Слайд 1Дисциплина: Психология
к.псх.н., доц. Чхиквадзе Тинатин Владимировна
Слайд 2Лекция 1. Введение в психологию.
Психология – это наука о психике,
закономерностях ее проявления, формирования и развития.
Слайд 3Психология – это наука о психических явлениях:
психических процессах: познавательных (ощущение,
восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь); эмоциональных (возникновение чувств,
их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевых процессах (потребность, мотив, воля, принятие решения, цель и т.д.);
психических свойствах (темперамент, характер, задатки, способности, направленность и т.д.);
психических состояниях (стресс, аффект, горе, монотония, выученная беспомощность, сон, бодрствование, измененные состояния сознания и т.д.)
Слайд 4Предмет изучения: психика.
Объект: человек, животное (зоопсихология), малые и большие группы
(социальная психология).
Задачи психологии:
1.Научиться понимать суть психических явлений и их
закономерности.
2.Научиться управлять психическими явлениями.
3.Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практики.
4.Быть теоретической базой практики психологической службы.
Слайд 5История развития представлений о предмете психологи
0 этап – Донаучный (до
VI в д.н.э.)
1 этап – Психология как наука о душе
(VI в д.н.э. – XVI н.э.)
2 этап – Психология как наука о сознании
(XVII – XIXвв.).
3 этап – Психология как самостоятельная наука; открытый кризис
(1879 – 1930ые)
4 этап – Скрытый кризис психологии
(1930ые – настоящее время)
Слайд 6Характеристика донаучного периода
-Отрывочные знания о человеке, его психике и поведении.
-
Хранители знания – жрецы,
Слайд 7Психология как наука о душе
Психология является частью философии;
Предмет науки –
душа (психе);
Разделение представлений о душе на материалистические и идеалистические
Слайд 8Психология Античности
Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и
регуляции поведения;
Нет специальных методов исследования содуржания и функций души, используются
методы других наук (философии, медицины, математики);
Определили основные проблемы психологии: исследование познания, активности тела, способы регуляции поведения, пределы свободы человека.
Слайд 9Психология Средневековья
Исследуется душа, виды активности тела, особенности познания, в частности
чувственное познание;
Появление собственно психологического метода исследования интроспекции;
Развитие психофизических исследований;
Первые
исследования психологии масс.
Интроспекция – это метод психологического анализа через субъективное наблюдение за деятельностью собственной психики.
Слайд 10Психология Возрождения и Нового Времени
Предмет – сознание, его содержание и
пути формирования;
Методы: интроспекция, логика (индукция, дедукция, анализ и т.д.);
Развитие рационалистического
и эмпирического подходов;
Появление первых теорий эмоций, рефлекса;
Первая попытка ввести понятие бессознательного.
Слайд 11Психология ассоцианизма
Предмет – познавательные процессы и поведение человека;
Сознание состоит
из ощущений, представлений и чувств;
Методы: интроспекция, логика, метод проб и
ошибок, методы др.наук;
Появление концепции об адаптивной функции психики
Развитие теории рефлекса;
Развитие концепции бессознательного.
Слайд 12Психология как самостоятельная наука
1879г. - психология оформилась в самостоятельную науку.
Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.
Слайд 13Экспериментальная психология
Предмет – элементы психики, связанные с сознанием, их связи
и законы;
Методы: экспериментальные, интроспекция, анализ результатов творческой деятельности человека и
народа в целом, первые тесты;
Первые теории психологии народов;
Новые данные о психических процессах (память, ощущения, восприятие, внимание);
Новые подходы в психологии помимо ассоцианизма;
Первые симптомы методологического кризиса науки.
Слайд 14Методологический кризис и разделение на школы
Предмет психологии:
Структурализм – элементы психики;
Функционализм
– функции психики;
Психоанализ - бессознательное и его влияние на сознание;
Бихевиоризм
– поведение;
Гештальтпсихология – структуры психики;
Советская психология – высшие психические функции и деятельность.
Слайд 15Методы: проективные методики (психоанализ), эксперимент, формирование рефлекса, инструментальный метод.
Появление первых
концепций личности, теорий сознания, научения.
Экспериментальные исследования личности;
Введение в исследование личности
культуры и социального окружения;
Развитие отраслей психологии
Слайд 16Скрытый кризис психологии
Снятие вопроса о научном статусе психологии;
Признание мультипарадигмальности психологии;
Появление
множества школ и направлений психологии;
Методы: опросники, совершенствование экспериментальных методов, моделирование,
социометрия и др.;
Развитие психодиагностики;
Стремление к синтезу наиболее значительных достижений различных школ.
Слайд 18Научные и житейские психологические знания
Слайд 19Направления научных психологических знаний
Слайд 21Психика
это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира через построение неотчуждаемой от него картины
мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Источники психики: нервная система и ее клеточные аналоги.
Слайд 22Формы проявления психики (психические явления)
1. Психические процессы – это психические
явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.
2.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качество функционирования человека, характерное для него в каждый данный момент времени.
3. Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянные проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно - количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Слайд 23Формы психики
Формы проявления адаптивной функции психики:
А. Постоянства внутренней среды
организма для сохранения его целостности;
Б. Поведение – сложный комплекс реакций
живого организма на воздействия внешней среды.
Слайд 24Функция психики
обеспечение адаптация живого организма к окружающей среде через:
1. отражение
окружающей действительности;
2. обеспечение целостности организма;
3. регуляцию поведения.
Слайд 25Стадии развития живой материи:
I. Уровень до психического развития живой материи
(растения) характеризуется наличием раздражимости. Раздражимость – это элементарная способность избирательно
реагировать на жизненно важные (т.е. биотические) воздействия внешней среды.
Слайд 26II. Уровень психики характеризуется появление чувствительности и других форм психического
отражения. Чувствительность – это способность живого организма отражать и реагировать
на биологически нейтральные (т.е. абиотические) воздействия среды.
1. Стадия элементарной сенсорной психики: наличие ощущений (т.е. способность отражать отдельные свойства среды), способность к формированию элементарных условных рефлексов, научение через привыкание и методом проб и ошибок.
Представители: инфузория туфелька, улитки, морские звезды, дождевые черви.
2. Стадия перцептивной психики: наличие восприятия (т.е. отражение внешней действительности в форме целостных образов предметов), способность различать форму предметов, цвета, появление общения и группового поведения, наличие элементарных формы мышления: анализ и обобщение.
Представители: рыбы, птицы, насекомые, осьминоги.
Слайд 273. Стадия интеллекта: наличие интеллектуальной деятельности, способность переносить однажды найденный
принцип решения задачи в новые условия, создание и использование примитивных
орудий, познание окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, способность решать одну и ту же задачу разными методами, способность понять причинно-следственные связи между явлениями в практических действиях.
Представители: собаки, дельфины, обезьяны.
Слайд 28III. Уровень высших психических функций характеризуется наличием сознания. Только у
человека. Сознание – это высший уровень психического отражения действительности в
форме образов и понятий, результат общественно-исторического развития человека, его трудовой деятельности при постоянном общении с др. людьми.
ВПФ (высшие психические функции или сознание) характеризуется: активностью, произвольностью, опосредованностью, осознанностью, социальностью.
Слайд 29Предпосылки развития сознания:
1. Прямохождение освободило руки от функции передвижения, большой
палец стал противопоставлен другим пальцам, улучшилась координация движений. Человек стал
использовать руки только для изготовления, применения и хранения орудий труда.
2. Развитие головного мозга – увеличение площади коры головного мозга за счет появления извилин, дифференциация участков мозга, ответственных за интеграцию информации и произвольное поведение.
3. Возникновение речи и речевой коммуникации, необходимой для трудовой деятельности.
4. Развитие трудовой деятельности.