Слайд 1Маркетинг персонала: понятие, задачи, функции
Выполнила ст. гр. Биб-3601-01-00
Мячина Д.И.
Слайд 2Содержание:
Сущность маркетинга персонала
Зачем нужен маркетинг персонала
Факторы, влияющие на маркетинг персонала
Задачи
маркетинга персонала
Основные принципы маркетинга управления
Функции маркетинга персонала: коммуникационная и информационная
Инструменты
маркетинга персонала
Плюсы и минусы
Основные направления: пассивное и активное
Слайд 3Сущность маркетинга персонала
Сущность маркетинга заключается в формировании кадрового потенциала посредством
анализа рынка труда создания собственного имиджа компании. Благодаря этому фирма
покрывает потребность в воспроизводстве трудовых ресурсов.
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, выявления круга источников и путей
обеспечения этой потребности.
Маркетинг персонала является
условием роста человеческого
ресурса организации за счет
внешних источников.
Слайд 4Маркетинг персонала включает:
- исследование рынка рабочей силы;
- исследование качеств кандидатов,
а также их требований и возможностей;
- воздействие на субъективное восприятие
кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей);
- формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации. Основными предпосылками маркетинга персонала следует считать организационную структуру управления, состояние кадрового потенциала организации, наличие вакансий в штатном расписании, фирменный стиль управления.
Слайд 5Зачем нужен маркетинг персонала
Основная цель мероприятий по
маркетингу персонала заключается в установлении контроля на рынке труда. С
его помощью производится рекрутинг рабочей силы, тем самым, достигаются цели предприятия.
При помощи маркетинга осуществляется:
анализ кадрового потенциала по возрасту, полу, квалификации, уровню безработицы, величине доходов, спросу и предложению;
выявление технологических изменений, влияющих на производительность, характер выполняемых работ, оснащение трудового места, необходимость повышения квалификации;
учет социальных потребностей с целью выявления стимулирующих факторов трудового процесса;
обзор законодательства по трудовым отношениям и охране труда;
выявление преимуществ и недостатков кадровой политики конкурентов для применения на благо предприятия;
аккумулирование финансовых ресурсов для обеспечения трудового процесса, обеспечивающего развитие компании;
анализ кадрового потенциала и основных показателей: стаж и квалификация, текучесть кадров, кадровые резервы, возможность быстрой замены трудовой единицы.
Слайд 6Факторы, влияющие на маркетинг персонала
Слайд 7Внешние факторы
Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект
управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для
правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.
Внешние факторы:
ситуация на рынке труда. Определяется общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем безработицы в заданном временном промежутке, структурой резервной армии труда и т.д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют два основных понятия персонал-маркетинга: спрос на персонал, его количественная структура; предложение в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организации и т.д.);
развитие технологии. Определяет изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала;
потребности населения. Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений;
трудовое законодательство. При решении вопросов персонал-маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости;
кадровая политика организаций-конкурентов. Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики.
Слайд 8Внутренние факторы
Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени поддаются
управляющему воздействию со стороны организации.
Внутренние факторы:
цели организации. Четкость и конкретность
системы целеполагания определяют строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала;
финансовые ресурсы. Точная оценка потребностей и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки и переподготовки;
кадровый потенциал организации. Распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними.
Слайд 9Задачи маркетинга персонала
Внедрение науки на производственном и управленческом уровне.
Определение затрат
на поиск персонала.
Создание имиджа организации.
Анализ рынка труда.
Определение конкурентов по отрасли.
Определение
предпочтений сотрудников.
Разработка предложений для персонала.
Прогноз инвестиций в оборудование и рабочие места.
Планирование обучающих программ.
Поиск путей привлечения кадров.
Подсчет численности штата при тех или иных обстоятельствах.
Разработка компании по подбору работников.
Взаимодействие со СМИ, учебными центрами, вузами и колледжами.
Структурирование должностей и оценка их эффективности.
Организация массовых мероприятий компании.
Обучение кадров.
Слайд 10Основные принципы маркетинга персонала
Следует выделить два основных принципа маркетинга персонала:
Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле.
Под
маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами.
Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации.
Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам.
Слайд 11Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле
- как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена
на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.
Слайд 12Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование
маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой
политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности и т.п.).
Отсюда маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований и потребностей более эффективными, чем у конкурентов, способами.
Слайд 13Функции маркетинга персонала: коммуникационная и информационная
В маркетинге принято выделять 2
основные функции — коммуникационную и информационную.
Информационная функция проявляется в создании
баз данных и сведений, которые используются для набора персонала и кадрового планирования в будущем.
Основой информационной функции являются следующие источники:
Методология обучения, учебная программа конкретного ВУЗа, учебного центра подготовки и переподготовки кадров, биржи труда.
Аналитические материалы государственных органов в сфере занятости по отраслям, предприятиям, специальностям.
Информация и аналитика с бирж труда.
Периодические издания, освещающие вопросы занятости, безработицы, трудоустройства, управления персоналом.
Рекламные материалы компаний, проводящих периодические наборы персонала.
Передача устной информации сотрудникам при собеседовании, на общих собраниях
Слайд 14Коммуникационная функция предполагает связь с действующим персоналом или потенциальным работником
посредством создания определенного имиджа предприятия, а также делового общения в
рамках рабочего процесса, с помощью которого происходит координация работы всего предприятия.
Основу коммуникационной функции составляют:
Сегментирование и формирование целевых групп для выявления качественных и количественных критериев персонала: демографический, психологический, социальный, экономический, поведенческий, культурный.
Совершенствование внутренних связей внутри
компании, беседы с персоналом, выявление
потребностей для более комфортной работы,
создание имиджа руководства, профконсультации
и создание клубов интересов, проведение
социальных и спортивных мероприятий, праздников
и торжеств.
Организация рекламно-презентационных
мероприятий для потенциального сотрудника:
сотрудничество с институтами, организация
производственных экскурсий, реклама в учебных заведениях.
Организация связи с общественностью для формирования
позитивного имиджа компании. Для этого используются
спонсорские мероприятия, акции в поддержку защиты
окружающей среды, реклама логотипа и бренда,
интервьюирование, проведение рекламных акций в газетах и журналах, ярмарок вакансий, презентаций в школах.
Слайд 15Инструменты маркетинга персонала
Наблюдение.
Опрос.
Интервью.
Фокус-группа.
Анкетирование.
Тестирование.
База данных (HRMS — Human Resource Management Systems
— системы управления трудовыми ресурсами).
Объявления.
Кадровое агентство.
Неформальные коммуникации с претендентами.
Вербовка персонала.
Договора
с институтами о сотрудничестве.
Служба занятости.
Ярмарки вакансий.
Конкурсы на замещение вакансий.
Слайд 16Плюсы маркетинга персонала
Возможность выбора кандидата на должность из уже сложившегося
коллектива, с профессиональными знаниями и необходимым опытом.
Меры экономического характера эффективно
влияют на производительность и отношения внутри коллектива.
Благодаря продвижению (не замещению) должностей образуются рабочие места для новичков.
Отсутствие трат на поиск персонала по кадровым резервам (архивы, штатное расписание).
Возможность быстрого замещения должности для опытного сотрудника.
Коллектив более сплочен при отсутствии демократической кадровой политики.
Широкий круг претендентов на должность, обладающих опытом и знаниями, полученными на прежней работе.
Слайд 17Минусы маркетинга персонала
Высокие траты на поиск сотрудников (объявления в СМИ,
день открытых дверей, привлечение учащихся посредством выездных мероприятий, печать брошюр
и буклетов, периодических изданий).
Необходимость инвестиций на переквалификацию и дополнительное образование персонала.
Слепой отбор новых кадров, часто не обладающих нужными качествами.
Напряженные отношения внутри коллектива, конкуренция и борьба за выдвижение.
Необходимы адаптация новых работников к условиям труда и коллективу, ознакомительный инструктаж.
Психологический климат коллектива и рабочая среда становится причиной большой текучки кадров.
Моральное стимулирование работника (выдвижение на должность, публичная похвала) воспринимается коллективным отторжением или завистью.
Важность постоянного мониторинга рынка труда и показателей деятельности отделов.
Слайд 18Основные направления маркетинга персонала
Концепция маркетинга персонала полагает, что залогом достижения
целей организации является определение нужд и потребностей рынка труда. Поэтому в
маркетинге персонала выделяют два направления: пассивное и активное.
Пассивное предполагает создание организационной структуры, которая проводит мероприятия по выявлению потребностей в персонале и набору претендентов на должность.
Активный маркетинг нацелен на стратегические задачи и внедряет сознание сотрудников экономическое мышление. Активно проводятся мероприятия по созданию корпоративного духа и культура, развитию кадров, внедряется партисипативное управление, оценивается эффективность каждого сотрудника. На практике эти методы ничем не связаны с административной составляющей маркетинга.
Слайд 19Источники информации
«Управление персоналом организации» [Учебник] / Под ред. А.Я. Кибанова.
- М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.
[Электронный ресурс]/ ReklamaPlanet; ред.
Романов А. – Режим доступа: https://reklamaplanet.ru ,свободный. (Дата обращения 13.03.2019г.)