Слайд 1Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства.
Эволюция маркетинговых концепций
Слайд 2Вопросы
Сущность и содержание маркетинга
Концепция маркетинговой деятельности предприятия
Роль и место
маркетинга в современной российской экономике
Слайд 3Маркетинг - это рыночная философия, стратегия, тактика мышления и действия
всех субъектов рыночных отношений. Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от
сферы применения, времени действия, параметров окружающей рыночной среды и, конечно же, от интересов целевых потребительских групп. Он продуктивен лишь при условии комплексности и системности его использования. Рассмотрение маркетинга как «философии бизнеса» требует осмысления мировоззренческих, гносиологических и методологических основ философии в теории и практике маркетинга.
Слайд 4Мировоззренческие основы маркетинга
Философия, являясь мировоззрением, системой развивающихся взглядов на окружающую
действительность, помогает понять происходящие явления и закономерности взаимосвязей человека с
миром. Всякая экономическая деятельность осуществляется во имя реализации потребностей, которые можно определить как возможность приобретения, сохранения и использования различных благ - материальных и нематериальных.
Слайд 5Сущность и содержание маркетинга
Маркетинг - это деятельность, связанная с рынком,
целью которой является получение прибыли производителем через удовлетворение потребностей покупателей.
Таким
образом, процесс обмена между производителем и потребителем в конечном итоге приводит к взаимному удовлетворению потребностей, к взаимному достижению целей. Причем характерно, что потребности существуют объективно (одни из них являются осознанными, другие - неосознанными)
Слайд 6Слово «маркетинг» (ударение на первом слоге) — английское и может
переводиться на русский язык как рыночный, торговый, сбытовой; связанный со
спросом, ценой.
Большой энциклопедический словарь определяет маркетинг как систему управления производстводственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанной на комплексном анализе рынка. Маркетинг включает изучение и прогнозирование спроса, цен, организацию НИОКР по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования и др.
Слайд 8Методологические основы маркетинга
Концепция методологии напрямую связана с наукой, так как
определяет пути и способы решения проблем теоретической и практической деятельности
человека. Рассматривая методологические аспекты в маркетинге, необходимо осмыслить: является ли маркетинг наукой (т.е. системой исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний) или он всего лишь область знаний (т.е. элемент науки).
Слайд 9Концепция маркетинга состоит в сознательном удовлетворении человеческих потребностей, или, как
отмечает П. Друкер, «в создании и сохранении потребителя». Здесь прослеживается
два вектора:
первый - определение и изучение человеческих потребностей и их предпочтений в динамике,
и второй - использование экономической реальности, т.е. создание продуктов, способных удовлетворить потребителей. В связи с этим происходит разработка теории и обоснование методов маркетинга. Полифункциональная по своей сущности и содержанию, роль маркетинга предполагает опору, как на общенаучные методы, так и на собственно маркетинговые методы (такие как сегментирование, маркетинговые коммуникации, товародвижение, позиционирование, формирование спроса, стимулирование сбыта и т.д.).
Однако ряд ученых склонны представлять маркетинг либо в качестве технологии, позволяющей компаниям реализовывать потребителям товары, либо в качестве функции организации, позволяющей, находясь в постоянном контакте с клиентами, отслеживать изменение их потребностей и разрабатывать отвечающие запросам продукты. Критикуя узость и ограниченность подобных подходов, Пол Андерсон отмечал, что они «несовместимы с философской методологией и онтологической структурой маркетинга», и рассматривал маркетинг как «переходную модель между экономически ориентированными и поведенческими теориями» При этом он подчеркивал особое значение методологических и онтологических основ маркетинговой теории в разработке теории фирмы. Историческая модель маркетинга определяется главным образом экономикой, статистикой, математикой, психологией.
Слайд 10Однако проблема состоит в том, что специалисты по маркетингу и
ученые не обращают особого внимания на исследование и переосмысление самих
маркетинговых теорий, а изменения, произошедшие за последние двадцать лет в практике маркетинга, не были подкреплены теоретическими объяснениями и обоснованиями.
Маркетинг как область знаний, теория и практика получил признание как функция бизнес-деятельности. Кроме того, маркетинговые исследования и методы стали использоваться в практике управления как средство, позволяющее добиться баланса между производственными возможностями и потребностями рынка. Но при этом теория маркетинга не позволяет рассматривать более общие социальные и экономические проблемы и явления.
Слайд 11Роль и место маркетинга в современной российской экономике
В условиях рыночной
экономики функция маркетинга состоит в организации свободного и конкурентного обмена
для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса на товары и услуги. Это соответствие не является спонтанным и требует:
организации материального обмена, иными словами, физического потока товаров между производством и потребителем;
организации коммуникации, иными словами, информационного потока, предшествующего обмену, сопровождающего его и следующего за ним для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса.
Таким образом, роль маркетинга состоит в организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями.
Слайд 12Роль и место маркетинга в современной российской экономике
Роль маркетинга в
экономике заключается в том, что он призван привести производство в
соответствии со спросом. Усилия маркетинговых служб направлены на создание такого ассортимента товаров, который соответствовал бы общественному спросу. Много внимания уделяется внешнему виду товара, его потребительским характеристикам, послепродажному обслуживанию. При этом маркетинговые усилия должны быть направлены на то, чтобы убедить покупателя, что данный товар является самым лучшим, создать «приверженность» покупателя к товарной марке.
Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективного сочетания традиционной и новой продукции, он является основанием для принятия решения о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятия ее с производства, способствует разработке и внедрению планов развития предприятия. Систематический и эффективный маркетинг повышает культуру предпринимательской деятельности, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели – с запросами покупателей.