Слайд 2Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению
с целью добиться от него выгодного поведения.
Ключевое слово здесь –
«скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.
Слайд 3Трюки манипулятора
познакомимся с «трюками манипулятора», но не для того, чтобы
вы их использовали, а для того, чтобы смогли себя обезопасить
в случае попыток других людей манипулировать вами.
1. Лесть. Весьма известный способ воздействия. Для манипуляции людьми с завышенной самооценкой подходит идеально. Минус в том, что легко распознается.
2. Давить на жалость, беспомощность, болезнь. Прикинуться несчастным, забитым, несправедливо обиженным. Сидеть грустным лицом, вздыхать. «Никто меня не понимает». «Он опять не пришел на встречу, как мне плохо». Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или невольно взывая к сочувствию.
3. Спекуляция хорошим отношением к себе. «Ты меня не любишь, иначе бы …»
Слайд 44 Угрозы, шантаж, устрашения.
Угрозы очень прямой метод воздействия.
«Ага!
Вы так! Ну так я брошу школу!».
Пока суп не
съешь – шоколадку не дам
«А я все расскажу …» (учителю, маме, Оле и т.д.)
Суть в том, чтобы незаметно воздействовать на страхи человека или вызывать их. От угроз отличается тем, что нет прямых требований. Результат воздействия – страх. Страх, как и раздражение, способствует потере контроля над эмоциями.
Слайд 55.Сравнение с другими.
«У всех уже есть телефон, а у
меня по прежнему нет». Этот трюк часто используют дети, манипулируя
своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них - «несчастных» - до сих пор нет. «У Жанны уже есть норковое пальто, а когда ты мне купишь».
6. Задобрить. «А я сегодня пять по русскому получил 5! Могу я пойти погулять». Выполнить работу по дому (вымыть посуду, убрать свою комнату).
7.Обмен. «Я мою посуду и пол, а вы отпускаете меня на дискотеку». Правила хорошего тона предписывают отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, дарят подарок (это правило взаимного обмена). Принимая от человека такую «любезность», мы начинаем чувствовать обязанными ему. Когда тебе в магазине или на улице вручают «подарок», а потом просят что-нибудь приобрести или сделать пожертвование, то знай: это манипуляторы, которые злоупотребляют правилом взаимного обмена.
Слайд 68.Стыд и чувство вины. Вызвать у другого человека чувство вины.
Например, «Предлагаю встретиться на Новый год. Если ты откажешься, я
обижусь». «Ты, конечно, можешь бросить меня, но виноват, что мне будет плохо, будешь только ты!»
Чем сильнее чувство вины, тем легче манипулировать.
Слайд 79.Стереотипы. Стереотипы: каким должен быть мужчина, женщина, мать и т.д.
Мужчины никогда не плачут
Чиновник - взяточник
10. Срочность, ажиотаж. Основан он
на том, чтобы заставить собеседника быстрее принимать решения.
«Дорогой, есть две горящие путевки в Египет, ответ нужен через 5 минут». «Ты меня любишь? Отвечай сейчас же». «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось только два места».
―Срочность используют мошенники, когда разыгрывают ту или иную схему.
Например: Звонят родителям на сотовый, и просят перевести деньги.
Слайд 811. Чувство собственного достоинства.
«Сколько стоит это пальто?
– Оно
вам не по карману.
– Я покупаю его».
12.
Желание, соблазн.
―ТОЛЬКО СЕГОДНЯ! НА ВСЁ СКИДКИ 50%!
Суть способа в том, чтобы поймать человека на «крючок».
Слайд 913.Ссора.
Способ агрессивной манипуляции. Чаще используется в быту. Отношения муж-жена,
парень-девушка, родитель-ребенок. Парень забыл про день рождения девушки.
14.Обида. Пример агрессивной
манипуляции. Обижаться можно по-разному. Плакать от обиды на глаза у обидчика (женский вариант).
Слайд 10Способы защиты от манипулирования
:
Заявите манипулятору о том, что его
цели раскрыты. Прямо откажитесь.
Сделайте вид, что ни о чем
не догадываетесь, при этом добивайтесь собственной цели (встречная манипуляция).
Нейтрализуйте манипуляцию, используя определенные контрприемы (противостояние манипуляции).
Игнорируйте манипулятивное воздействие, просьбу, не обращайте внимание. Можно прервать общение, избегать данного человека в дальнейшем.
Укрепляйте свою самооценку. То есть верьте в свои силы, способности, изучайте собственные реальные достоинства и недостатки, стремитесь к реальным целям, принимайте и запоминайте комплименты и похвалы, фиксируйте все свои достижения и спокойно отмечайте ошибки, чтобы превратить их в полезный опыт.
Понимайте свои желания и интересы. Если будете четко знать, чего и как вам хочется, знать свои приоритеты, вас будет сложно сбить манипуляциями с пути.
Не поддаваться на провокацию.
Внимательно, относиться к услышанному и подвергать все анализу.
Демонстрировать уверенное поведение, чтобы даже мысли не возникало манипулировать вами. Например, покажите манипулятору, что вам все равно, если на вас обижаются, и вы не побежите догонять, если он захочет уйти.
Помнить, что бесплатный сыр только в мышеловке, за все надо платить.