Слайд 1Макроэкономика – это наука, которая изучает закономерности функционирования экономики в
целом, исследует взаимодействие макроэкономических агентов на макроэкономических рынках, при этом
экономика рассматривается как сложная иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
Слайд 2Основы макроэкономического анализа были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом в фундаментальном
труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)
Слайд 3События, которые повлияли на выделение макроэкономики
Был накоплен критический минимум
статистической информации, необходимой для изучения макроэкономических явлений и процессов;
Исследования
в области теории экономических циклов;
Великая депрессия 1929-33 гг. – один из крупнейших кризисов в истории, затронувший большинство стран мира;
Книга Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости процента и денег»
Слайд 4Основные макроэкономические проблемы
экономический рост и его темпы;
экономический цикл и
его причины;
уровень занятости и проблема безработицы;
общий уровень цен
и проблема инфляции;
уровень ставки процента и проблемы денежного обращения;
состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга;
состояние платежного баланса и проблемы валютного курса;
проблемы макроэкономической политики.
Слайд 5Домашние хозяйства - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью
экономической деятельности которого выступает максимизация полезности
Домашние хозяйства являются:
собственником экономических
ресурсов
основным покупателем товаров и услуг
основным кредитором в экономике.
Фирмы - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.
Фирмы выступают:
покупателем экономических ресурсов,
основным производителем товаров и услуг в экономике.
инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг
основным заемщиком в экономике.
Макроэкономические агенты
Слайд 6Макроэкономические агенты
Государство – это совокупность государственных учреждений и организаций, которые
обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов,
регулировать экономику.
Государство – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, который:
производит общественные блага;
покупает товары и услуги для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
перераспределяет национальный доход;
в зависимости от состояния государственного бюджета выступает кредитором или заемщиком на финансовом рынке.
регулирует и организует функционирование рыночной экономики.
Слайд 7Макроэкономические рынки
Рынок товаров и услуг;
Финансовый рынок, который включает:
денежный рынок
рынок ценных
бумаг
Рынок экономических ресурсов
Рынок валюты
Слайд 8Кругооборот продукта, расходов и доходов
Слайд 9Система национальных счетов
Система национальных счетов – это совокупность унифицированных взаимосвязанных
показателей, используемых для описания и анализа макроэкономических процессов.
Основная цель
национального счетоводства — дать количественную информацию о возникновении, распределении и использовании национального дохода.
Функциональные счета системы национальных счетов:
производстве материальных благ и услуг;
образовании дохода;
распределении дохода;
перераспределении дохода;
использовании дохода;
изменении объема имущества;
кредитовании и финансировании
Слайд 10Валовой внутренний продукт. Методы расчета
Валовой внутренний продукт (Gross Domestic Product)
– это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг,
произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
ВВП рассчитывается по территориальному признаку
Для расчета ВВП может быть использовано три метода:
по расходам (метод конечного использования);
по доходам (распределительный метод);
по добавленной стоимости (производственный метод).
Слайд 11Валовой внутренний продукт. Методы расчета
ВВП по расходам = потребительские расходы
(С) + валовые инвестиционные расходы (I gross)
+ государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)
GDP = C + I + G + Xn
ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация
GDP = W + R + % + Pr + Ti + A
Слайд 12Соотношение показателей в системе национальных счетов
Чистый национальный продукт (Net National
Product – NNP) характеризует производственный потенциал экономики.
ЧНП = ВНП –
А или NNP = GNP – A
ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)
ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги
Слайд 13Соотношение показателей в системе национальных счетов
Валовой национальный продукт (ВНП, GNP,
Gross National Product) представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных
товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах.
Величина ВНП отличается от величины ВВП на величину чистых факторных доходов (ЧФД, NFP, Net Factor Payment):
ВНП = ВВП + ЧФД или GNP = GDP + NFP
соответственно, ВВП = ВНП – ЧФД
Слайд 14Соотношение показателей в системе национальных счетов
Национальный доход (National Income -
NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е.
сумма факторных доходов.
НД = ЧНП – косвенные налоги или NI = NNP – Ti
НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций
Личный доход (Personal Income – PI) является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов.
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям
Слайд 15Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.
Реальный ВВП = Номинальный ВВП
/ Общий уровень цен
Номинальный ВВП = Реальный ВВП Общий
уровень цен
∆ реального ВВП (в %) = ∆ номинального ВВП (в %) – ∆ общего уровня цен (в %)
Дефлятор ВВП (GDP deflator) рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года
def ВВП = (∑PtQt/∑P0Qt) 100%
Слайд 16Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.
Индекс потребительских цен (ИПЦ, CPI
– Consumer price index) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской
корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года.
Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции).
ИПЦ и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса:
ИПЦ = IL = (∑PtQ0/∑P0Q0) 100%
Темп изменения стоимости жизни (f)=(ИПЦ1–ИПЦ0)/ИПЦ0*100%
Индекс Фишера
Слайд 17Экономический рост и его показатели
Экономический рост представляет собой долгосрочную тенденцию
увеличения реального ВВП.
тенденция – реальный ВВП не должен обязательно
увеличиваться каждый год, а указывается лишь направление движения экономики – «тренд»;
долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а поэтому речь идет об увеличении потенциального ВВП, о росте производственных возможностей экономики;
реального ВВП. Важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.
ga – среднегодовой темп прироста ВНП (annual growth rate)
Слайд 18Типы и факторы экономического роста
Экстенсивный тип экономического роста обусловлен увеличением
количества ресурсов, простым добавлением факторов.
Интенсивный тип экономического роста связан
с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса.
Смешанный (реальный) тип экономического роста – увеличение производственных мощностей в результате увеличения количества используемых факторов производства и совершенствование техники и технологий.
Основной экономической характеристикой качества ресурсов – производительность.
Производительность труда – это количество товаров и услуг, создаваемых работником за один час рабочего времени.
Слайд 19Факторы производительности труда
физический капитал – это запас оборудования, зданий и
сооружений, которые используются для производства товаров и услуг. Физический капитал
сам является результатом процесса производства.
человеческий капитал – это знания и трудовые навыки, которые получают рабочие в процессе обучения и в процессе трудовой деятельности (так называемое «learning by doing»). Человеческий капитал, как и физический капитал, также являются результатом производственных процессов и также повышает возможности общества производить новые товары и услуги.
природные ресурсы – это факторы, обеспечиваемые природой, такие как земля, реки и полезные ископаемые. Запасы природных ресурсов – очень важный факторов экономического роста, но их наличие не является главным условием роста и высокой эффективности экономики.
технологические знания - это понимание наилучших способов (методов) производства товаров и услуг. Технологические знания представляют собой саму разработку и понимание этих наилучших методов, а под человеческим капиталом понимают степень овладения людьми этими методами, превращение знаний в трудовые навыки. Технологические знания позволяют решить проблему ограниченности ресурсов; являются главным фактором ускорения темпов экономического роста.
Слайд 20Экономический цикл и его фазы
Экономический (деловой) цикл (business cycle) представляет
собой периодические спады и подъемы уровня деловой активности, отличающиеся неравномерностью,
глубиной и продолжительностью. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы.
Слайд 21Виды кризисов
Циклические кризисы – это периодически повторяющиеся спады общественного производства,
вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах
экономики и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.
Промежуточные кризисы – это периодически возникающие спады общественного производства, которые на время прерывают стадии оживления и подъема национальной экономики. В отличие от циклических кризисов они не дают начало новому циклу, носят локальный характер и непродолжительны.
Структурные кризисы связаны с постепенным и длительным нарастанием межотраслевых диспропорций в общественном производстве и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов.
Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности.
Отраслевые кризисы характеризуются спадами производства и свертыванием хозяйственной деятельности в одной из отраслей промышленности.
Сезонные кризисы обусловлены воздействием природно-климатических факторов, которые нарушают принятый ритм хозяйственной деятельности.
Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.
Слайд 22Причины экономического цикла
Экстернальные теории происхождения циклов (внешние факторы: политические, природные,
демографические, технологические и т.д.)
Интернальные теории происхождения циклов (внутренние факторы: недостаточный
уровень потребления; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; ценовые шоки и другие).
Основная причина: несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства
Слайд 23Циклический характер развития экономики может быть объяснен:
либо изменением совокупного
спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет
к подъему, их сокращение обусловливает рецессию);
либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).
Слайд 24Виды экономических циклов
Циклы Тоффлера – 1000-2000 лет
Циклы Форрестера –
200 лет
Циклы Кондратьева – 40-80 лет
Циклы Кузнеца –
18-25 лет
Классический цикл (цикл Жуглара) – 8-10 лет
Циклы Китчина – 2-4 года
Слайд 25Государственная анитцикличная политика
Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов
воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение
циклических колебаний.
Сторонники кейнсианства, ориентируясь на совокупный спрос, основное внимание уделяют регулирующей роли государства с его финансово-бюджетными инструментами (государственные расходы, налоговыми ставки, налоговых льгот).
Сторонники классического направления, концентрируют свое внимание на предложении, обеспечении занятости ресурсов и создании условий для эффективного производства, отказывая в поддержке низкоэффективным производствам и секторам экономики, содействуя свободе рыночных сил. Основным инструментом становится денежно-кредитное регулирование. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на национальную экономику, средством борьбы с инфляцией.
Виды конъюнктурной политики:
Стимулирующая
Сдерживающая
Слайд 26Инфляция: понятие, показатели измерения
Инфляция («inflation» - от итальянского слова «inflatio»
- «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.
Дефляция
(deflation) – устойчивая тенденция снижения общего уровня цен.
Дезинфляция (desinflation) – снижение темпа инфляции
Темп (или уровень) инфляции (rate of inflation – π), который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года.
Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года
Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года
Слайд 27Виды инфляции
По темпу (уровень) инфляции выделяют:
Умеренная инфляция измеряется процентами
в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%).
Галопирующая
инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.
Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет более 100% в год.
Формы проявления инфляции:
Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство на уровне ниже, чем равновесный рыночный. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров
Слайд 28Причины инфляции
Выделяют две основные причины инфляции:
увеличение совокупного спроса –
инфляцией спроса (demand-pull inflation)
сокращение совокупного предложения – инфляция издержек (cost-push
inflation).
Инфляция спроса – рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов, либо увеличением предложения денег.
Слайд 29Инфляция издержек
Если инфляция вызвана сокращением совокупно го предложения (что происходит
в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией
издержек (cost-push inflation).
Инфляция издержек ведет к стагфляции - одновременному спаду производства и росту уровня цен
Слайд 30Последствия инфляции
Главными последствиями инфляции выступают:
снижение реальных доходов
снижение покупательной
способности денег.
Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек
за продажу экономического ресурса, собственником которого он является.
Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход.
Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу.
Инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция
Слайд 31Издержки инфляции
Издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs) – трансакционные издержки инфляции,
т.е. издержки, связанные с получением наличных денег.
Издержки «меню» (menu costs).
Издержки
на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources).
Издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией (inflation-induced tax distortions). Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, снижает стимулы к сбережениям и ухудшает условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на:
- на доходы от продажи ценных бумаг,
- на номинальную ставку процента, которая облагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера просто компенсирует инфляцию.
Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство confusion and inconvenience).
Слайд 32Последствия непредвиденной инфляции
Последствием непредвиденной инфляции является произвольное перераспределение доходов и
богатства (arbitrary redistribution of wealth). Она обогащает одних экономических агентов
и обедняет других.
Доходы и богатство перемещаются:
от кредиторов к должникам (непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты)
от рабочих к фирмам
от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами
от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений.
от пожилых к молодым.
от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству.
Слайд 33Фискальная политика, ее цели и инструменты
Фискальная политика представляет собой меры,
которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения
величины доходов и/или расходов государственного бюджета (бюджетно-налоговая политика)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики являются обеспечение:
стабильного экономического роста;
полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы безработицы);
стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
государственные закупки;
налоги;
трансферты
Слайд 34Виды фискальной политики
Выделяют два вида фискальной политики:
Стимулирующая фискальная
политика применяется при спаде имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска
и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).
Инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.
Слайд 36Виды фискальной политики
Различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2)
автоматическую (недискреционную).
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством
величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики
Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.
К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (особенно прогрессивная ставка налога); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.
Слайд 37Государственный бюджет: доходы, расходы, виды состояний
Государственный бюджет – это баланс
доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год),
представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
на политические цели;
на экономические цели;
на социальные цели.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
выплаты процентов по государственным облигациям.
Основными источниками доходов государства являются:
налоги (включая взносы на социальное страхование)
прибыль государственных предприятий
доходы от государственной собственности (доходы от приватизации и т.д.)
Слайд 38Виды состояний государственного бюджета
Разница между доходами и расходами государства составляет
сальдо (состояние) государственного бюджета.
Государственный бюджет может находиться в трех
различных состояниях:
доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован
доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.
При спаде доходы бюджета сокращаются, поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.
При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Слайд 39Основные причины устойчивости бюджетного дефицита и увеличения государственного долга
Увеличение
государственных расходов (долговое финансирование позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное
напряжение, избежав увеличения М, и не прибегая к повышению Т)
Циклические спады и «встроенные стабилизаторы»
Сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без корректировки государственных расходов)
Целенаправленное сокращение налогового клина
Значительное количество налоговых льгот в системе налогообложения
Падение налоговых сборов из-за неудовлетворительной организации налогообложения
Усиление влияния политического бизнес-цикла в связи с проведением «популярной» макроэкономической политики
Повышение долговой напряженности в бюджетно-налоговой сфере (повышение социальных гарантий, расходов на образование и создание рабочих мест)
Слайд 40Способы финансирования дефицита государственного бюджета
1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного
бюджета. Этот способ заключается в том, что Центральный банк увеличивает
денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.
Достоинства эмиссионного способа финансирования:
Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска.
Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда ЦБ проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и выпускает в обращение дополнительные деньги, либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).
Недостатки:
В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования (эффект Оливера-Танзи)
Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева.
Слайд 412. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот
способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные
облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства данного способа финансирования:
Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования
Это достаточно оперативный способ, поскольку размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Государственные ценные бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и достаточно доходны.
Недостатки:
По долгам надо платить. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным – теорема Сарджента-Уоллеса
Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций.
Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.
Слайд 423. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В
этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других
стран или международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).
Это вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства данного метода финансирования:
Возможность получения крупных сумм
Неинфляционный характер
Недостатки:
Необходимость возвращения долга и обслуживания долга
Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Слайд 43Последствия государственного долга
Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного
сектора экономики для оплаты долга;
Перераспределяется доход от частного сектора
к государственному;
Усиливается неравенство в доходах;
Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов
Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
Слайд 44Монетарная полтика: понятие, цели
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из
видов стабилизационной политики, направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью монетарной
политики, как любой стабилизационной политики является обеспечение:
стабильного экономического роста,
полной занятости ресурсов,
стабильности уровня цен,
равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Слайд 45Монетарная полтика: понятие, цели
Тактическими целями монетарной политики могут выступать:
1)
контроль за предложением денег (денежной массы),
2) контроль за уровнем
ставки процента,
3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на денежную базу и на денежный мультипликатор.
M = MB ∙ mult
На уровне банковской системы это воздействие осуществляется через регулирование величины кредитных возможностей коммерческих банков (К) и банковского мультипликатора.
Слайд 46Инструменты монетарной политики
К инструментам монетарной политики, позволяющим ЦБ контролировать величину
денежной массы, относятся:
изменение нормы обязательных резервов
Обязательные резервы представляют собой
часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить в центральном банке (если в стране резервная банковская система)
изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если необходимо срочного пополнить резервы или улучшить финансовое положение.
операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг.
Слайд 47Виды монетарной политики
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и
имеет целью стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с
безработицей.
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении ЦБ мер по увеличению предложения денег посредством:
1) снижения нормы резервных требований, 2) снижения учетной ставки процента, 3) покупки центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании ЦБ мер по уменьшению предложения денег:
1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента, 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.