Слайд 1Артикуляционная гимнастика.
Как правильно?
Учитель-логопед
Салангина Наталья Викторовна.
МБДОУ «Детский сад №121»
Слайд 3Артикуляционный аппарат ребенка развивается не сразу, а постепенно, в течение
жизни малыша и его речевой практики.
Слайд 5Артикуляционная гимнастика
совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих
в речевом
процессе
органов..
Слайд 6Цель артикуляционной гимнастики
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка.
Слайд 7Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровообращение артикуляционных органов и
их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка,
губ, щек;
научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
увеличить амплитуду движений;
уменьшить напряженность артикуляционных органов;
подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Слайд 8
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить
его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите
это упражнение, предлагайте его ребенку.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
Упражнения выполнять сидя перед зеркалом , в спокойной обстановке, при достаточном освещении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, картинки…
После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Слайд 9Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный
подбор упражнений и качество выполнения.
Точность движения речевого органа определяется правильностью
конечного результата.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов (руки, ноги, голова, тело, губы).
Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
Слайд 10Предлагаем познакомиться с некоторыми артикуляционными упражнениями
Слайд 11«ЗАБОРЧИК»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы видны передние верхние и нижние
зубы Удерживать под счет 1-5 с.
Слайд 12«СЛОНИК»- «ТРУБОЧКА»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы
вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до
пяти.
Слайд 13«МЕСИМ ТЕСТО»
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык
губами пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы
с усилием.
Слайд 14«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать
в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд 15«РАСЧЕСКА»
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как
бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.
.
Слайд 16«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю
губу сверху- вниз (можно намазать губу вареньем). Нижняя губа не
должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Слайд 17«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
Слайд 18«ФУТБОЛ»
Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну,
то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Слайд 19«КИСКА СЕРДИТСЯ» - «ГОРКА»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в
нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком
языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Слайд 20«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то
в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом
неподвижна.
Слайд 21«ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу,
боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет
до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Слайд 22«МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов
к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 23
«ЛОШАДКА»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и присосать язык к нёбу
пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает). Щёлкать медленно, но сильно.
Тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык Проделать 10 – 15 раз.
Слайд 24«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка
гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться,
губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 25«ИНДЮК»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения
широким передним краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь
не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения, постепенно убыстряясь, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ-БЛ-БЛ». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Слайд 26«ДЯТЕЛ» - «АВТОМАТ»
Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке,
язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты
к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-Т-Т или ДЖ-ДЖ. Язык «прыгает на бугорках».
Слайд 28Отгадайте загадку.
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас
с тобой,
Не поймать его рукой.
Слайд 30«СДУЙ СНЕЖИНКУ»
Вытянуть губы вперед трубочкой и сдуть на
снежинку с варежки. Следить, чтобы щеки не раздувались, воздушная струя
длительная.
Слайд 31«ФОКУС»
Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю
губу и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух должен
идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Слайд 34РЕЧЬ РЕБЁНКА
В ВАШИХ РУКАХ !!!!!
Слайд 35Спасибо за внимание!
До новых встреч !