Слайд 1Марина Михайловна Елисеева,
ВероникаВалерьевна Аянитова, воспитатели МБДОУ ЦРР - Д/с
№89 «Парус» ГО «город Якутск»
Тема: «Технология формирования этнокультурной компетентности детей
старшего дошкольного возраста посредством приобщения олонхо»
Слайд 2Актуальность.
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов
Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания
условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения, то есть осознания ими своей принадлежности к определенной культуре, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни, способствующего самоопределению, доброжелательному отношению к другим людям вне зависимости от национальности, вероисповедания, готовности к диалогу культур приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности [3].
Слайд 3Актуальность.
Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения.
В настоящее время повсеместно идет ознакомление детей с олонхо с
малого возраста ,как показывает и наш опыт работы, это обогащает их духовно и развивает творческий талант ребенка Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни.
Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Самая главная причина это то, что стих олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.
Слайд 4Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект
(ийэ ой), как
генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг работает в полном режиме, в режиме природы-творца.
Слайд 5Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и
почувствовать в сравнении
с общественными ценностями, через « диалог», побудило нас, педагогов МБДОУ ЦРР-Д/с №89 « Парус» г. Якутска, создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.
Слайд 6Цель технологии:
приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной
компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к олонхо.
Слайд 7выделены следующие задачи:
- создать культурологическую предметно – пространственную среду развития
ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном
самосознании на базе своей культуры;
- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;
- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование олонхо, изобразительную деятельность;
- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.
Слайд 8Основополагающие принципы воспитания
- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе
на этнокультурные традиции народов, национально – этническую обрядность, привычки;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;
- принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет с собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.
Слайд 9Технология реализации:
Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение
к олонхо реализуется поэтапно через
систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.
Слайд 101 этап технологии
С октября месяца занятия объединяются общей темой «
Героический эпос олонхо народа саха».
Выставка совместно с родителями «Древо
жизни».
Диалог и беседа с детьми;
Знакомство с работами художников;
Рисование эскизов по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют.
Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.
Слайд 11Знакомство с олонхо на картинах Т. Степанова
Слайд 12Знакомство с олонхо на иллюстрациях В. Карамзина
Слайд 13Знакомство с олонхо на иллюстрациях П. Пестрякова
Слайд 14Знакомство с олонхо на иллюстрациях Нь. Ябловской
Слайд 16Игровой модуль
«Ознакомление с героями олонхо»
Слайд 17Идут игровые модули по ИЗО. Коллективная работа «Триединый мир олонхо»
Слайд 18Игровой модуль
«Ознакомление с героями олонхо»
Слайд 19Игровой модуль «Художники иллюстрируют олонхо»
Слайд 20Игровой модуль «Художники иллюстрируют олонхо»
Слайд 21Идут игровые модули по ИЗО. Коллективная работа «Триединый мир олонхо»
Слайд 22Идут игровые модули по ИЗО. Коллективная работа «Триединый мир олонхо»
Слайд 23Работы детей
Егорова Айна, 6 лет Иванова Алина, 6
лет
Слайд 29Ангелина Попова-Новгородова, 6 лет
Слайд 31Идут игровые модули по ИЗО. Коллективная работа «Триединый мир олонхо»
Слайд 322 этап технологии
С ноября месяца занятия объединяются темой
« История предков»:
Знакомство с историей наших
предков;
Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера;
Приглашаются сотрудники музея фольклора народов Севера для проведения занятий «Игры наших предков», показ мульфильма «Ньургун Боотур Стремительный»
прослушивание аудиозаписи олонхо
Слайд 35Игровой модуль «СЛУШАНИЕ ОЛОНХО»
Слайд 363 этап технологии
В январе месяце занятия объединяются темой
« Постановка олонхо»:
Инсценировка детьми олонхо «
Ньургун Ботур Стремительный»;
родительское собрание по поводу распределения ролей, костюмов, подготовки декораций.
Метод проектов и интегрированный метод.
родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка
Слайд 37Постановка олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», 2011 г.
Слайд 41Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 42Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 43Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 44Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 45Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 46Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 47Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 48Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур»2012 год
Слайд 49Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 50Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 51Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 52Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 53Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 54Постановка олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» 2013 год
Слайд 55Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 56Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 57Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 58Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 59Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 60Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 61Проектная деятельность детей
по теме «Олонхо дойдута»
Слайд 624 этап технологии
Обобщающий этап (март, апрель, май)
На данном этапе дети
показывают свою этнокультурную компетентность хорошими результатами на конкурсах по этнокультуре
республиканского и городского уровня «Туой, тойук, дуорай хомус!», «Творческая мозаика», фонда «Харысхал», конкурсах рисунков «Олонхо глазами детей» и др.
Слайд 71ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, данная технология хорошо вписалась в опытно –
экспериментальную работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего
дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах.