попытки систематизировать инструменты маркетинга. Джеймс Каллитон (J Culliton, 1948) употребляет
новый термин "marketing mix" (комплекс маркетинга), где маркетинговое решение является чем-то наподобие рецепта. В 1953 термин "marketing mix" используется в одном из документов ААМ. К концу 50-х гг. проф. Нейл Борден (Neil H. Borden). (Гарвард) использует в этом качестве модель из 12 элементов: планирование продукта, ценообразование, branding, каналы дистрибьюции, личные продажи, реклама, продвижение, упаковка, демонстрации, обслуживание, физические свойства, поиск фактов и их анализ.
Альберт Фрей (Albert W. Frey) в 1961 высказал идею, что переменные маркетинга должны быть разделены на две основные группы: первая составляет предложение/товар (продукт, упаковка, brand, цена, сервис), а вторая - методы и инструменты его продажи (каналы дистрибьюции, реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и PR).
В 1964 Джерри Маккарти (Jerry McCarthy) предложил модель 4P - комплекс маркетинга из таких элементов, как продукт, цена, дистрибьюция (место) и продвижение. В концепции Маккарти все четыре элемента комплекса маркетинга начинаются на букву "Р". В результате получилось название – "4Р", во многом благодаря которому эта концепция получила известность (пример практического применения маркетинга). Концепция Маккарти "4Р", была впервые опубликована в 1965 году в статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой являлся Нейл Борден. И только эта классификация стала действительно общепринятой.
МАРКЕТИНГ Комплекс маркетинга 4 Р