Разделы презентаций


Магистральные трубопроводы

Содержание

РЕЖИМ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ. НЕФТЕПРОВОДЫ СО СБРОСАМИ И ПОДКАЧКАМИ. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИМагистральные трубопроводы.Лекция №6

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Магистральные трубопроводы
Лекция №6

Магистральные трубопроводыЛекция №6

Слайд 2РЕЖИМ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ. НЕФТЕПРОВОДЫ СО СБРОСАМИ

И ПОДКАЧКАМИ. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
Магистральные трубопроводы.
Лекция №6

РЕЖИМ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ. НЕФТЕПРОВОДЫ СО СБРОСАМИ И ПОДКАЧКАМИ. УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИМагистральные трубопроводы.Лекция №6

Слайд 3РЕЖИМ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

РЕЖИМ РАБОТЫ НЕФТЕПРОВОДА ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Слайд 4Временное отключение какой-либо перекачивающей станции может быть вызвано перебоями в

системе энергоснабжения, аварией, ремонтными работами и т.п. При выходе из

строя перекачивающей станции режим нефтепровода резко изменится.
Рассмотрим нефтепровод, состоящий из одного эксплуатационного участка с n перекачивающими станциями, оборудованными однотипными насосами. Уравнение баланса напоров:



где ам и bм – коэффициенты напорной характеристики магистрального насоса, mMi – число работающих магистральных насосов на i-й перекачивающей станции.
Временное отключение какой-либо перекачивающей станции может быть вызвано перебоями в системе энергоснабжения, аварией, ремонтными работами и т.п.

Слайд 5Из уравнения баланса напоров производительность нефтепровода со всеми работающими станциями

составляет





Если бы нефтепровод был рассчитан на работу при любых напорах

(давлениях), то при отключении любой одной станции расход в трубопроводе составил бы





Из уравнения баланса напоров производительность нефтепровода со всеми работающими станциями составляетЕсли бы нефтепровод был рассчитан на работу

Слайд 6В качестве примера рассмотрим работу нефтепровода с четырьмя перекачивающими станциями.

Примем для простоты, что все перекачивающие станции оснащены однотипными насосами,

нефтепровод состоит из одного эксплуатационного участка, перевальные точки по трассе нефтепровода отсутствуют (L=LР), ограничения по напору и подпору ПС одинаковы (HПСmax, Hmin). При нормальной работе каждая НПС развивает напор НСТ.
В качестве примера рассмотрим работу нефтепровода с четырьмя перекачивающими станциями. Примем для простоты, что все перекачивающие станции

Слайд 8В начальной точке трубопровода откладываем величину подпора hп (точка А)

и напоров всех четырех станций (точка С), а в конечном

пункте — остаточный напор hост (точка В). Соединив полученные точки С и В, получаем линию гидравлического уклона (с учетом местных сопротивлений).
Соединим точки А и В вспомогательной прямой, которую точками a1-a4 разделим на четыре одинаковых отрезка. Соединив их с точками соответственно {0; hп + Нст}, [0; hп + 2Нст }, {0; hп + 3Нст }, получаем линии гидравлического уклона, параллельные СВ.
В начальной точке трубопровода откладываем величину подпора hп (точка А) и напоров всех четырех станций (точка С),

Слайд 9В результате отключения одной из промежуточных перекачивающих станций их напор

становится равным Н*ст Так как уменьшение числа работающих станций приводит

к снижению производительности трубопровода до Q* то в соответствии с характеристикой центробежных насосов Н*ст > Нст. Чтобы построить линии гидравлического уклона для этого случая, трижды откладываем Н*ст от hп в начальной точке трубопровода, а линию АВ делим на три равных отрезка точками b1 и b2.
После отключения одной НПС напор головной станции НПС-1 становится больше, чем был, а линии гидравлического уклона проходят положе.
В результате отключения одной из промежуточных перекачивающих станций их напор становится равным Н*ст Так как уменьшение числа

Слайд 10Если отключилась НПС-2, то головная НПС должна докачать нефть до

НПС-3. При этом величина подпора у нее Н3 < 0,

что приводит к срыву ее работы.
Если отключилась НПС-3, то подпор на НПС-2 увеличивается до Н2 напор на выходе из нее достигает Н2, который больше НПСmax, что также недопустимо. Даже если бы этого не произошло, то НПС-2 должна будет докачать нефть до НПС-4. Однако величина Н4 оказывается меньше нуля, что приведет к срыву ее работы.
Если отключилась НПС-4, то НПС-3 могла бы докачать нефть до конечного пункта, но этому мешают отрицательный подпор на НПС-3 и недопустимо высокие напоры на выходе НПС-2 и НПС-3.
Если отключилась НПС-2, то головная НПС должна докачать нефть до НПС-3. При этом величина подпора у нее

Слайд 11Изменение напоров и подпоров станций также можно исследовать, пользуясь совмещенной

характеристикой. Пусть аварийное отключение произошло на станции НПС-4. Перекачивающая станция,

расположенная до отключенной (НПС-3), будет работать на сдвоенный перегон, то есть протяженность третьего линейного участка будет равна l3-4 = l3 + l4. Графический метод определения подпоров и напоров станций при отключении одной из них показан на рис. 3.33.
Изменение напоров и подпоров станций также можно исследовать, пользуясь совмещенной характеристикой. Пусть аварийное отключение произошло на станции

Слайд 12При нормальной эксплуатации нефтепровода (в работе находятся все перекачивающие станции

с тремя магистральными насосами) рабочая точка находится в положении А.

Подпоры на входе станций определяются величиной вертикальных отрезков между характеристиками НПС и характеристикой рассматриваемого участка, а напоры на выходе НПС — как сумма длин отрезков, изображающих подпор и собственный (дифференциальный) напор НПС:
НПС-2: подпор — отрезок a — b, напор — отрезок b - с;
НПС-3: подпор — отрезок с - d, напор — отрезок d - е:
НПС-4: подпор — отрезок е - f, напор — отрезок f- А.
При нормальной эксплуатации нефтепровода (в работе находятся все перекачивающие станции с тремя магистральными насосами) рабочая точка находится

Слайд 13Если при отключении НПС-4 на остальных станциях число работающих насосов

не изменится, то рабочая точка переместится в положение В. Производительность

нефтепровода снизится до величины Q*, а подпоры и напоры станут равными:
НПС-2: подпор — отрезок a’ — b’, напор — отрезок b’ – с’;
НПС-3: подпор — отрезок с’ – d’, напор — отрезок d’ – е’:
Если при отключении НПС-4 на остальных станциях число работающих насосов не изменится, то рабочая точка переместится в

Слайд 14Как видно из рисунка, подпоры и напоры станций, расположенных до

отключенной НПС, возрастают по мере удаления от начала нефтепровода. Однако

это не может происходить бесконечно, так как имеются ограничения по допустимым напорам и подпорам.
Определим, с какой максимальной производительностью Qmax может работать нефтепровод при отключении с-й НПС. Очевидно, что участок нефтепровода от (с-1)-й до (с+1)-й НПС является лимитирующим. Поэтому если мы обеспечим перекачку с расходом Qmax, то на остальных перегонах этот расход будет обеспечен.
Как видно из рисунка, подпоры и напоры станций, расположенных до отключенной НПС, возрастают по мере удаления от

Слайд 15Максимально возможный напор (с-1)-й НПС равен НПСmах, а минимально допустимый

подпор (с+1)-й НПС — Hmin. Соответственно, предельно возможная величина гидравлического

уклона на перегоне с отключенной НПС равна










Максимально возможный напор (с-1)-й НПС равен НПСmах, а минимально допустимый подпор (с+1)-й НПС — Hmin. Соответственно, предельно

Слайд 16Так как, с другой стороны то предельное значение расхода на

участке с отключенной НПС составит



Зная предельный расход Qmax нетрудно рассчитать

суммарные потери напора в трубопроводе H’ и определить напоры, развиваемые магистральным и подпорным насосами (h’м и h’п). Требуемое общее количество работающих магистральных насосов можно найти по формуле

 
При округлении kм в большую сторону избыток напора погашается дросселированием.
Так как, с другой стороны то предельное значение расхода на участке с отключенной НПС составитЗная предельный расход

Слайд 17В рассматриваемом примере выполнению условий допустимых напоров и подпоров соответствует

kм = 5. Как видно из совмещенной характеристики, на первой

и второй НПС должно работать по два магистральных насоса, а на третьей — один. Рабочая точка в этом случае будет в положении С, производительность нефтепровода составит Q**. Величина подпора на входе НПС-2 соответствует отрезку a” – b” а подпор на НПС-3 — отрезку c” – d”.
В рассматриваемом примере выполнению условий допустимых напоров и подпоров соответствует kм = 5. Как видно из совмещенной

Слайд 18Распределение подпоров и напоров НПС, соответствующих расходам Q, Q* и

Q** показано на рисунке.









 
Режимы (цифрами показано количество работающих магистральных насосов

на НПС):
3-3-3-3 (Q) 3-3-3-0 (Q*) 2-2-1-0 (Q**)
Распределение подпоров и напоров НПС, соответствующих расходам Q, Q* и Q** показано на рисунке. Режимы (цифрами показано количество

Слайд 19В случае равнинного нефтепровода достаточно отключить каждую вторую станцию. Тогда

в работе будут находиться НПС-1 и НПС-3. Распределение подпоров и

напоров на работающих станциях будет относительно равномерным, однако обязательно выполнение условий (3.91) и (3.92). В рассматриваемом случае при kм = 6 потребуется дросселирование избыточного напора на НПС-1 и НПС-3.
При резко пересеченном рельефе местности могут быть осложнения в связи с наличием перевальных точек по трассе трубопровода.
В случае равнинного нефтепровода достаточно отключить каждую вторую станцию. Тогда в работе будут находиться НПС-1 и НПС-3.

Слайд 20НЕФТЕПРОВОДЫ СО СБРОСАМИ И ПОДКАЧКАМИ

НЕФТЕПРОВОДЫ СО СБРОСАМИ И ПОДКАЧКАМИ

Слайд 21Перекачка нефти по магистральным нефтепроводам нередко сопровождается отборами (сбросами) нефти

для снабжения попутных потребителей. Сбросы могут быть непрерывными и периодическими.

Непрерывный сброс может быть организован для обеспечения нефтью крупного потребителя, например, нефтеперерабатывающего завода. Периодические сбросы обычно производятся для пополнения запасов близлежащих нефтебаз или нефтеналивных пунктов.
В случае прохождения трассы нефтепровода вблизи нефтепромыслов может быть организована подкачка нефти в трубопровод. В зависимости от мощности месторождения подкачка также может быть непрерывной или периодической.
Перекачка нефти по магистральным нефтепроводам нередко сопровождается отборами (сбросами) нефти для снабжения попутных потребителей. Сбросы могут быть

Слайд 22Расчет нефтепровода при непрерывных сбросах или подкачках выполняется по участкам,

разграниченным пунктами сброса или подкачки, которые обычно размещаются на ближайших

нефтеперекачивающих станциях.
При незначительных сбросах или подкачках, имеющих периодический характер, расчет нефтепровода выполняется без их учета. Однако следует отметить, что периодические сбросы или подкачки изменяют технологический режим перекачки. Это приводит к необходимости регулирования работы нефтеперекачивающих станций.
Рассмотрим режимы работы при периодических сбросах и подкачках. Предположим, что пункт сброса (подкачки) расположен на территории с-й НПС. В этом случае нефтепровод разделяется на два участка, разделенных пунктом сброса (подкачки).
Расчет нефтепровода при непрерывных сбросах или подкачках выполняется по участкам, разграниченным пунктами сброса или подкачки, которые обычно

Слайд 23Нефтепровод со сбросом

Наличие попутного сброса равнозначно параллельному подключению к основной

магистрали некоего трубопровода (байпаса). В результате сложения их характеристик мы

получаем кривую, которая проходит ниже характеристики магистрали. Это, в соответствии с характеристикой центробежных насосов, приводит к увеличению производительности откачки нефти с головной перекачивающей станции и уменьшению собственных дифференциальных напоров станций, расположенных до места сброса. В то же время из-за увеличения производительности на левом участке становится больше величина гидравлического уклона.
Нефтепровод со сбросомНаличие попутного сброса равнозначно параллельному подключению к основной магистрали некоего трубопровода (байпаса). В результате сложения

Слайд 24Все это приводит к тому, что по мере увеличения номера

НПС их подпор уменьшается, и в наиболее опасном положении (с

точки зрения обеспечения бескавитационной работы) оказывается с-я НПС (рис. 3.36).










Все это приводит к тому, что по мере увеличения номера НПС их подпор уменьшается, и в наиболее

Слайд 25Определим критические значения расхода QKP и сброса qКР, соответствующие минимальному

допустимому подпору на ней Нс = Нmin.
Примем для простоты, что

все НПС оборудованы однотипными насосами. Тогда напор, развиваемый магистральными насосами перекачивающей станции, можно определить из выражения





Определим критические значения расхода QKP и сброса qКР, соответствующие минимальному допустимому подпору на ней Нс = Нmin.Примем

Слайд 26Для участка трубопровода до пункта сброса уравнение баланса напоров в

случае перекачки с критическим сбросом имеет вид




откуда критический расход нефти,

откачиваемый с головной перекачивающей станции при сбросе, составит






Для участка трубопровода до пункта сброса уравнение баланса напоров в случае перекачки с критическим сбросом имеет видоткуда

Слайд 27С целью определения величины критического сброса qКР запишем уравнение баланса

напоров для участка трубопровода за пунктом сброса:





Соответственно, значение критического сброса

с учетом ограничений при работе левого участка трубопровода составит






С целью определения величины критического сброса qКР запишем уравнение баланса напоров для участка трубопровода за пунктом сброса:Соответственно,

Слайд 28Организация попутного сброса вносит изменения в работу и правого участка

нефтепровода. Это приводит к увеличению дифференциальных напоров станций, уменьшению гидравлического

уклона и, как следствие, к увеличению напоров на выходе НПС с увеличением их номера.
Таким образом, при однотипном оборудовании нефтеперекачивающих станций величина критического сброса qКР ограничивается минимально допустимым подпором на с-й НПС. В общем же случае, когда оборудование нефтеперекачивающих станций не однотипно, а число включенных насосов различно, лимитирующими могут быть параметры работы каждой их них.
Организация попутного сброса вносит изменения в работу и правого участка нефтепровода. Это приводит к увеличению дифференциальных напоров

Слайд 29Если требуемая величина сброса превышает допустимую qКР то необходимо прибегнуть

к регулированию. Так, если величина сброса лимитируется подпором какой-либо НПС,

то надо уменьшить производительность нефтепровода, увеличив гидравлическое сопротивление правой части (например, дросселированием) или уменьшив напоры станций за пунктом сброса. Если же величина сброса лимитируется напором какой-либо из станций, то следует уменьшать напоры и увеличивать гидравлическое сопротивление на участках трубопровода, расположенных до пункта сброса.
Если требуемая величина сброса превышает допустимую qКР то необходимо прибегнуть к регулированию. Так, если величина сброса лимитируется

Слайд 30Нефтепровод с подкачкой
В случае подкачки гидравлическое сопротивление правого участка трубопровода

возрастает, что приводит к уменьшению расхода нефти, откачиваемой с ГНПС.

Вследствие этого подпоры на входе НПС, расположенных на левом участке нефтепровода, будут возрастать и достигнут наибольшего значения у станции, где производится подкачка, то есть на с-й НПС. На участке за пунктом подкачки расход увеличится на величину qПОДК, что приведет к уменьшению подпоров НПС, расположенных в правой части трубопровода.





Нефтепровод с подкачкойВ случае подкачки гидравлическое сопротивление правого участка трубопровода возрастает, что приводит к уменьшению расхода нефти,

Слайд 31Распределение подпоров и напоров в случае подкачки на с-й НПС

Распределение подпоров и напоров в случае подкачки на с-й НПС

Слайд 32Таким образом, величину критической подкачки qКР следует находить из условия

максимально допустимого значения напора НПСmax на выходе с-й НПС.
Критический расход

QКР = Q*+ qПОДК, соответствующий величине критической подкачки, найдем из уравнения баланса напоров участка трубопровода за пунктом подкачки:




Критический расход составит:





Таким образом, величину критической подкачки qКР следует находить из условия максимально допустимого значения напора НПСmax на выходе

Слайд 33Полагая, что подпор перед с-й НПС в случае критической подкачки

равен


Запишем уравнение баланса напоров для участка до пункта подкачки:


Полагая, что подпор перед с-й НПС в случае критической подкачки равенЗапишем уравнение баланса напоров для участка до

Слайд 34откуда величина критической подкачки составляет






Если требуемый расход подкачки больше допустимого,

то необходимо прибегнуть к регулированию: уменьшить дифференциальные напоры НПС или

увеличить гидравлическое сопротивление участка нефтепровода, расположенного за пунктом подкачки.
откуда величина критической подкачки составляетЕсли требуемый расход подкачки больше допустимого, то необходимо прибегнуть к регулированию: уменьшить дифференциальные

Слайд 35УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ НЕФТЕПРОВОДА

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ НЕФТЕПРОВОДА

Слайд 36В процессе эксплуатации магистральных нефтепроводов может возникнуть необходимость увеличения грузопотоков

транспортируемой нефти. Выходом из сложившейся ситуации является либо строительство новых

(параллельных) нефтепроводов, либо увеличение пропускной способности существующих магистралей.
Последний вариант можно реализовать изменением (Q - Н) характеристики нефтеперекачивающих станций или линейной части трубопровода таким образом, чтобы рабочая точка переместилась вправо. Это может быть достигнуто либо сооружением дополнительных НПС на линейных участках между существующими станциями (удвоением числа НПС), либо прокладкой дополнительных лупингов, либо применением противотурбулентных присадок.
Рассмотрим возможности каждого из методов на примере одного технологического участка.
В процессе эксплуатации магистральных нефтепроводов может возникнуть необходимость увеличения грузопотоков транспортируемой нефти. Выходом из сложившейся ситуации является

Слайд 37Удвоение числа нефтеперекачивающих станций
Производительность нефтепровода, которая была до удвоения числа

НПС, может быть определена по формуле (3.48).



После того как количество

НПС будет удвоено, в соответствии с уравнением баланса напоров


в нефтепроводе установится производительность



Удвоение числа нефтеперекачивающих станцийПроизводительность нефтепровода, которая была до удвоения числа НПС, может быть определена по формуле (3.48).После

Слайд 38Поделив почленно формулу (3.124) на (3.48) при NT= 1 и

имея в виду, что Q1/Q = χнпс — коэффициент увеличения

пропускной способности при удвоении числа НПС, получим








Поделив почленно формулу (3.124) на (3.48) при NT= 1 и имея в виду, что Q1/Q = χнпс

Слайд 39Учитывая, что (hп-z-hОСТ)

виде





Величина W представляет собой соотношение крутизны суммарной характеристики первоначального количества

перекачивающих станций к крутизне характеристики трубопровода. В зависимости от типа используемых насосов, диаметра трубы и вязкости перекачиваемой нефти величина W может существенно изменяться.
Учитывая, что (hп-z-hОСТ)

Слайд 40Для удобства анализа полученного выражения предположим, что напор перекачивающей станции

не зависит от подачи, то есть B = 0. Тогда

формула (3.126) примет вид


 
Для удобства анализа полученного выражения предположим, что напор перекачивающей станции не зависит от подачи, то есть B

Слайд 41Из формулы (3.127) видно, что при удвоении числа перекачивающих станций

и сохранении их прежнего напора увеличение производительности нефтепровода зависит только

от режима перекачки: при m = 1 χнпс = 2; при m = 0,25 χнпс = 1,49; при m = 0,1 χнпс = 1,44; при m = 0 χнпс = 1,41. Необходимо подчеркнуть, что этот способ увеличения производительности обеспечивает ее удвоение только при ламинарном режиме, который в практике эксплуатации магистральных нефтепроводов практически не встречается. При турбулентном режиме перекачки удвоение станций позволяет теоретически увеличить производительность на 41-49%, то есть менее чем наполовину. Если же учесть, что В  0, то найденные величины χнпс будут несколько меньше.
Из формулы (3.127) видно, что при удвоении числа перекачивающих станций и сохранении их прежнего напора увеличение производительности

Слайд 42Прокладка лупинга
Из уравнения баланса напоров для трубопровода, имеющего лупинг длиной







следует, что его производительность составит






Прокладка лупингаИз уравнения баланса напоров для трубопровода, имеющего лупинг длиной lлследует, что его производительность составит

Слайд 43Соответственно, увеличение производительности произойдет в число раз, равное










Соответственно, увеличение производительности произойдет в число раз, равное

Слайд 44Как и ранее, для удобства анализа примем, что W =

0. В результате формула (3.130) примет вид






Видно, что увеличение производительности

в этом случае зависит только от того, какую долю от общей длины основной магистрали составляет лупинг, от соотношения диаметров лупинга и основного трубопровода, а также от режима перекачки.
Как и ранее, для удобства анализа примем, что W = 0. В результате формула (3.130) примет видВидно,

Слайд 45В таблице приведены расчетные величины χл для случая, когда диаметры

основной магистрали и лупинга равны.







трубопровода, позволяет удвоить его пропускную способность

независимо от режима течения. Очень важно, что такая величина χл достигается без строительства дополнительных нефтеперекачивающих станций и поэтому построенный лупинг не является просто новым нефтепроводом.

В таблице приведены расчетные величины χл для случая, когда диаметры основной магистрали и лупинга равны.трубопровода, позволяет удвоить

Слайд 46Из формулы (3.131) можно выразить необходимую длину лупинга, обеспечивающего увеличение

производительности нефтепровода в заданное число раз


 
Расчеты по формуле (3.132) показывают:

такое же увеличение производительности, что и при удвоении числа НПС (χл = χНПС), достигается при следующих длинах лупинга: при m = 1 lл = Lp, при m = 0,25 lл= 0,712•Lр, при m = 0,1 lл=0,683•Lp, при m = 0 lл= 0,667•Lp, то есть в зависимости от режима течения длина лупинга должна составлять от 66,7 до 100% длины основной магистрали.
Из формулы (3.131) можно выразить необходимую длину лупинга, обеспечивающего увеличение производительности нефтепровода в заданное число раз Расчеты по

Слайд 47К сожалению, на увеличение пропускной способности нефтепроводов накладывается ряд ограничений.

Так, нередко с целью снижения капиталовложений трубопроводы проектируют с уменьшающейся

толщиной стенки (в соответствии с характером изменения давлений между станциями). В этих условиях удвоение числа НПС, приводящее к увеличению давления в середине перегонов, может оказаться невозможным. Проблематично увеличение числа нефтеперекачивающих станций и на трубопроводах, имеющих значительный срок эксплуатации, так как их стенка ослаблена накопленными дефектами.
К сожалению, на увеличение пропускной способности нефтепроводов накладывается ряд ограничений. Так, нередко с целью снижения капиталовложений трубопроводы

Слайд 48На применение методов увеличения производительности определенные ограничения накладывает и оборудование,

установленное на НПС. Покажем это на примере удвоения числа нефтеперекачивающих

станций (рис. 3.38).
На применение методов увеличения производительности определенные ограничения накладывает и оборудование, установленное на НПС. Покажем это на примере

Слайд 49Пусть первоначально рабочей точкой была точка А, которой соответствовала производительность

QА. После удвоения числа НПС производительность нефтепровода стала равной QB.

Будет ли она находиться в пределах зоны максимальных КПД насосов? Будет, если первоначально нефтепровод работал с производительностью





Пусть первоначально рабочей точкой была точка А, которой соответствовала производительность QА. После удвоения числа НПС производительность нефтепровода

Слайд 50При ламинарном режиме перекачки (1,2·Qн/2=0,6·Qн), при турбулентном режиме в зоне

гидравлически гладких труб - 0,808·Qн, в зоне смешанного трения —

0,833·Qн, в зоне квадратичного трения — 0,849·Qн. Как видим, если режим течения ламинарный, то величина QB при удвоении числа НПС всегда находится за пределами рабочей части характеристики насосов. При турбулентном же режиме величина QB может остаться в пределах рабочей зоны только тогда, когда первоначальная производительность нефтепровода QA составляла от 0,808 до 0,849 номинальной подачи насосов. Случай это относительно редкий и поэтому мы можем сделать вывод, что при удвоении числа НПС вновь достигаемая производительность нефтепровода QB находится за пределами рабочей зоны насосов. Соответствующую ей рабочую точку назовем точкой В.
При ламинарном режиме перекачки (1,2·Qн/2=0,6·Qн), при турбулентном режиме в зоне гидравлически гладких труб - 0,808·Qн, в зоне

Слайд 51Выход за пределы рабочей зоны приводит к уменьшению коэффициента полезного

действия насосов и увеличению удельных затрат энергии на перекачку, что

не всегда оправдано. Поэтому, если менять насосное оборудование не планируется, максимально допустимое увеличение производительности трубопровода должно быть не более χдоп = 1,2QH/QA. В этом случае рабочей точкой должна стать точка С. Добиться соответствующего прохождения суммарной характеристики НПС можно если часть нефтеперекачивающих станций будет развивать меньший напор (работать меньшим количеством насосов, иметь насосы с меньшим диаметром рабочих колес и т. п.).
Выход за пределы рабочей зоны приводит к уменьшению коэффициента полезного действия насосов и увеличению удельных затрат энергии

Слайд 52В качестве примера определим какое общее число одинаковых насосов на

НПС должно быть, чтобы производительность нефтепровода увеличилась в χдоп раз.

Учитывая, что А = m0·ам и В = m0·bм (где m0 — первоначальное общее количество работающих насосов на станциях рассматриваемого технологического участка), можем переписать формулу (3.48) в виде



После увеличения общего количества работающих насосов до m1 по аналогии можем записать




В качестве примера определим какое общее число одинаковых насосов на НПС должно быть, чтобы производительность нефтепровода увеличилась

Слайд 53Поделив (3.135) на (3.134) и обозначив Q1/Q0 = χдоп, получаем









Поделив (3.135) на (3.134) и обозначив Q1/Q0 = χдоп, получаем

Слайд 54Учитывая, что (hп-z-hОСТ)

(3.136) в виде









Учитывая, что (hп-z-hОСТ)

Слайд 55По формуле (3.137) можно найти только необходимое общее количество работающих

насосов. Их распределение по станциям — задача, решаемая с учетом

ограничений на напоры и подпоры НПС.
По формуле (3.137) можно найти только необходимое общее количество работающих насосов. Их распределение по станциям — задача,

Слайд 56Сопоставим теперь рассмотренные способы увеличения пропускной способности с точки зрения

удельных затрат электроэнергии на 1 тонну перекачиваемой нефти. Если пренебречь

энергозатратами на работу подпорных насосов, из формулы (3.95) следует



После удвоения перекачивающих станций (при Нст = const)





Сопоставим теперь рассмотренные способы увеличения пропускной способности с точки зрения удельных затрат электроэнергии на 1 тонну перекачиваемой

Слайд 57Соответственно получаем



Если предположить равенство коэффициентов полезного действия насосов ηн=η*н, (хотя

на самом деле ηн>η*н), электродвигателей ηэ=η*э и механической передачи ηмех=η*мех

до и после удвоения числа НПС, относительное увеличение энергозатрат составит



В случае применения лупинга прирост пропускной способности нефтепровода происходит за счет снижения гидравлического сопротивления линейной части, то есть без участия перекачивающих станций. В этом случае

Соответственно получаемЕсли предположить равенство коэффициентов полезного действия насосов ηн=η*н, (хотя на самом деле ηн>η*н), электродвигателей ηэ=η*э и

Слайд 58Выводы.
Удвоение числа НПС позволяет увеличить пропускную способность не более чем

на 40%, тогда как прокладка лупингов позволяет практически удвоить производительность

нефтепровода.
Применение лупингов имеет также следующие очевидные пре­имущества:
1) величина давления в трубопроводе не увеличивается;
2) удельные энергозатраты на перекачку остаются прежними, тогда как при удвоении числа НПС они также удваиваются.
Однако для обеспечения очистки и диагностики лупингов требуется сооружение дополнительных камер пуска-приема СОД. Поэтому окончательное решение о выборе способа увеличения пропускной способности нефтепровода должно приниматься на основе экономического сравнения вариантов.
Выводы.Удвоение числа НПС позволяет увеличить пропускную способность не более чем на 40%, тогда как прокладка лупингов позволяет

Слайд 59Применение противотурбулентных присадок
Наряду с рассмотренными способами увеличения пропускной способности трубопровода

применяется метод, основанный на введение в поток перекачиваемой нефти специальных

полимерных добавок — противотурбулентных присадок (ПТП).
Механизм действия ПТП основан на гашении турбулентных пульсаций вблизи внутренней поверхности трубопровода вследствие взаимодействия молекул полимера с турбулентными вихрями, возникающими в пристенном слое перекачиваемой жидкости. Этот эффект впервые был экспериментально установлен английским ученым Томсом в 1948 г. Использование эффекта Томса позволяет значительно уменьшить гидравлическое сопротивление. Так, например, весьма малая концентрация подобных добавок (10 - 50 г/т нефти) позволяет увеличить пропускную способность трубопровода на 15-25%.
Применение противотурбулентных присадокНаряду с рассмотренными способами увеличения пропускной способности трубопровода применяется метод, основанный на введение в поток

Слайд 60Различают гелевую и дисперсионную формы противотурбулентных присадок. Гелевые присадки (CDR

102, Necadd 547, Виол, X-PAND) выполнены в виде раствора полимера

в какой-либо углеводородной жидкости (бензин, керосин и др.) и содержат около 10% активного полимера.
Дисперсионные присадки представляют собой суспензию полимера в различных жидкостях, не вступающих с ним в химическую реакцию. В качестве таких жидкостей обычно выступают спирты, гликоли и их эфиры. Содержание активного полимера в данных присадках достигает 25%. К ним относятся Necadd 447, Liquid Power, FLO XL, FLO MXA, M-FLOWTREAT.
В настоящее время в отрасли трубопроводного транспорта маловязких нефтей и нефтепродуктов используется широкий спектр противотурбулентных присадок. Наиболее эффективные присадки производятся на основе альфа-полиолефина.
Различают гелевую и дисперсионную формы противотурбулентных присадок. Гелевые присадки (CDR 102, Necadd 547, Виол, X-PAND) выполнены в

Слайд 61Одной из важнейших характеристик противотурбулентной присадки является ее гидравлическая эффективность,

под которой понимают относительное снижение гидравлического сопротивления, определяемое по формуле





где

DR — относительное снижение гидравлического сопротивления в трубопроводе; λ0, Q0, Р0 — коэффициент гидравлического сопротивления, расход и перепад давления в трубопроводе при перекачке нефти без присадки; λf, Qf, Рf – то же при перекачке с присадкой.
Одной из важнейших характеристик противотурбулентной присадки является ее гидравлическая эффективность, под которой понимают относительное снижение гидравлического сопротивления,

Слайд 62График зависимости гидравлической эффективности ПТП от ее концентрации представлен на

рис 3.39.













График зависимости гидравлической эффективности ПТП от ее концентрации представлен на рис 3.39.

Слайд 63Следует отметить, что стендовые испытания ПТП не в полной мере

учитывают реальные условия применения присадок: диаметр и длину трубопровода, склонность

активного полимера к деструкции (разрушению) и т.д. Поэтому гидравлическую эффективность ПТП следует уточнять применительно к фактическим условиям эксплуатации трубопровода на основании проведения опытно-промышленных испытаний (ОПИ) при условии поддержания постоянной произво­дительности трубопровода (Q0 = Qf). Зависимость эффективности ПТП от концентрации в нефти аппроксимируется дробно-линейной функцией Вирка



где а и b — коэффициенты уравнения регресии.
Следует отметить, что стендовые испытания ПТП не в полной мере учитывают реальные условия применения присадок: диаметр и

Слайд 64В случае необходимости определения концентрации в (г/т) при известном значении

эффективности ПТП (обратная задача) формула (3.143) преобразуется к виду




Учитывая, что

гидравлическая эффективность ПТП резко сни­жается из-за воздействия местных сопротивлений и практически становится равной нулю после прохождения перекачиваемой жидкости через насосы НПС, пункты ввода ПТП необходимо размещать после регуляторов давления на выходе каждой НПС. Вследствие этого рационально использовать ПТП для повышения пропускной способности, главным образом, лимитирующих участков трубопровода.
В случае необходимости определения концентрации в (г/т) при известном значении эффективности ПТП (обратная задача) формула (3.143) преобразуется

Слайд 65Несмотря на сравнительно низкие капитальные вложения, связанные в основном с

оснащением трубопровода пунктами ввода ПТП, высокая стоимость противотурбулентных присадок приводит

к росту эксплуатационных расходов. Кроме того, максимальная гидравлическая эффективность ПТП будет достигнута только после завершения заполнения нефтью с ПТП всего участка трубопровода, то есть процесс увеличения пропускной способности инерционен во времени. Однако использование ПТП для обеспечения повышенной пропускной способности при поэтапном строительстве трубопровода или для кратковременного увеличения производительности имеет неоспоримые преимущества перед другими методами.
Несмотря на сравнительно низкие капитальные вложения, связанные в основном с оснащением трубопровода пунктами ввода ПТП, высокая стоимость

Слайд 66










ПОЧТИ ВСЁ

ПОЧТИ ВСЁ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика