Слайд 1Мастер с большой буквы
125 лет со Дня рождения
М.А. Булгакова
Виртуальная выставка
Слайд 483.3(2=Рус)6
Поздняева Т.
Воланд и Маргарита / Татьяна Поздняева, - Спб.: Амфорд.
ТИД Амфора, 2007. – 446 с.
Книга московского искусствоведа Тaтьяны Поздняевой
пoсвящeнa oднoму из сaмыx извeстныx романов XX века «Мастер и Маргарита». Согласно оригинальной концепции автора, картина мира, представленная в романе, нoсит aпoкaлиптичeский xapaктep. Пpoблeмы дoбpa и зла, истины, жизни и смерти, поставленные Булгaкoвым, не нaxoдят oднoзнaчнoгo peшeния, а ощущение бого-оставленности зaстaвляeт гepoeв искать прибежища у темных сил.
Слайд 583.3(2=Рус)6
Соколов Б.В.
Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». / Б.В.
Соколов. - М.: Яуза, Эксмо. 2005. – 608 с.
Когда казнили
Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова? А когда происходит действие московских сцен "Мастера и Маргариты"? Оказывается, все расписано писателем до года, дня и часа. Прототипом, каких героев романа послужили Ленин, Сталин, Бухарин? Кто из современных Булгакову писателей запечатлен на страницах романа, и как отражены в тексте факты булгаковской биографии Понтия Пилата? Как преломилась в романе история раннего христианства и масонства? Почему погиб Михаил Александрович Берлиоз? Как отразились в структуре романа идеи русских религиозных философов начала XX века? И наконец, как воздействует на нас заключенная в произведении магия цифр?
Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в новой книге известного исследователя творчества Михаила Булгакова, доктора филологических наук Бориса Соколова.
Слайд 6 83.3(2=Рус)6
Земская Е.А.
Михаил Булгаков и его родные: семейный портрет /
Е.А. Земская. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 360
с.
Монография основана на материалах архива семьи Булгаковых, которые собирала, хранила и исследовала сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская .
Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит публикацию документов разного рода: это письма писателя М. Булгакова и адресованные к нему письма родных и друзей, письма его родителей, братьев, сестер; дневники членов семьи; воспоминания о жизни семьи в Карачеве на рубеже XIX—XX вв.; воспоминания о М. Булгакове; рассказы его братьев Николая и Ивана об эмиграции; некрологи на смерть деда М. Булгакова о. Михаила Покровского и на смерть его отца проф. Афанасия Ивановича Булгакова, также две статьи М. Булгакова: «Грядущие перспективы» (1919) и «Театральный Октябрь» (1920).
Публикуемые в книге материалы воссоздают не только атмосферу, царившую в доме родителей М. Булгакова, но и картину жизни русской интеллигенции и духовенства конца XIX – начала XX вв., раскрывают влияние семьи и города Киева на жизнь и творчество будущего писателя.
Вторая часть монографии содержит анализ материалов архива с историко-культурной и лингвистической точки зрения. Исследуются язык и стиль документов рубежа ХIХ—XX вв., которые представляют интерес для историка русского литературного языка.
Монография предназначена для всех, кто интересуется жизнью и творчеством Михаила Булгакова.
Слайд 783.3(2=Рус)6
Зеркалов А.
Евангелие Михаила Булгакова /Александр Зеркалов. – М.: Текст,
2003. – 189 с.
Книга Александра Зеркалова посвящена исследованию ершалаимских глав
романа «Мастер и Маргарита» через призму первоисточников булгаковского текста — канонических Евангелий, Талмуда, трудов древних историков и более поздних авторов, на которых прямо или косвенно указывает текст знаменитого романа. Зеркалов не отвергает того, что писалось о творчестве Булгакова до него, однако идет дальше своих предшественников: в свете его выводов текст романа приобретает новое значение, а Булгаков предстает не только выдающимся художником, но и вдумчивым исследователем, которому не чужд научный подход.
Слайд 8 83.3(2=Рус)6
Соколов Б.В.
Булгаков. Энциклопедия / Б.В. Соколов.- (Серия: Русские писатели.)
М.: Алгоритм. 2003. – 608 с., ил.
Михаил Булгаков — едва
ли не самый популярный русский писатель XX века. Первое издание булгаковской энциклопедии вышло в 1996 г. и было тепло встречено самым широким кругом читателей. Теперь на суд публики представляется второе издание, исправленное и значительно дополненное. В книге, с оригинальным авторским взглядом на жизнь и творчество замечательного писателя, читателю откроются многие тайны булгаковской биографии, раскроются прототипы полюбившихся персонажей произведений и замысловатые шифры "Мастера и Маргариты", "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега"... Здесь разрушаются мифы, созданные вокруг имени Булгакова и исследуются мифы, сотворенные самим писателем. Булгаковская энциклопедия — увлекательное чтение, в которой мировая демонология соседствует с историей христианства, масонская символика с актуальными политическими аллюзиями, имена родных и близких Булгакова — с именами великих философов и писателей, булгаковская Москва с таинственным Ершалаимом. Данная энциклопедия является наиболее полным, из существующих в настоящее время, сводом материалов о жизни и творчестве Михаила Булгакова.
Слайд 983.3(2=Рус)6
Боборыкин В. Г.
Михаил Булгаков: Кн. для учащихся ст. классов. /
В.Г. Боборыкин. – М.: Просвещение, 1991.-208с.
В книге рассказывается о сложной
судьбе писателя, о его литературной деятельности. Автор анализирует романы, повести, пьесы М. Булгакова («Белая гвардия», «Бег», «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита»). В заключительных главах речь идет о значении творчества Булгакова для наших дней, для современной литературы.
Слайд 1083.3(2=Рус)6
Дневник Елены Булгаковой / Гос.
б-ка СССР им. В. И.
Ленина; сост., текстол. подготов. и коммент. В. Лосева и Л.
Яновской; Вступ. ст. Л. Яновской. - М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. – 400 с. – (Из рукописного наследия).
Дневник Е. С. Булгаковой охватывает последний период жизни и творчества великого писателя и драматурга (1 сент. 1933 - 19 февр. 1940 г.). В нем зафиксирована повседневная жизнь писателя, его интересы, творческие планы, рабочие и дружеские встречи с деятелями искусства и литературы, подробно отражен процесс работы над романами "Жизнь господина де Мольера", "Мастер и Маргарита", пьесами "Пушкин", "Иван Васильевич", "Мольер", оперными либретто.
Для литературоведов, историков литературы, широкого круга читателей.
Слайд 1184(2=Рус)6
Белозерская-Булгакова Л.Е.
Воспоминания / Сост. и послесл. И. Белозерского. – М.:
Худож. лит., 1989. – 223 с.
Книга второй жены М.А.
Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской-Булгаковой (1895-1987) включает в себя несколько очень интересных и во многом публикующихся впервые материалов: «О, мед воспоминаний., частично под названием «Страницы жизни» изданных в сборнике «Воспоминания о Булгакове», М., Сов. писатель., 1988 никогда не публиковавшиеся воспоминания о годах ее вынужденной эмиграции в Константинополе, Берлине и Париже («У чужого порога»), об известном советском ученом — историке Е. В. Тарле (1875—1955) и очерк жизни Л. Е. Белозерской-Булгаковой, написанный ее племянником И. В. Белозерским, который и подготовил к изданию эту книгу. В качестве иллюстраций используются редко или вообще не публиковавшиеся фотографии Л. Е. Белозерской-Булгаковой, ее родственников,
М. А. Булгакова, его друзей и знакомых.
Слайд 1283.3(2=Рус)6
Смелянский А.М.
Михаил Булгаков в Художественном театре.
/ А.М. Смелянский. -
2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1989. - 432 с.,
[16] л. ил.
Михаил Булгаков говорил, что проза и драматургия для него как правая и левая рука пианиста. Но, если о прозе автора «Мастера и Маргариты» написано довольно много, то театральная его судьба освещена еще недостаточно. Книга А. М. Смелянского рассматривает историю таких пьес, как «Дни Турбиных», «Бег», «Мольер», инсценировки «Мертвых душ» и их постановки на сцене МХАТ. Завершается книга анализом «Театрального романа», как бы подводящего итог взаимоотношениям Булгакова и Художественного театра. Книга иллюстрирована. Рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся театром.
Слайд 1383.3(2=Рус)6
Чудакова М.О.
Жизнеописание Михаила Булгакова. / М.О. Чудакова. – М.: книга,
1988. – 496 с., ил.
Первая научная биография выдающегося советского писателя
М. А. Булгакова — плод многолетней работы автора. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулезно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик. Книга написана в яркой художественно-публицистической манере. Жизнь писателя дается на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни. Для широкого круга читателей.
83.3(2=Рус)6
Паршин Л.К.
Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. / Л.К. Паршин. – М.: Изд-во «Кн. Палата». 1991. – (Попул. б-ка). 208 с.
Книга, выходящая в год столетия Михаила Булгакова, содержит малоизвестные материалы о жизни и творчестве писателя. В первую очередь, это подробная беседа с первой женой Булгакова Т. Н. Кисельгоф, а также другие очерки, в которых раскрываются загадки писателя и его произведений.
Слайд 1484(2=Рус)6
Михаил и Елена Булгаковы.
Дневник Мастера и Маргариты. – М.: Вагриус,
2004. – 559 с.
В 1926 году органы ОГПУ изъяли у
Михаила Афанасьевича Булгакова дневник, красноречиво озаглавленный им "Под пятой". Больше писатель не решался обращаться к столь личностной форме изложения своих мыслей и переживаний, но мужественно продолжал спор творца с властью: его письма - к Сталину, правительству СССР, Ягоде, Рыкову, Луначарскому, Горькому, родным, друзьям развили и углубили многие мысли дневника.
С 1933 года и до самой смерти писателя дневник, по его настоянию и часто под его диктовку, вела Елена Сергеевна Булгакова - верный друг и жена Мастера, прообраз Маргариты в знаменитом романе. Дневники и письма Булгаковых составили летопись жизни классика литературы XX столетия. Читаются они с захватывающим интересом - как повесть о трагической судьбе художника в тоталитарном государстве.
Слайд 16Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но
вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Злых
людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза-никогда!
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Слайд 1783.3(2=Рус)6
Урюпин И.С.
Творчество М.А. Булгакова в национально-культурном контексте эпохи: монография. /
И.С. Урюпин. – Елец. ЕГУ им. И.А. Бунина, 2015. –
380 с.
Творчество М.А. Булгакова рассматривается в монографии в контексте традиций русской национальной культуры, определивший уникальный художественный мирообраз писателя, сформировавшийся под влиянием комплекса самых разнообразных нравственно-этических, религиозно-конфессиональных, философско-интеллектуальных, фольклорно-мифологических традиций России, ее уникальной «семиосферы». В работе представлена развернутая историко-философская парадигма творчества писателя, в которой обнаруживается системное взаимодействие различных культурно-национальных мифопоэтических, архетипических кодов, художественно синтезированных в самобытные булгаковские образы.
Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных специальностей и всем тем, кто интересуется русской литературой, культурой и философией.
Слайд 1883.3(2=Рус)6
Урюпин И.С.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте традиций
русской национальной культуры: монографии. / И.С. Урюпин.- Елец: ЕГУ им.
И.А. Бунина, 2008.-246 с.
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» рассматривается в монографии в контексте традиций русской национальной культуры. В тесной связи с нравственно-этическими исканиями крупнейших отечественных мыслителей русского религиозно-философского Ренессанса в работе исследуются библейские образы-архетипы, нашедшие творческое переосмысление в «ершалаимских» главах «Мастера и Маргариты», в которых евангельская истина, имеющая универсально-вселенское значение, проступает сквозь призму духовного опыта русской интеллигенции первой трети ХХ века. В монографии представлена развернутая историко-философская парадигма романа «Мастер и Маргарита», в которой обнаруживается системное взаимодействие различных культурно-национальных мифопоэтических кодов, художественно синтезированных в самобытные булгаковские образы.
Книга адресована преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных специальностей и всем тем, кто интересуется русской литературой, культурой и философией.
Слайд 1983.3(2=Рус)6
Комлик Н.Н., Урюпин И.С.
«…Пишу вам из России…»: русское Подстепье в
творческой биографии Е. И. Замятина и М. А. Булгакова: монография.
/ Н.Н. Комлик., И.С. Урюпин. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007.-183 с.: ил.
Главным предметом исследования в монографии становится творческое наследие двух больших русских писателей – Е. И. Замятина и М. А. Булгакова, жизнь и деятельность которых имеет глубинную связь с «черноземным нутром», корневой Лебедянью, входившей некогда в Елецкую провинцию. В книге в исчерпывающем виде предстает лебедянская атрибутика творчества этих художников: история русского Подстепья, его святоотеческие традиции, топография и этнография, географические приметы елецко-липецкой земли, прототипы героев, языковые особенности, родословные писателей, нашедшие отражение в их произведениях. Избранный ракурс исследования помог выйти на качественно новый уровень осмысления, позволяющий осознать творчество Е. И. Замятина и М. А. Булгакова как уникальный феномен, обусловленный не только общероссийскими, но и региональными культурологическими, историческими, мировоззренческими факторами. Книга вносит значительный вклад в методологию исследования «живой» литературы, истории, «живого» литературного процесса и будет иметь серьезное практическое применение в осуществлении проекта туристско-рекреационной зоны «Елец».
Слайд 2083.3(2=Рус)6
Урюпин И.С.
Идея «живого Бога» в философии русского религиозного Ренессанса и
в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: учебное пособие. /
И.С. Урюпин. – Елец:
ЕГУ им. И.А. Бунина. 2005. – 169 с.
В пособии осуществляется анализ романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте традиций русского религиозного Ренессанса, исследуется магистральная для отечественной философии рубежа ХIХ – ХХ веков идея "живого Бога", ставшая фундаментом этической концепции произведения, раскрывается фундаментальная для христианского мировидения духовно-нравственная парадигма "ума" и "сердца", являющаяся основой мотивной и образной структуры романа. Данное издание адресовано студентам гуманитарных специальностей (филологам, философам, историкам, религиоведам и др.) университетов в качестве учебного пособия по спецкурсу, а также может быть использовано в практике вузовского и школьного преподавания русской литературы ХХ века.
Слайд 21Булгакову удалась прежде всего «самая стихия жизни и ее тревожный
пульс».
(М. Гофман)
Слайд 23Художественные фильмы по произведениям
М.А. Булгакова
«Бег» 1970 г.
«Иван Васильевич меняет
профессию» 1973 г.
«Дни Турбиных» 1976 г.
«Собачье сердце» 1988 г.
«Мастер и
Маргарита» 2005 г.
Театральный роман» 2003 г.
«Роковые яйца» 1995 г.
«Белая гвардия» 2012 г.
Слайд 24Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды
останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который
бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?
Слайд 25За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете
настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Слайд 27Научная библиотека
ЕГУ им. И.А. Бунина
Отдел научной и художественной литературы
Елец 2016