.
Слайд 8У детей старше трех лет степень задержки в эпикризных сроках
и в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как
существует естественная тенденция к неуклонному улучшению речевых функций. В этом возрасте более важным показателем оценки является тип течения нарушения речи.
Слайд 9Если отмечается стационарное течение без существенных улучшений, то данное расстройство
является патологическим, а не вариантом нормы. Однако главным критерием тяжести
нарушений речи в возрасте после трех лет является степень нарушения коммуникативной функции речи в целом и по каждому параметру фонетической и лексико-грамматической сторон речи (Моховиков А.Н., 2006).
Слайд 10Однозначного мнения, является ли недоразвитие речи у ребенка старше трех
лет проявлением задержанного речевого развития или вариантом патологического развития речи,
до сих пор нет. По данным зарубежных исследователей, различия между речевой нормой, задержкой речевого развития и речевыми нарушениями являются только количественными (McLeod S, Harrison L., 2009; Evans J., 2009).
Слайд 11В отечественной логопедии доминирует точка зрения, что общее недоразвитие речи
является проявлением не просто задержки, а отклонений в речевом развитии,
то есть имеются качественные различия данных состояний (Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, 1989; Корнев А.Н., 2005).
Слайд 12С позиции отечественной психиатрии, задержка речевого развития представляет собой вариант
парциальной задержки психического развития или психического дизонтогенеза. Предполагается также, что
нарушения речи в структуре ЗПР выступают обязательным, но вторичным по отношению к основному дефекту, компонентом.
Слайд 13В МКБ-10 ЗПР в отечественном понимании не выделяется. Однако анализ
рекомендаций, представленных в специальной литературе, позволяет отнести данное состояние к
разделам: Другие расстройства психологического развития (F88) и расстройство психологического развития неуточненное (F89).
Слайд 14Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую
очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Слайд 15 Характерные признаки ЗПР:
ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений
об окружающем,
низкий уровень познавательной активности,
недостаточная регуляция произвольной деятельности и
поведения,
более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Слайд 16У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного
внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей
с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.
Слайд 17Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются
в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.
Слайд 18Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и
недифференцирован-ностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению
слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
Слайд 19При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает
в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое
изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.
Слайд 20При составлении клинико-психолого-педагогического заключения детей данной категории рекомендуется использовать следующую
формулировку: «Задержка психического развития (например, церебрально-органического генеза), недоразвитие речи системного
характера, I (II и III) уровень речевого развития». Не следует употреблять термин «Общее недоразвитие речи», т. к. к этой категории относятся дети с первичной речевой патологией (Борякова Н.Ю., 2002).
Слайд 21После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого
нарушения и структуру речевого дефекта.
Слайд 22Умственная отсталость (F70 – F79) - состояние задержанного или неполного
умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в
процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т. е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности).
Слайд 23Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического
нарушения либо без него. Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными
тестами, определяющими состояние интеллекта. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке.
Слайд 24Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет
также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню
навыков.
Слайд 25При умственной отсталости легкой степени (F70) ориентировочный IQ составляет 50-69
(в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12
лет). Дети с умственной отсталостью лёгкой степени часто испытывают выраженные трудности при обучении в школе, однако при грамотно организованной специальной помощи многие взрослые будут в состоянии работать и поддерживать нормальные социальные отношения.
Слайд 26Большинство детей с умственной отсталостью умеренной (F71) может обучаться и
достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и
учебные навыки. В зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет (IQ колеблется от 35 до 49). Взрослые с умеренной умственной отсталостью будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
Слайд 27Умственное развитие взрослых с умственной отсталости тяжелой (F72) соответствует развитию
в возрасте 3-6 лет (IQ колеблется от 20 до 34).
Людям с тяжёлой умственной отсталостью необходима постоянная поддержка.
Слайд 28При умственной отсталости глубокой (F73) ориентировочный IQ ниже 20. В
зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте. Результатом
является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности.
Варя, 13 л., хордопатия.
Слайд 29Для обозначения несформированности речи у детей с интеллектуальной недостаточностью О.Г.
Приходько рекомендует использовать формулировку: «Стойкое нарушение речи системного характера» (Приходько
О.Г., 2008).
Слайд 30Наиболее развёрнутый вариант заключения о состоянии речевого развития у детей
с умственной отсталостью представлен
Р.И. Лалаевой.
Слайд 311. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости:
полиморфное нарушение звукопроизношения;
отсутствие
навыка звукового анализа;
ограниченный словарный запас (10-15 слов);
однословная или двухсловная фраза
из аморфных слов-корней;
отсутствие словообразования и словоизменения;
отсутствие связной речи;
грубое нарушение понимания речи
Слайд 322. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости:
полиморфное нарушение
звукопроизношения;
грубое недоразвитие фонематического слуха;
ограниченный словарный запас;
выраженные аграмматизмы (окончания существиетельных в
предложных и беспредложных конструкциях, согласование существительных и прилагательных, глаголов и существительных);
несформированность словообразовательных процессов;
отсутствие или недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо рассказа)
Слайд 333. Системное недоразвитие речи лёгкой степени при умственной отсталости:
полиморфное нарушение звукопроизношения;
недоразвитие
фонематического восприятия, анализа и синтеза;
аграмматизмы (сложно-падежные конструкции);
нарушения словообразования;
недостаточная сформированность связной
речи (в пересказе пропуски, искажения)
Слайд 34Представляется важным различать детей с умственной отсталостью (F70 – F79),
для которых речевые нарушения являются одним из характерных признаков и
детей со специфическими расстройства развития речи и языка (F80).
Слайд 35Сохранность интеллекта детей с нарушениями речи (дислалией, ринолалией, дизартрией) отчетливо
видна при выполнении заданий, которые не требуют участия речи (наглядные
методики с «безречевыми» инструкциями). У этих детей живая реакция, адекватное поведение. Этим они, прежде всего, и отличаются от умственно отсталых (Забрамная С.Д., 1995)
Слайд 36Анализ особенностей речевого и психического развития детей с умственной отсталостью
и первичным недоразвитием экспрессивной речи показывает, что правильная оценка психического
развития последних и их отграничение от умственно отсталых детей, особенно с атипичными формами (сочетание умственной отсталости с различными формами алалии), представляет собой трудную диагностическую задачу, особенно в дошкольном возрасте.
Слайд 37 С учётом вышесказанного, в содержание дифференциальной психолого-педагогической диагностики детей с
нарушениями речевого развития должны входить:
1. Выявление уровня фактического интеллектуального развития ребенка.
2. Определение
структуры выявленного отклонения.
Слайд 38В ходе диагностического исследования специалист должен ответить на вопрос, с
чем связано отклонение в интеллектуальном развитии ребенка: с первичным нарушением
мышления (мыслительных операций) или с замедленными темпами их развития, с нарушением операционной стороны интеллектуальной деятельности (недостаточностью памяти, внимания, переключаемости), с локальными нарушениями отдельных систем (слуха, зрения, гнозиса, праксиса, речи), с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы, неблагоприятными микросоциальными условиями жизни и воспитания ребенка (Соботович Е.Ф., 2003).
Слайд 39Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает дифференциальный
диагноз между умственным и речевым недоразвитием затруднительным, т.к. умственное недоразвитие
всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта.
Слайд 40В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при
динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.
Слайд 41Различный механизм речевых нарушений при умственной отсталости и ОНР определяет
особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей.
Дети с умственной отсталостью затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т.е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словестно-логического мышления.
Слайд 42При ОНР картина иная: наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого
участия речи. У детей с ОНР отсутствует в отличие от
детей с умственной отсталостью инертность психических процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на другие аналогичные задания.
Слайд 43Нарушения речи при умственной отсталости, при которой отмечается тотальное снижение
интеллекта, дифференцируют с моторной алалией.
Слайд 44С точки зрения
Т.Г. Визель, алалики не являются умственно отсталыми,
поскольку доречевой период отногенеза проходит у них без существенных отклонений
в развитии. Алалики активно гулят и лепечут, усваивают элементарные неречевые понятия, в частности, приобретают начальные представления о количестве, пространстве и времени.
Слайд 45Кроме того, ребенка-алалика отличает от умственно-неполноценного живость эмоций. Имеется в
виду заинтересованность в событиях жизни, привлекающих обычно внимание детей: приобретение
новой игрушки, общение с животными, рассматривание картинок в книжках, радость по поводу прихода в дом родных, друзей и т.д. (Визель Т.Г., 2005).
Слайд 46Сравнительная характеристика речи при моторной алалии и умственной отсталости (по
Г.А. Волковой, 2003)
Слайд 52Конструирование
Используется конструктор с разноцветными. устойчивыми деталями среднего размера.
Конструирование развивает
творческие и
мыслительные способности
учить планированию и последовательности действий при создании построек.
словарь
обогащается новыми словами, например, названиями геометрических форм (кирпичик, кубик, треугольная призма, цилиндр и др.)
формируется понимание значения противоположных понятий - «высокий — низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий»
при выполнении словесных инструкции взрослого, ребенок запоминает значения различных пространственных направлений - «под — над», «вправо — влево», «вниз — вверх», «сзади — спереди».
Слайд 53Сначала покажите ребенку, как возводить конструкции из 2 -3 деталей.
Поощряйте его копировать объекты по подражанию вслед за вами.
Игра проводится
в два этапа:
Взрослый на глазах у ребенка строит постройку, а ребенок наблюдает.
Ребенок возводит постройку рядом с образцом взрослого.
Слайд 54Что можно конструировать с ребенком?
Дорожка - выкладывание нескольких кубиков
в одну линию.
Стол - в основание постройки ставится кубик,
поверх которою кладется прямоугольный кирпичик.
Стул - рядом с кубиком (сиденье стула) вертикально устанавливается кирпичик (спинка стула)
Диванчик - один прямоугольный кирпичик кладется плашмя, а два других располагаются сзади.
Кроватка - один прямоугольный кирпичик кладется плашмя, а два других располагаются по краям.
Скамейка - на два кубика, лежащих в основании, кладется перекрытие - прямоугольный кирпичик.
Ворота - на два вертикально поставленных кирпичика кладется перекрытие - прямоугольный кирпичик.
Слайд 55Постепенно игра усложняется: увеличивается количество деталей в постройках, разнообразя конструкции.
Можно
построить
лесенку из кубиков
сделать домик из четырех кирпичиков и треугольной крыши
попросить
ребенка построить одновременно два разных предмета, отличающихся конструкцией. - кроватку и стул, диван и ворота
После завершения постройки игру можно продолжить, если ввести в игру сюжетные игрушки - фигурки людей, животных, машинки.
Слайд 56Рисование ладошками
Мокрые ладошки
Мокрые ладошки оставляют отпечатки на тонкой папиросной бумаге.
После того, как ребенок вымоет руки, приложите их к листу
бумаги. Объясните, что от воды ладони стали мокрыми и поэтому ладошки оставляют следы. Вытрите насухо руки малыша и приложите сухие ладошки к бумаге. Покажите - сухие ладони не оставляют следов на бумаге. В такой игре ребенок усваивает свойства воды и запоминает значения слов - «мокрый» и «сухой».
Слайд 57Рисование кремом для бритья
Выдавите содержимое тюбика на поверхность яркого
пластикового подноса, и, взяв руку ребенка в свою, окуните его
палец в содержимое, проведите прямую или круговую линию. Не забудьте дать ребенку возможность понюхать, пощупать крем, похлопать по нему рукой. Можно рисовать не только пальчиком, но и всей рукой.
Слайд 58Рисование красками
Используются специальные краски для рисования ладошками
постелите полиэтилен
положите
сверху большой лист белой бумаги или кусок старых обоев
нанесите краски
на свои ладошки и покажите ребенку, как отпечатать их на листе бумаги
нанесите краску на ладони ребенка и помогите ему приложить их к листу бумаги
покажите ребенку, какие отпечатки оставили его ладошки.
Слайд 59Рисование пальцем по запотевшему стеклу
Прежде, чем ребенок попробует рисовать
карандашами, можно научить его рисовать с помощью собственного пальчика. Ребенку
гораздо легче контролировать движения собственного пальца, чем движения карандаша. Поднесите ребенка к окну и покажите ему, как рисовать пальчиком дорожки на влажном, запотевшем стекле. Особенно эффектно такие рисунки выглядят вечером, когда за окном темно.
Слайд 60Рисование пальцем по крупе
является подготовительным этапом в развитии его
изобразительных навыков, способствуют формированию координации движения глаз и руки
Возьмите яркий
однотонный пластмассовый поднос (синий или красный). Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу (манку, пшеничку, гречку). Проведите пальцем ребенка по крупе. На подносе появится яркая контрастная линия. После того, как рисунок выполнен, встряхните поднос движением из стороны в сторону, и можно снова продолжать рисовать. Рисуйте сначала простые рисунки — прямые линии, круги, волны. Постепенно рисунки усложняются.
Слайд 62Рисуем фломастером и карандашом
Посадите ребенка к себе на колени, вложите
ему в руку фломастер, и, обхватив руку ребенка своей рукой,
проведите прямую линию сверху вниз. «Смотри, какая дорожка у нас получилась. Давай нарисуем еще одну».
Рисование фломастером легче, чем карандашом, поскольку не требует сильного нажима. Это важно для детей, у которых развитие мелкой моторики пальцев рук происходит с отставанием. Кроме того, фломастеры оставляют на бумаге более яркие и контрастные линии, чем карандаши. За счет этого легче привлечь внимание малыша к результатам его деятельности. После того, как ребенок научится крепко удерживать фломастер, можно предложить ему попробовать рисовать карандашом.
Слайд 63Дайте ребенку возможность понаблюдать за тем, как вы рисуете. Рисуйте
те объекты, которые хорошо знакомы вашему ребенку, например, его любимую
мягкую игрушку, или вашего домашнего питомца, обращая внимание ребенка на детали рисунка и называя их.
Для ребенка не нужен рисунок с большим количеством деталей, рисуйте «схематично».
Слайд 64Ребенок в возрасте от года до двух лет держит фломастер
всей ладонью («ладонный захват»). Помогайте ребенку учиться координировать движения руки,
направляйте движения ребенка, не давайте ему делать чересчур сильные, размашистые движения.
Слайд 65Формирование изобразительных навыков:
Проведение прямой вертикальной линии.
Сначала рисуйте разноцветные дорожки.
Во время рисования называются цвета фломастера.
Сначала называйте цвет фломастера, который
вы используете для рисования.
Позже просите ребенка взять фломастер определенного цвета.
Рисовать просто линии ребенку скоро наскучит. Вверху листа нарисуйте четыре машинки (красную, зеленую, желтую и синюю), а в нижней части листа - четыре гаража - домика. Помогите малышу нарисовать разноцветные дорожки, по которым машинки поедут в гараж.
Слайд 66Проведение прямой горизонтальной линии
Учите ребёнка сразу правильно выбирать направление проведения
линии. Рисовать, так же как и писать нужно слева на
право.
Слева в направлении сверху вниз нарисуйте собаку, кошку, зайчика. Справа, напротив животных из любимое лакомство - косточку, рыбу и морковку. Задание для ребенка - соединить животное и лакомство.
Слайд 67Рисование штрихов
Осваивается отрывистая линия, которая требует координации движений ребенка.
Нарисуйте тучку.
Покажите малышу, как из тучки капают капли. КАП (штрих), КАП
(штрих), КАП (штрих). Поощряйте малыша не только рисовать штрихи, но и пытаться повторять за вами лепетное словечко.
Слайд 68Рисование круга
Для того, чтобы ребенок научился рисовать круг, покажите ему
нужное движение, обхватив руку ребенка своей. Затем попросите его попробовать
нарисовать круг самостоятельно. Научите малыша рисовать солнышко. Покажите ему последовательность выполнения рисунка - сначала рисуется круг, а затем лучики. Круг, нарисованный ребенком можно преобразовать в яблоко, лицо, воздушный шарик.